ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.


Повышение двигательной активности обучающихсяпосредством реализации программы физического воспитания
Введение
С 2013 года наша школа является пилотной площадкой по реализации региональной программы здоровьесбережения. В 2013-2014 учебном году участвуя в работе по составлению данной программы, в соответствии с рекомендациями педагогического мониторинга, обратил внимание на то, что по некоторым критериям, таким как: «Физвоспитание в режиме дня школы», «Внеклассная физкультурно-спортивная работа» наши показатели являются репродуктивными (низкими). Обучающиеся не получают в должной мере норму суточной двигательной активности.
Посещая родительские собрания в классах, которых я преподаю, часто слышу от родителей, что детей очень трудно оторвать от компьютера и телевизора, ребёнок «живёт в телефоне», и в целом дети ведут малоподвижный образ жизни. Что делать??? Как бороться с гиподинамией??? Как спасти современного школьника???
Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное бездействие.
Аристотель
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективнейшее лечебное средство. Но к сожалению, в последнее время мы наблюдаем дефицит двигательной деятельности человека, что уже стало тревожным. Следовательно, образ жизни и деятельности современного общества влекут за собой гиподинамию, и очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности человека, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.
Современные дети ведут недостаточно подвижный образ жизни, проводя много времени за компьютером, телевизором. Поэтому нам - взрослым необходимо вернуть детей к активному образу жизни, привить любовь к спорту.
Таким образом, одним из ведущих направлений моей педагогической деятельности является «Повышение двигательной активности обучающихся посредством реализации программы физического воспитания».
Работая над данной проблемой, я поставил следующую цель.
Цель: Определение педагогических условий повышения двигательной активности обучающихся.
Достижение данной цели требует решение следующих задач.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигательной активности школьников.
2. Разработать систему активизации двигательной активности учащихся посредством урочных и внеурочных форм организации физического воспитания.
3. Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
4. Повысить уровень физической подготовленности школьников.
5. Привлечь к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях классных руководителей, учителей, родителей.
Поставленные задачи решаю всем комплексом средств физического воспитания: правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья физического развития, подготовленности детей.
Какого же результата я хочу добиться???
Ожидаемые результаты:
Повышение качества знаний по предмету.
Укрепление физического здоровья учащихся и активизация их самостоятельной деятельности. Снижение заболеваемости учащихся.
Повышение положительной мотивации к занятиям и сознательного использования физических упражнений для физического самосовершенствования.
Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу – оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.
Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность.
Важно отметить, что существует специальный механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Этот механизм называется «потребность в двигательной активности». В Гигиенических требованиях к условиям обучения школьников отмечается необходимость организации их оптимального суточного двигательного режима.
Нормы суточной двигательной активности школьников.
Возрастная группа (лет) Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)
7-10 3,0-3,6
11-14 3,6-4,8
15-17 (юноши) 4,8-5,8
15-17 (девушки) 3,6-4,8
В настоящее время программа физического воспитания детей школьного возраста, предусматривая только два в 5-7 классах (без внеурочной деятельности), три физкультурных занятия в неделю – это обеспечивает двигательный режим всего на 14,5 %.
Решением данной проблемы является введение различных форм двигательной активности, как во время урока, так и после.
Основные средства и формы организации двигательной активности являются:
● Утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках.
● Подвижные игры на переменах.
● Внеурочная деятельность.
● Прогулки, экскурсии на свежем воздухе.
● Школьные спортивно-оздоровительные мероприятия, соревнования и спортивные праздники, в которых мы с коллегами личным примером показываем что такое «В здоровом теле – здоровый дух!».
● Уроки физической культуры.
Так каких же результатов достигли мои ученики повысившие уровень своей двигательной активности?
Качество обученности:
2013-14 уч. год 2014-15 уч. год 2015-16 уч. год
84% 89% 92%
Результаты педагогического мониторинга здоровьесберегающей деятельности:
- Физвоспитание в режиме дня школы: 65% - средний уровень.
- Внеклассная физкультурно-спортивная работа: 65% - средний уровень.
- Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся – 65% - средний уровень.
Школьные команды, руководителем которых я являлся, стали победителями и призёрами муниципальных, зональных и областных соревнований таких как:
- Волейбол;- Футбол;
- Баскетбол;
- Лёгкая атлетика;
- Допризывная и призывная молодежь;
- Областная спартакиада среди детско-подростковых клубов;
- Областной этап президентских спортивных состязаний.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы организации двигательной активности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Считаю, что повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой является одной из задач учителя.
Учебная работа для школьника – труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы. По мере увеличения ученического стажа растёт увеличение функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения. Вместе с тем постоянная двигательная активность является своего рода «пучковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей.
Таким образом, всё выше сказанное ещё раз подтверждает, что необходимо обращать особое внимание и всячески способствовать повышению уровня двигательной активности школьников.