Исследовательский проект Воспитание духовно-нравтственной личности и патриотического духа, через изучение танцевальной культуры казачества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР" г.п. ИГРИМ







Исследовательский проект
«Воспитание духовно-нравственной личности и патриотического духа, через изучение танцевальной культуры казачества».











Автор: Гайсина Юлия Валерьевна педагог дополнительного образования, первой категории





«В преподавателе знание предмета
далеко не составляет главного достоинства,
главное достоинство преподавателя в том,
чтобы он умел воспитывать своим предметом»
К.Д.Ушинский

Краткая аннотация проекта:
Проект представлен педагогом дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра п. Игрим Гайсиной Юлией Валерьевной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Проект ориентирован на учащихся казачьих классов, возраст учащихся 8-16 лет, направлен на создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания, развития творческого потенциала, посредством изучения танцевального казачьего фольклора, и здоровье сберегающих технологий, для формирования духовно эмоциональной сферы учащихся.
Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе педагогов дополнительного образования, а также педагогов хореографов в общеобразовательных учреждениях.
Направления проекта.
Проект рассчитан на 3 года.
Направления
Задачи

В области формирования личностной культуры:
 
- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
- воспитывать  личность, способную принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной, обладающей качествами духовности, культуры, толерантности.
-создать условия для принятия учащимися  базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- учить  выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-воспитывать качества личности: трудолюбие, способность  к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость  в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:
 
- воспитывать  чувства личной ответственности за Отечество;
-воспитывать  патриотизм и гражданскую  солидарность;
-развивать  навыки  организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, в решении общих проблем;
-создать условия для воспитания  доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- создать условия для воспитания  толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:
 
- воспитывать  у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формировать  представления о семейных ценностях;
-знакомить учащихся  с культурно-историческими и
этническими традициями российской семьи.

Направления
Ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к Родине, своему народу, своему краю, свобода личная и национальная, доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Нравственный  выбор;  жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей;
уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.



Обоснование необходимости проекта.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - педагогам, психологам, воспитателям. Ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности детей.
Особенность данного проекта в том, что от блока к блоку, в процессе изучения танцевальной культуры казачества, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Данный проект актуален, так как способствует формированию активной жизненной позиции, нравственных и духовных ценностей, возрождению традиций нашего народа и патриотического воспитания.
Воспитание у подрастающего поколения патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины – это систематическая и целенаправленная деятельность. В данном проекте за основу такой деятельности взято изучение танцевальной культуры казачества., которая передавалась стариками и воспитывала у казаков чувство гордости и патриотизма.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в использовании векового опыта и традиций российского казачества в воспитании молодёжи и подрастающего поколения.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей и подростков о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Сейчас большое внимание уделяют развитию казачьего и кадетского движения, которое напрямую связанно с духовно-нравственным воспитание личности. В больших городах казачье и кадетское движение действительно активно развивается и функционирует. Но эта активность и развитость еще не настолько популярна в маленьких населенных пунктах. В г.т.Игрим (Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Березовский район), кадетское и казачье движение появилось не так давно, поэтому проект « Воспитание духовно-нравственной личности и патриотического духа, через изучение танцевальной культуры казачества» вызвал интерес не только у детей, входящих в эти движения, но и общественности г.п.Игрим,, т.к. эта форма работы нова, и еще не использовалась.
  В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и фольклору казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др.
Традиционные основы воспитания и образования все чаще подменяются «более современными»:
- педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
- любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения;
- интерес к отечественной культуре – интересом к иностранным языкам и традициям.
Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему духовно- нравственных эталонов детей, молодежи, именно поэтому современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества как средствам воспитания подрастающего поколения. Традиция выступает в качестве исторической предпосылки и в качестве средства формирования системной целостности. Следуя обычаям, соблюдая ритуалы, люди тем самым объединяются в определенную общность. Традиции, на мой взгляд, не только обязывают, но и связывают, и эта их сторона не менее важна, чем первая; связывают правилами поведения, способом действий. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали свое право на существование. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Для эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся казачьего кадетского объединения ДЮЦ, был разработан проект по изучению и освоению танцевального казачьего фольклора.
Специфика данного проекта позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания.
Проект составлен в соответствии с документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Программа развития воспитательной системы в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 года.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
Целевая программа ХМАО– Югры «О развитии российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 – 2015 годы»
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2015 годы»
Проект «Воспитание духовно-нравственной личности и патриотического духа, через изучение танцевальной культуры казачества» укладывается в программу развития МБОУ ДОД ДЮЦ «Школа социальной зрелости» на период 2009-2014 года, одна из задач которой - создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания учащихся и реализации творческого потенциала ученика, его саморазвития.
Основой создания проекта послужили не только цели и задачи, поставленные на государственном и муниципальном уровнях, но и богатый практический опыт работы творческого объединения «Сибирочка» МБОУ ДОД ДЮЦ г.п. Игрим.
Творческое объединение «Сибирочка» работает в ДЮЦ г.п. Игрим более 8 лет. Коллектив пользуется заслуженной популярностью среди молодежи и взрослых, принимает активное участие в общественной и культурной жизни поселка и района: районный фестиваль «Божий дар», «Патриот», поселковые мероприятия: «День поселка», «Проводы зимы», «Красные маки», «День Победы» и др.
Благодаря участию в этих мероприятиях у детей начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный.
Наш проект нацелен на духовно-нравственное воспитание на традициях казачества, – которое выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Ведь традиции казачества позволяют привить учащимся нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей. Исходя из всего вышесказанного мы определили цель проекта.
Цель исследовательского проекта - выявить условия для духовно- нравственного воспитания учащихся в процессе занятий хореографией и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.
Объект данного исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся посредством хореографии.
Предмет исследования - условия, повышающие эффективность духовно- нравственного воспитания учащихся посредством хореографии.
Гипотезой исследования: духовно- нравственное воспитание учащихся посредством хореографии будет эффективным, если:
- сущность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, будет понята и реализована, как гармоничное развитие духовных и творческих способностей ребёнка: способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;
- в педагогический процесс обучения хореографии будут введены содержание и методы, способствующие духовно-нравственному развитию учащегося: введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении проблем воспитания, общения, творчества, предоставление возможности нравственного выбора и др.;
- будет реализован комплекс необходимых педагогических условий: специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении танцевальной культуры казаков, сопутствующих предметов этики и эстетики;
- будут разработаны и реализованы критерии эффективности духовно-нравственного воспитания посредством хореографии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
- определить сущность духовно-нравственного воспитания, осуществляемого посредством хореографии;
- раскрыть специфику и потенциал хореографии в развитии духовно-нравственных ценностей учащихся;
- сконструировать модель духовно- нравственного воспитания учащихся посредством хореографии;
- выявить критерии нравственного воспитания учащихся посредством хореографии;
-разработать комплекс условий духовно-нравственного развития учащихся, посредством хореографии.
Методы реализации проекта:
Общенаучные:
теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
изучение передового педагогического опыта;
обобщение и анализ собственного опыта работы.
Эмпирические:
метод научного наблюдения;
опрос (интервьюирование, беседа);
метод тестирования;
организация и проведение педагогического эксперимента;
описательный метод;
анкетирование учащихся;
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Внедрение проекта в систему дополнительного образования, путем
добавления интеграции в процесс обучения и подготовки к большим мероприятиям и выступлениям:
- фольклорное пение казаков (для голосового украшения танцевальных казачьих номеров);
- столярно-плотницкое дело (для изготовления реквизита к выступлениям); и т.д.
В перспективе планирую: совершенствовать проект до программы по хореографии для казачьих кадетских классов, с разделением групп по возрастам, с учетом возрастных особенностей детей. Ввести беседы о быту казаков, о более углубленном знание особенностей музыкального материала и одежды, связанных с региональными особенностями.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- определена сущность духовно-нравственного воспитания посредством хореографического искусства;
- раскрыты специфика и потенциал хореографического искусства в развитии духовно- нравственных ценностей учащихся;
- сконструирована модель духовно- нравственного воспитания учащихся казачьих классов посредством хореографического искусства;
- разработан и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность духовно-нравственного воспитания казаков посредством хореографического искусства;
- выявлены критерии, показатели духовно-нравственного воспитания учащихся казачьих классов посредством хореографии.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций не только педагогом дополнительного образования, но и в общеобразовательных школах, а также в детских школах искусств. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс духовно-нравственного воспитания через танец. Ценность проекта в его практической направленности на развитие духовно-нравственного воспитания учащихся, включающее в себя совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, самостоятельности, которые позволяют учащемуся самореализоваться. Проект требует минимальных ресурсов, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности дополнительного образования. Кроме того, проект повторяем, он может быть реализован в любом образовательном учреждении.
Ресурсное обеспечение.
Организационные ресурсы:
учебно-воспитательная система дополнительного образования (педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, звукорежиссер, администрация ДЮЦ).
Информационные ресурсы: учебно-методические комплексы по танцевальной культуре казаков, дополнительная и справочная литература, интернет.
Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения детей (грамоты, призы), участие в конкурсах и концертах.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный класс.
Оборудование класса: станки, зеркала, маты, раздевалка, комната для преподавателя.
Техническое оснащение: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамера.
Сценическая площадка для репетиций.
Оформление концертных номеров:
изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
обувь для сцены (каблучная) и для занятий;
бутафория;
оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
6. Компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение:
Наглядный материал:
Позиции и положения рук;
Позиции и положения ног;
Положения в паре;
Композиционные построения;
Терминология (на карточках);
Примеры различных видов разогрева (у станка, на полу, на середине зала) Методические разработки:
Презентация открытого урока «Народный танец – от истоков и до наших дней».
Презентация «Танцевальная культура Сибирских казаков».
Разработки бесед:
«Волшебный мир танца».
«Тело в танце».
«Поговорим о гигиене»и др.
Сценарии игровых программ:
«Спортивный фестиваль».
«Россия - родина моя» и др.
Подборка музыкального материала:
Для проведения разминки.
Для открытых занятий.
Для постановки танцев.
На релаксацию.
Видео материал:
Фестиваль «Золотые купола».
Фестиваль «Открытая Европа».
Фестиваль «Сибирь» зажигает звезды.
Концерты танцевальных коллективов.
Концерты народных ансамблей.
Партнеры по внедрению данного опыта являются учащиеся творческих объединений «Кадет», и «Сибирочка» педагоги дополнительного образования, заместитель директора по ВР, психолог и социальный педагог, родители.
Целевая аудитория: учащиеся казачьего класса.
База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г.п. Игрим.

Основное содержание проекта.
1.«Теоретические основы изучения танцевального фольклора казаков как инновационного подхода в образовательном процессе хореографического объединения».
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании условий эффективного использования хореографического искусства в духовно-нравственном воспитании учащихся казачьих классов, а именно:
- введение учащихся в мир ценностей, оказании педагогической помощи и поддержки в решении проблем обучения, общения, творчества, предоставлении возможности нравственного выбора и др.;
Педагогическими условиями духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях хореографией, становятся:
- стиль ведения:  разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала;
- общение: создание в коллективе обстановки доброжелательности; характер общения и обязательная похвала;
- организация: воспитание и развитие танцевальной выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; использование всего спектра хореографии, с основой на сюжетно-образной хореографии казаков;
- коррекция: воспитание живописным изображением танцевальных образов; гимнастика  для коррекции движений и правильного положения частей тела;
- культура: создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного человека; воспитание основ зрительской и исполнительской культуры;
- музыка: воспитание с использованием разнообразной, разнохарактерной, классической, народной, исторической и современной музыки;
- самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных хореографических моментов и решение новых оригинальных движений и этюдов, воспитывающих самостоятельность и творческие способности.
Авторский проект исследования по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся на занятиях хореографией, которая охватывает следующие разделы, объединенные в непрерывно выполняемый комплекс:
- ритмика - соответствие музыкальному ритму и темпу, возможность находить наиболее нравственно-интересные стороны жизни. Воспитание способности продуктивно работать в коллективе, расположение к общению, доброжелательность, работоспособность;
- классический танец - воспитание духовно-нравственного потенциала на основе знакомства с мировой художественной культурой. Устойчивая мотивация к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, широкие познавательные интересы и потребности;
- народный танец - воспитание в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Развитие общечеловеческих сокровищ народного духа нравственных взглядов как ценностных образований;
- импровизация движений - создание ситуаций, в которых имеется возможность проявлять доброту, чуткость и развитие творческих способностей;
- постановка, репетиция номера - ознакомление с нормами нравственности. Воспитание ценностного отношения к собственной выдержке как к слагаемому долга перед людьми.
Модель процесса педагогической организации духовно-нравственным воспитанием в условиях занятий хореографией, предусматривающая:
- аксиологический подход, ориентация на развитие личности учащегося, его существенных возможностей, признание человека наивысшей ценностью;
-личностно-ориентированный подход позволяет поддержать эмоциональное благополучие учащегося; помогать обнаружить ошибки, терпеливо, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены;
- деятельностный подход, определяющий культуру как основу творческой активности учащегося, как способ бытия. Данный подход предполагает обновление знаний ценностных ориентации, формирование нового опыта в процессе воспитания путем включения учащегося в активную познавательную деятельность;
-культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности;
-кинетический подход, обучение совершенному владению хореографическими навыками (от греч. kinetikos - приводящий в движение); 
-этнопедагогический подход, включающий учет культурно-исторических традиций народа, этнопедагогических ценностей в воспитании, сформированных этнопсихологических особенностей личности как представителя определенного этноса.
Опора педагогов на современные принципы воспитания
духовно-нравственных качеств:
Принцип природосообразности - исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал учащийся с его конкретными особенностями и уровнем развития. Суть этого принципа предполагает рассмотрение ребенка как неотъемлемой части Матери-природы, помимо этого воспитание эстетического отношения, уважения к природе, преклонения, любви, бережного, чуткого отношения к природному окружению.
Принцип наглядности выступает в качестве логической основы построения системы нравственно-эстетического воспитания.
Принцип связи музыки с жизнью предполагал постоянное соответствие музыкальных произведений с уровнем понимания детей, общего развития и степени музыкальной подготовки, осознание детьми собственных многообразных переживаний на основе восприятия музыки как специфического отражения явлений окружающей жизни. Музыкально-эстетические переживания не должны оставаться изолированными, а связываться со всей духовной и физической жизнью учащегося.
Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов танцевально-эстетической деятельности. Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка танца, других искусств.
Принцип эстетизации обеспечивает наполнение жизни учащегося палитрой их переживаний от соприкосновения с прекрасным, овладения языком танцевального искусства.
- создании творческо-воспитательной среды жизнедеятельности;
- использовании в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию духовно- нравственной культуры учащихся;
Этапы реализации проекта.
Этап
Цели
Задачи

I этап: проектный
2012-2013 учебный год
Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания
1.Изучить нормативную базу.
2.Разработать, обсудить и утвердить проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию: «Воспитание духовно-нравственных качеств и патриотического духа через танцевальный казачий фольклор»
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический
2013-2014годы
Реализация проекта «Воспитание духовно-нравственных качеств и патриотического духа через танцевальный казачий фольклор»


1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с представителями казачества и другими организациями.
4. Проводить мониторинг реализации проекта.
5. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический
2014-2015 учебный год
Анализ итогов реализации программы
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3.Спланировать работу на следующий период.


Критерии оценки эффективности духовно- нравственного воспитания учащихся посредством хореографии:
- ценностные духовно-нравственные ориентации - умение ориентироваться в потоке получаемой информации, отличать истинные нравственные и духовные ценности от мнимых;
- эмоциональная развитость - означает интенсивность эмоций и чувств, тонкость их градаций облагораживающих духовный мир человека;
- художественно-образное восприятие танцевального движения - предполагает способность ребенка к эстетическому восприятию действительности, технике исполнения движений;
- устойчивость нравственных принципов - умение дать обоснованную нравственную оценку объекту;
- музыкально-творческие способности - творческие проявления, умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку.
В подборе музыкального и танцевального материала педагог-хореограф должен руководствоваться принципом воспитывающего обучения. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и художественной составляющей.
Реализация данного принципа возможна, прежде всего, благодаря, педагогическому потенциалу танцевального фольклора казачества.
«Поскольку казачество выступает носителем уникальной для России культуры гендерного типа, где центральное место занимает мужчина-воин, то в процессе его изучения происходит присвоение таких ценностей, как смелость, отвага, мужество, ответственность, выносливость, упорство, свободолюбие, любовь к Родине, удальство, товарищество, сила воли и т.д. Казачий танцевальный фольклор обеспечивает включение учащихся в контекст казачьей культуры, в результате чего у них формируется целостная картина этнотанцевальной культуры казачества».
Таким образом, изучение танцевальной культуры казачества с грамотно подобранным музыкальным и хореографическим материалом будет способствовать развитию чувства патриотизма, толерантности, интереса к культуре своего и других народов, эффективности духовно-нравственного воспитания.
Традиционные свойства казачьего танцевального фольклора, воспитывают:
коллективный характер творчества;
вариативность;
открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в объединении, так и для раскрытия творческих способностей личности.
Особенно ценно то, что благодаря использованию танцевального фольклора казаков развиваются духовно-нравственные ценности и идеалы личности.
(Имеются ввиду архетипы, представляющие собой наиболее древние и распространенные в культурах разных народов образы матери, героя, домашнего очага, младенца, природы ит.д.). Мелодика старинных казачьих песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает разнообразием и красотой. Она учит гармонизации внешнего и внутреннего мира человека, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами природы.
Теоретико-методологические основания для исследования составили теории отечественных ученых:
1. идеи единства нравственных и эстетических ценностей (Р.В.Захаров, Ф.В.Лопухов, Л.Н.Столович и др.);
2. теории о влиянии искусства на развитие личности (В.С.Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и др.);
3. психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, Р.Р.Каракозов, Б.М.Теплов и др.);
4. закономерности эстетического воспитания (А.Я.Ваганова, К.Я.Голейзовский, Б.М.Неменский, В.Г.Крысько, И.А.Моисеев и др.);
5. идеи о педагогической направленности процесса формирования духовно - нравственных ценностей (Е.В.Бондаревская, В.И.Новикова, Н.В.Перчун и др.);

2.Практическая работа по реализации исследовательского проекта
«Воспитание духовно-нравственной личности и патриотического духа,
через изучение танцевальной культуры казачества».
Исследование проводилось на базе хореографического объединения народного танца «Сибирочка», муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра г.п.Игрим.
В реализации данного исследовательского проекта приняли участие 16 учащихся творческого объединения народного танца «Сибирочка» и 6 учащихся казачьего класса в возрасте 10 – 15 лет, а также педагог-психолог, звукорежиссер, социальный педагог и родители учащихся. Дети данного возраста характеризуются как индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективная направленность. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна. Задача педагога была - помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.
Многолетний опыт работы в творческом хореографическом объединении «Сибирочка» убеждает, что для достижения согласованности между педагогом и детьми большую роль играет педагогический принцип системности и последовательности в обучении. Данный принцип означает четкое и поэтапное планирование педагогом работы с детьми, правильный выбор нагрузки, репертуара.
На констатирующем этапе исследовательского проекта была изучена существующая практика духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, а также актуальность апробации проекта через изучение танцевального фольклора казаков, предложенной в теоретической главе.
Результаты диагностики реализации проекта, проведенные в начале исследовательской работы, свидетельствовали о недостаточно высоком развитии духовно-нравственных качеств учащихся в образовательном процессе. Уровень духовно-нравственных качеств на начальном этапе оценивался как высокий – у 16%, средний - у 54% респондентов, низкий – у 30%.
Анализ работы по проекту показывает, что наиболее трудным является начальный этап в обучении детей танцевальной культуре казаков, т.к. из физических упражнений в казачьих классах в основном только строевая подготовка, которая имеет отличия от хореографическим элементов.. По наблюдениям, нередко отсутствует четкая координация движений, умение подчинить тело темпоритму, диктуемому музыкой и т.д.
Оценка результативности развития духовно-нравственных качеств личности через изучение танцевального фольклора казаков, предполагала определение критериев и показателей. Данная совокупность критериев и показателей применялась как на констатирующем этапе эксперимента, так и на контрольно-аналитическом этапе для проверки результативности духовно-нравственных качеств личности.
Слова великого педагога А. Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».        Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы, дюц. Придерживаясь этого принципа на протяжении всех занятий присутствовал тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Чувствуя себя комфортно в такой атмосфере, обучение проходило легко и чувствовалась заинтересованность, увлечённость детей.
        Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.
                Как педагог, на занятиях я ставила перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся, и результаты были видны через несколько месяцев реализации проекта. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
Следует отметить, что на занятиях учащиеся вели себя открыто, непосредственно, и представали совершенно в другом образе: доброжелательные, многогранные. Изучив возрастные особенности данного казачьего класса, доверительные беседы, были незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Различные совместные мероприятия способствовали развитию, становлению и совершенствованию детей.
В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Для более эффективного обучения в течение реализации проекта применялись две группы методов:
- специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Метод упражнения (метод практического приучения). Это основополагающий метод для изучения танцевальных движений, который основывается на раздельном и многократном повторении, а также на принципах “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”. Большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Метода наглядного примера. Сущность данного метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя хореографии на учащихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством воспитания.
На занятии по хореографии эффективными являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия, метод проблемной ситуации. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях по изучению танцевальной культуры казачества сменялся творческим процессом; практическая работа - непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д.
Нельзя рассматривать каждый конкретный метод отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленных целей.
Отслеживание результативности освоения материала осуществлялось в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебных, тренировочных, показательных, а также в рамках постановочной и репетиционной работы.
Уровень освоения материала определялся по индивидуальной карте результативности. При оценке результативности освоения по проекту учитывалось участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.
Результаты детей по проекту, можно было отследить по уровням освоения изучаемого материала.
Высокий уровень: хореографический материал в соответствии с годом обучения освоен полностью; наблюдается точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов; исполнительские качества сформированы, полное включение в репертуар.
Средний уровень: неполное владение хореографическим материалом в соответствии с годом обучения; недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности; умение работать в ансамбле; исполнительские качества сформированы, полное включение в репертуар.
Низкий уровень: слабое усвоение хореографического материала соответствующего года обучения; неточное исполнение танцевальных комбинаций; навык работы в ансамбле развит недостаточно; частичный ввод в репертуар.
Этапы реализации проекта:
- организационный определение задач эксперимента, гипотеза, выбор методов (анкеты, тексты диагностических работ), сроки, этапы, подготовка материальной базы;
- практический - проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой технологии, методики, контрольные срезы;
- диагностический - анализ состояния, выявление противоречий (обоснование её актуальности);
- обобщающий - обработка данных, оформление и описание хода и результатов эксперимента;
- внедренческий - распространение новой методики, организация опыта по реализации нового.
В течение реализации проекта проводились:
открытые занятия по народному танцу с тематикой: «Народный танец - источник традиций русской культуры»
отчётный концерты «Жизнь танцу посвящаю», приуроченной к дню славянской письменности
Интегрированное занятие «Путешествие в мир музыки и танца» и т.д.
Результатом реализации исследовательского проекта является стабильно позитивная динамика развития творческого потенциала обучающихся, что иллюстрирует приведенный ниже мониторинг, на основе приведенных выше показателей.
Пример результатов мониторинга по основным показателям уровня воспитанности духовно-нравственных качеств.
По итогам мониторинга у всех участников проекте прослеживалась положительная динамика развития духовно-нравственных качеств: до реализации проекта высоким уровнем развития творческого потенциала обладали всего (19%) учащихся, после реализации (60%), средний уровень присутствовал у (30%) ребят, после у (40%) учащихся, низкий уровень до - (51%), после – 0.
Таким образом, реализация данного исследовательского проекта не только существенно развивает духовно-нравственные качества учащихся, но и создает условия для проявления инициативы, самостоятельности, умения работать в коллективе, учитывая интересы других, формировать круг общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. А также обеспечивает каждому ученику «ситуацию успеха», содействуя самореализации личности и воспитанию личности нового поколения, востребованной в современном социуме.
Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:
разработана программа дополнительного образования по хореографии «Танцевальная культура казаков»
повысился интерес к казачьему творчеству, как у сверстников, так и у педагогов и родителей учащихся.
для более усовершенствованной модели развития танцевального казачьего фольклора, был отдельно создан мужской класс, в котором обучение казачьему танцу выстраивается на трюковых моментах, и работе с шашкой.
Большинство участников проекта вступило в совет самоуправления «Лидер», что характеризует их, как людей, с активной жизненной позицией.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания
танцевальной культуры казаков, родителями учащихся
Вопросы


2012-2013
2013-2014


Общее количество опрощенных родителей
21
21

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания хореографии в объединении, которое посещает ваш ребенок?
95%
100%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет?
93%
100%

Как вы думаете, танец является важным в воспитании вашего ребенка?
100%
100%

Важно ли изучение танцевальной культуры казачества для будущего вашего ребенка?
80%
90%



Эффективность реализации исследовательского проекта определяется результативностью участия детей в конкурсах различного уровня

Муниципальный уровень:
учащиеся принимали участие в поселковых мероприятиях: («День поселка», «День пожилых людей», «День учителя», «День матери», «Новогодние встречи», «Рождество», «Проводы зимы», «9 Мая» и др.).
Федеральный уровень:
лауреаты 1-й степени первого открытого народного интернет - конкурса детского и молодежного творчества «Art Kinder House», 2012г;
Об эффективности внедрения проекта по танцевальной культуре казачества, в воспитательный процесс ДЮЦ, свидетельствуют результаты итоговой аттестации учащихся, где представлены оценки успеваемости по трехуровнему определению:
2012-2013 г.: высокий –70%, средний – 25%, низкий –5%
2013-2014 г.: высокий –90%, средний – 10%, низкий –0%.
Заключение.
В целом позитивные итоги исследования являются основанием для общего вывода о перспективности введения проектов художественно-эстетической направленности, т.к. участвуя в таких проектах, дети открыты, и готовы к любым изменениям в лучшую сторону, а значит закладывание фундаментальных качеств духовно-нравственной личности, будет проходит не навязчиво, а с огромным удовольствием и пользой, как для учащегося, так и для социума.
Перечень неисследованных проблем значителен, поскольку выполненная исследовательская работа лишь первая попытка теоретического и экспериментального обоснования педагогической модели воспитания личности в дополнительном образовании детей.
Предлагаемый в приложении материал по проекту может варьироваться каждым педагогом с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем учащихся, наличия других факторов.



Я убеждена, что решая вопросы духовно-нравственного воспитания, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. 


















Используемая литература
Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 1929-1931.-С. 163-167.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С.
Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425
Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990
Хрестоматия по педагогике.- Барнаул – 1999 г. С 153-155.
Книги по педагогике, психологии и философии http://www.p-lib.ru
Используемая литература (хореографического обучения)
Литература
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.
Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.
Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М., 1983.
Казачество в истории России: материалы всерос. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва), Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): матер. междун. науч.-прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).
Кашина Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.
Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. СПб., 2006.
Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.


Интернет источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html
http://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html
http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii





















Приложения
Приложение 1
Диагностическое обеспечение проекта

Карта результативности

Учебное занятие
Отслеживание освоения текущего проектного материала.

Показательное занятие
Отслеживание освоения проектного материала.

Постановочная и репетиционная деятельность
Отслеживание навыков исполнительского мастерства: работа в ансамбле, эмоциональность, манера и характер исполнения








Определение уровня освоения проектного материала








Высокий
уровень освоения

Средний
уровень усвоения

Низкий
уровень освоения








Полное
включение в репертуар

Не полное
включение в репертуар

Частичное
включение в репертуар









Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества

Выступления на концертах
разного уровня


Выступления на концертах ДЮЦ



Индивидуальная карта результативности Приложение 2


Освоение программного материала

Высокий уровень
освоения

Средний уровень
освоения

Низкий уровень
освоения

1. Азбука хореографии
Обладает хорошим апломбом. Освоены основные положения рук и ног. Знает, умеет и обладает навыками исполнения хореографического материала программы.
Обладает апломбом. Знает основные положения рук и ног. Знает и умеет исполнять хореографический материал программы.
Обладает слабым апломбом. Плохо знает и выполняет позиции рук, ног. Слабо знает и исполняет хореографический материал программы.

2.Танцевально-ритмическая координация движений
Хорошо развит музыкальный слух. Обладает координацией всего двигательного аппарата не зависимо от сложности движений и композиций.
Развит музыкальный слух. Обладает координацией всего двигательного аппарата, но наблюдаются недочеты в исполнении сложных композиций.
Слабо развит музыкальный слух. Наблюдаются недочеты в музыкально-двигательной координации в целом.

3. Эмоционально-творческое развитие
Обладает хорошими навыками образной игры. Проявляет творческую инициативность.
Обладает навыками образной игры. Иногда проявляет творческую инициативность.
Слабо проявляет навыки образной игры. Не проявляет творческой активности.

4. Постановочная и репетиционная деятельность
Очень хорошо знает и умеет выразительно исполнять танцевальные композиции, этюды и танцы.
Хорошо знает и умеет исполнять танцевальные композиции, этюды и танцы.
Знает, но слабо исполняет танцевальные композиции, этюды и танцы.

5. Концертная деятельность
Постоянно участвует в концертной деятельности коллектива.
Участвует в концертной деятельности коллектива.
Не всегда участвует в концертной деятельности коллектива.

6. Личностные качества
Организованный, самостоятельный. Доводит начатое дело до конца. Обладает силой воли, понимает значение результатов своего творчества.
Организованный, но не самостоятельный. Проявляет творческую активность. Пытается доводить начатое дело до конца.
Не организованный, не самостоятельный. Слабо проявляет творческую активность, не доводит начатое дело до конца.



Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по проекту оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами стали : экспертные суждения (родителей, партнеров организаций п.г.т. Игрим); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами в жизни, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации детей.
Приложение 3

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов

Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога

1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую общественную жизнь, реальность


Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

2 уровень
Получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Как правило, в процессе обучения , когда набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие учащихся друг с другом
Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень
Получение учащимся
опыта самостоятельного общественного действия.
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Создание для учащегося реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ребенка должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем


К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений тех кто участвовал в проекте, относятся:
ценностные ориентации, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с социальным педагогом и психологом.
Приложение 4

Критерии оценки уровня воспитанности учащихся.

Критерии
оценки
воспитанности
Характерные признаки


Отношение к собственному здоровью
Отношение к занятиям в ДЮЦ
Участие в мероприятиях ДЮЦ
Сформированность гигиенических навыков и привычек.
Отсутствие вредных привычек.
Опрятность.


Отношение к собственной учебной деятельности
Любознательность
Организованность
Собранность
Эрудиция
Широкий кругозор.
Ответственное отношение к посещению занятий.
Культура речи
Участие в мероприятиях ДЮЦ


Отношение к исторической памяти своего народа. Отношение к своей семье.
Уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа
Уважительное отношение к своим корням и истокам
Умение отстаивать свое мнение
Терпимость в отношении к близким и родным людям.
Трудолюбие. Желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Потребность в участии в социально значимых и гражданских проектах
Инициативность, забота об окружающих людях старшего поколения


Отношение к Родине. Патриотизм и гражданствен-
ность
Осознание своих прав и обязанностей как гражданина и человека.
Устойчивость взглядов и убеждений
Гордость за свою страну, ее историю и культуру.
Хорошее знание литературы и искусства своей страны
Законопослушание
Терпимость и умение противостоять негативным проявлениям в адрес Родины.


Планетарность мышления. Интернацио-
нализм .
Уважение прав и свобод других народов.

Умение вести диалог с представителями других народов и наций
Терпимость и дружелюбие
Способность к проявлению солидарности и поддержки
Отсутствие проявлений национализма, шовинизма и фашизма
Уважительное отношение к укладу жизни, обычаям и традициям других народов.
Умение проявлять взаимопомощь


Отношение к окружающим людям
Требовательность к себе
Стремление к самосовершенствованию
Доброжелательность
Приветливость
Отсутствие проявления хамства, грубости
Исключение из общения использования рукоприкладства, грубой силы
Исполнительность и ответственность
Умение держать слово
Умение контролировать свои слова и поступки


Отношение к культуре
Начитанность и эрудиция
Потребность в знании музыки, литературы, искусства
Этика и этикет в общении и взаимоотношениях
Культура общения с природой


Отношение к досугу
Стремление к интересной и разнообразной деятельности вне учебных занятий
Активное участие в мероприятиях ДЮЦ
Разносторонность интересов
Стремление к приобщению сверстников к интересной деятельности вне уроков
Отсутствие стремления к праздному времяпрепровождению
Трудолюбие
Целеустремленность
Проявление воли, умение сказать «нет»



Приложение 5

Особенности музыкального оформления занятий
Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании учащихся.
Музыкальное оформление носит двоякий характер: прикладной и художественный. Эти две стороны дополняют друг друга, взаимодействуя между собой, но ни одна из них не должна превалировать над другой. Не стоит увлекаться чрезмерной усложненностью музыкального материала в ущерб решению непосредственных учебно-технологических задач. При сохранении таких качеств, как образность, яркость, национальное и жанровое своеобразие, музыкальный материал должен в то же время максимально точно соответствовать хореографическому заданию, отражая особенности ритмического рисунка, динамики, логики, фразировки, присущих тем или иными движениям и элементам, формирующим лексику народно-сценического танца (в частности лексику казачьих плясок).
Очень важным в работе педагога-хореографа является вопрос выбора методов музыкального оформления. Метод предварительного отбора предполагает приспособление готовых музыкальных образцов к хореографическому учебному занятию и танцевальным композициям. В подборе материала педагог-хореограф должен руководствоваться принципом воспитывающего обучения. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и художественной составляющей.
Реализация данного принципа возможна, прежде всего благодаря, педагогическому потенциалу музыкального фольклора казачества. «Поскольку казачество выступает носителем уникальной для России культуры гендерного типа, где центральное место занимает мужчина-воин, то в процессе его изучения происходит присвоение таких ценностей, как смелость, отвага, мужество, ответственность, выносливость, упорство, свободолюбие, любовь к Родине, удальство, жертвенность, товарищество, сила воли и т.д. Казачий музыкальный фольклор обеспечивает включение учащихся в контекст казачьей культуры, в результате чего у них формируется целостная картина этномузыкальной культуры казачества».
Таким образом, изучение танцевальной культуры сибирского казачества с грамотно подобранным музыкальным материалом будет способствовать развитию чувства патриотизма, толерантности, интереса к культуре своего и других народов, эффективности духовно-нравственного воспитания.
Приложение 6

Современные электронные технологии и использование видеоматериалов в преподавании хореографии
В хореографическом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. Объяснение нюансов исполнения того или иного движения невозможно исключительно в описательной форме, особенно когда это касается специфичных черт хореографической лексики. Именно поэтому при изучении танцевальной культуры казаков актуальность приобретают современные электронные технологии визуальной подачи материала.
Развитие видеосервисов компьютерной сети Интернет в настоящее время сформировало своеобразное социальное явление – стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения, уникальные свойства, неповторимые моменты. Таким образом, возникла возможность ознакомления с современными тенденциями в развитии художественной культуры казачества, что способно влиять на становление профессиональных предпочтений и навыков педагога, существенно расширяя кругозор и полноценность владения предметом. Так же на видеосервисах доступно творчество профессиональных коллективов, работающих на хореографическом материале танцевальной культуры казачества, который является основой для создания методических материалов. Использование электронных технологий в рамках реализации данной программы обеспечивает постоянный процесс самообразования педагога в области танцевальной культуры казачества, а также его постоянную осведомленность в процессе возрождения казачества в условиях современности.
Эффективность электронных ресурсов на занятиях хореографии проявляется на следующих этапах учебного процесса:
для успешного формирования правильных навыков исполнения требуется обязательный контроль и корректировка действий ученика со стороны педагога. В данном случае использование возможностей электронного обучения носит вспомогательный характер. Методические видеоматериалы по казачьим танцам могут быть направлены на формирование правильных представлений о технике исполнения, в виде эталонного показа, или специально подготовленных фрагментов, детально фокусирующихся на нюансах исполнения тех или иных движений. Тематические ролики позволят учащимся представить в полном масштабе и в завершенном виде изучаемые танцевальные элементы;
преимущества технологий электронного обучения не ограничиваются использованием видеозаписи для просмотра уже готового материала. Благодаря развитию цифровых устройств, появилась возможность записи видеороликов в повседневной работе. Если рассматривать возможность применения технологий записи цифрового видео в рамках постановочной и репетиционной работы, то записанные с помощью цифровых устройств видеоролики могут использоваться в качестве формы промежуточного контроля в процессе подготовки танцевальных номеров. У педагога появляется возможность многократного просмотра, что позволяет ему сохранить чистоту восприятия, которое снижается при систематической репетиционной работе. Это влияет на объективность оценки и повышает качество репетиционной работы;
видеозапись позволяет показать исполнителю, где и когда им допущена ошибка при выполнении танцевального движения или ошибка в исполнении танца. Просмотр и анализ видеозаписи конкурсных и концертных номеров совместно с учащимися запускает личностные механизмы самоконтроля и способствует развитию исполнительского мастерства.
Таким образом, создание видеометодических материалов в области хореографии является наиболее удобной формой, требующей минимальных ресурсов при наибольшей эффективности использования.
Приложение 7

Специфика танцевальной культуры казачества
и особенности содержания программы
Традиционная художественная культура казаков развивалась на основе слияния культур нескольких народов: русских, украинцев, белорусов и коренного населения. На раннем этапе освоения (к примеру – Сибири) казаки пытались сохранить свой культурный фонд, однако с течением времени он подвергся определенным изменениям, вследствие ассимиляции традиционной культурой других этносов Сибири.
Сибирское казачество, взаимодействуя с культурами коренных народов Сибири, не только влияло на их культуру, но и само ассимилировало элементы этих культур. Тем самым закладывались специфические признаки субкультуры сибирского казачества.
В связи с особенностями развития традиционной культуры сибирского казачества, вопрос о существовании казачьих танцев и танцевальной культуры не является столь простым, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, нет никаких сомнений в существовании явления «казачьи танцы», с другой – возникают вопросы о сущности танцев казаков. Существует ли единая жанровая система казачьей танцевальной культуры? Можно ли утверждать о существовании общеказачьих танцев с универсальной хореографической лексикой и пластикой?
Обозначенные вопросы еще не стали предметом широкого исследовательского интереса. В научном информационном поле не достаточно данных по танцам отдельных казачьих общин. Таким образом, следует отметить, что изучение танцевальной культуры сибирского казачества необходимо осуществлять во взаимосвязи теоретического и практического материалов.
теоретический – роль танцев в традиционной казачьей культуре;
практический – хореографическая лексика на основе русского народного танца (с учетом взаимодействия оригинального и заимствованного).
Исторически сложилось так, что потребность казачьей общины в песенных жанрах значительно выше, чем в инструментальных и танцевальных. Оригинальность казачьих песен является общепризнанным научным фактом. А какую роль в культуре казачества играл танец? Представление о нем как об элементе праздника препятствовало его активному развитию, ибо в этом значении танец не вписывался в военизированную культуру казаков. Представление о нем как о сакральном действе, проистекающем из древнейшего языческого источника, также не могло ни сохраниться, ни сформироваться в силу особых форм сложения казачьего субэтноса. Для древнейших танцевальных культур характерны имитация трудовых процессов, выполнение инициационной, нормативной, магической, терапевтической и других функций. Будучи культурой позднего формирования, казачья танцевальная культура не выработала и не «использовала» указанные функции в качестве доминирующих. Включение танца в казачью культуру на раннем этапе ее развития могло осуществляться только под знаком демонстрации силы, ловкости, воинской сноровки, кинетической виртуозности. Танцевальная музыка становится прежде всего формой выражения звуковой среды, обеспечивающей воинскую подготовку. В архиве фоно и фотодокументов в Москве есть видеозапись приезда Николая II в Екатеринодар. Встречающие казаки танцуют перед императором. Танец одного казака состоял в том, что он под музыку перепрыгивал через саблю, удерживаемую перед собой. Это был не столько танец, сколько своеобразное гимнастическое упражнение и, конечно же, демонстрация казачьей удали и ловкости.
Воспитание через танец ритмической координации движений, силы, ловкости было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.
Помимо военных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной культуры сибирского казачества. Обряды, народные праздники, игрища сибирских казаков имеют славянские корни, поэтому следует отметить их идентичность праздникам и обрядам русского населения, но в силу ассимиляции с другими этносами они имеют определенные особенности. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.
Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы. Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы. Первая группа представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца. Вторая - представлена преимущественно военной пляской, специфику которой определяют шермиции казачества. Специфика казачьей танцевальной культуры была учтена в подборе хореографического материала для содержания данной программы.
Содержание программы базируется на учебно-методических пособиях, в которых большое внимание уделяется стилистическим особенностям русского народного танца в соответствии с их региональной и областной спецификой, в частности подбор содержания осуществлялся в рамках стилистики русского народного танца сибирского региона. За основу были взяты: Климов А. Основы русского народного танца, Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца, Зацепина К. Народно-сценический танец, Ткаченко Т. Народный танец, Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.










13PAGE 15


13PAGE 144015




15