Из опыта работы Метод проектов в преподавании истории и во внеклассной работе
Дата рождения: 01.06.1966 г.
Образование: высшее, Симферопольский государственный университет им. М.В.Фрунзе, 1993 г.
Специальность: учитель истории и обществознания
Квалификационная категория: высшая
Звание: «старший учитель»
Развитие личности происходит тогда, когда созданы неограниченные возможности для деятельности и совершенствования. Таким образом, среди инновационных методик и технологий метод проектов занимает одно из главных мест, поэтому вошел в учебно-воспитательный процесс школ, гимназий и лицеев.
Я хочу поделиться своим небольшим опытом по применению данного метода во внеклассной работе по истории среди старшеклассников Ровновской общеобразовательной школы, в которой мне довелось проработать 21 год и Янтарненской ОШ, где в настоящее время я преподаю историю и обществознание.
Коллеги, которых заинтересует метод проектов, в этой работе могут найти теоретический материал, который собран из разных источников и, непосредственно, советы по практическому использованию проектной методики во внеклассной работе.
“Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить” (Жак Делора)
І. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Проектная технология возникла в США во второй половине XIX – в начале XX столетия вначале в сельских школах, а позже распространилась и на городские учебные заведения. Идеология, на которой формировалась проектная технология, была разработана известным американским педагогом и философом-прагматиком Джоном Дьюи , основателем педогогоцентрической теории и методики преподавания. Целью обучения он считал не вооружение ребенка большим объемом книжных знаний, а развитие умения использовать каждую каплю своих знаний в зависимости от потребностей определенной ситуации.
Обобщение метода проектов было осуществлено профессором педагогического колледжа Колумбийского университета В. Килпатриком. В 20-х годах XX столетия метод проектов распространился в СССР, особенно в Украине. Так, уже в 1929 году Григорий Ващенко описал его в дидактико-методической книге «Общие методы обучения». Но в советской школе этот метод не прижился, более того, превратился в один из неудачных педагогических экспериментов. Григорий Ващенко сделал из этого вполне логический вывод: «Применение методов обучения, которые имеют цель развить личную инициативу ученика и дух вольных творческих поисков, невозможно в странах с тоталитарным режимом».
В 1990-х годах метод проектов был возрожден в российской школе и в практике отдельных украинских учителей.
Так, директор негосударственного лицея «Ковчег XXI г. Красногорска Московской области Р.Курбатов разработал инновационный проект обучения в основу которого положен метод проектов и школа «диалога культур». Это нововведение получило второй грант на конкурсе инновационных проектов российского отделения фонда Сороса (1995г.).
К.Баханов, проректор Бердянского государственного педагогического университета, вывел этот вопрос на «новый современный уровень» и содействовал популяризации метода, пояснив суть проектной технологии и практику использования ее на уроках истории в современных школах Украины.
Широко используется метод проектов в Украинском гуманитарном лицее Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Лицеисты под руководством высококвалифицированных педагогов на протяжении летней практики выполняют коллективный проект, защита которого происходит в октябре-ноябре.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Проектная технология (проектная система, в частности, по определению К.Баханова, «технология обучения – это обоснованная дидактическая система, которая гарантирует достижение определенной учебной цели через четко обозначенную последовательность действий, спроектированных на решение промежуточных целей и заранее обозначенных конечных результатов») построена на методе проектов (методе целевых заданий, методе проблем), который предусматривает организацию обучения, по которой учащиеся получают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Каждый такой проект имеет четкую технологическую структуру, которая состоит из определения темы, постановки проблемы, формирования исследовательских групп, их поисковой деятельности и конструирования самого проекта, который предлагает программу решения обозначенной проблемы.
Цель обучения по проектной технологии – это создание условий для самообучения учащихся, пробуждения их инициативы, интересов, стремлений. Главной идеей проектов сегодня является перенесение акцентов в обучении с «вооружения учащихся крепкими и глубокими знаниями» на обновление человека: развитие мышления, формирование характера. С таким подходом к преподаванию истории главное, чтобы учащиеся уяснили для себя сущность академических исторических концепций, научились критически воспринимать информацию, критически мыслить и формировать личное мнение через изучение многих фактов и мнений. Именно поэтому основными положениями проекта являются :
Предоставление учащимся максимально возможной свободы в вопросах выбора содержания, форм и сложности заданий.
Приоритет исследовательской деятельности, возможности творческого открытия каждого учащегося, проявление его разнообразных талантов (актерского, режиссерского, ораторского, философского).
Равные возможности «сильных» и «слабых» учащихся (каждый ученик выбирает для себя задание, которое ему под силу, и форму его выполнения).
Проектная технология предусматривает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, способов (см. приложение №1). Таким образом, суть проектной технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, которые предусматривают владение необходимой суммой знаний, и через проектную деятельность, которая предусматривает решение одной или целой связки проблем, показать практическое применение приобретенных знаний. От теории к практике, гармонично объединяя академические знания с прагматическими, поддерживая соответствующий баланс на каждом этапе обучения.
В ходе использования технологии решается целая связка разноуровневых заданий: развиваются познавательные навыки учащихся, формируется умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном просторе.
Слово «проект» в переводе с латинского языка значит «брошенный вперед». Это целевой акт деятельности, в основе которого – интересы ученика. Фактически, проект – это какой-нибудь замысел, который имеет цель, сроки и конкретные шаги реализации.
Проект должен отвечать на вопросы:
- зачем, для чего он создан?
- насколько новым становится видение проблемы?
- насколько проект отвечает требованием времени?
- пригоден ли он для осуществления?
- завершен ли он, готов ли к реализации?
Проект может осуществлять учитель в процессе собственной профессиональной деятельности. А может и ученик как индивидуально, так и под руководством учителя.
Это метод заключается в разрешении определенной проблемы, которая требует использования разнообразных методов, способов обучения и интегрирования знаний, умений, навыков из разных отраслей науки, техники, творчества.
В основе метода проектов лежит проблемное обучение, особенно:
- проблемно-поисковое;
- проблемно-развивающее;
- продуктивное;
- творческое;
- эвристическое.
Таким образом, проектное обучение – это целостная дидактическая система, которая основывается на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности. Точно говоря, в основе проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном просторе, который содействует развитию критического мышления.
Метод проектов ориентирован не только на индивидуальную деятельность учителя или ученика, а и на парную, групповую. Если это теоретическая проблема, то должен быть путь ее разрешения. Если практическая – должен быть конкретный результат.
Проектные методы, или методы проектов, в современной школе можно разделить по таким направлениям: учебные, социальные, управленческие.
Остановимся на учебных проектах.
В-первую очередь, такая работа требует четкого планирования действий, наличие плана решения проблемы, соответствующего распределения (если это групповая работа) заданий для каждого участника (см. приложение № 2).
Метод проектов используется тогда, когда ставится определенная творческая цель, которая требует интегрированных знаний, исследовательского поиска; тогда когда есть практическая, теоретическая, познавательная значимость предусмотренного результата (например, компьютерная презентация, защита курсовой работы, коллективный выпуск газеты, радиопрограммы, тесты, видеофильмы, сценарии театрального действия, спортивные игры и т.п.).
Различают виды проектов:
Исследовательские проекты требуют тщательно продуманной структуры, определенной цели, актуальности, социальной значимости, продуманности методов, экспериментальной обработки результатов. Такие проекты полностью упорядочены логике исследования и имеют свою структуру: постановка цели, доказательство ее актуальности, определение предмета или объекта, задачи, методологии исследования, выдвижение гипотез, предположений по решению проблемы.
Творческие проекты не имеют конкретной структуры коллективной деятельности участников, которая упорядочивается конечному результату, принятой логике, группы участников, объединенной интересами.
Предварительно участники проекта договариваются о запланированных результатах и форме их представления (коллективный коллаж, вечер, праздник, газета, фильм и т.п.)
Игровые проекты.
Участники берут определенные им роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реальные личности. Здесь имитируются их социальные и деловые отношения, которые могут усложняться придуманными ситуациями. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов. Такие проекты тоже требуют хорошо подуманной структуры, возможности коррекции в ходе работы. Структуру такого проекта можно определить так:
- цель проекта, его актуальность, методы получения (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, выводы) и обработка информации (литературные источники, СМИ, базы данных, интервью, анкетирование);
- результат (реферат, статья, доклад, видеофильм);
- презентация (публикация, особенно в электронной сети, обсуждение на конференции).
Практико-ориентированные проекты – следствие деятельности, четко определенный с самого начала. Ориентированный на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации, проект закона, словарь, проект школьного сада). Требует составления сценария, учитывая деятельность всех его участников с определенной функцией каждого. Важную роль играет координационная в образе поэтапных обсуждений презентация полученных результатов и возможных методов их реализации.
По характеру проекты делятся на внутренние и международные.
Внутренние – это проекты, организованные внутри одной школы или между школами, классами внутри региона или страны.
В международных проектах берут участие представители разных стран, для их реализации могут применяться средства информационных технологий.
По продолжительности проведения различают проекты:
- краткосрочные (несколько уроков из программы одного предмета);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (несколько месяцев).
На практике чаще мы имеем дело со смешанными типами проектов.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Проектная методика имеет личностно ориентированный характер, который позволяет рассматривать в центре обучения прежде всего ученика, а не учителя. Хотелось бы подчеркнуть способность данного метода в развитии и воспитании личности, умеющей мыслить, планировать свои действия, самостоятельно искать пути решения поставленных задач, творчески подходить к процессу обучения, контролировать свою деятельность. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Проектная методика – следующий шаг в развитии творческой деятельности как ученика, так и учителя.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Например, при изучении темы «Великие географические открытия» совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:
Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия, как изменились представления средневекового человека об окружающем мире, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека. Направления работы над проектом:
- отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости. Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица;
- составление бортового вахтенного журнала;
- создание карты – маршрута путешествия;
- описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).
Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания дети распределяли среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят.
Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).
Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:
1. Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;
2. Определение порядка представления проектов (причины – ход события – результаты);
3. Представление первой части проектов - причин каждого из путешествий.
Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь. Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.
Вопрос учащимся: какие, по-вашему мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия? Сообщение, подготовленное одним из учащихся по этой теме (об особенностях каравелл и об астролябии).
4.Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах.
Вопрос для учащихся: Каковы, по-вашему мнению, результаты Великих географических открытий? Обобщение и уточнение ответов (запись в тетрадь).
5. Подведение итогов урока.
Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы. Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования.
Этот метод можно применять и без предварительной подготовки, организовав групповую работу учащихся на уроке. Так, при изучении темы «Реформация в Европе» группам можно дать следующие задания: подготовить выступления от имени католического священника, представителя лютеранской церкви или народной реформации с защитой своих идей. Здесь уже дети либо самостоятельно, либо совместно с учителем должны сформулировать цель, гипотезу, методы реализации проекта. Затем можно организовать дискуссию между представителями различных религиозных учений.
Это позволяет ребятам глубже осмыслить причины кризиса католической церкви, вникнуть в суть идей реформационных течений. В ходе работы на уроке учитель может оказать детям помощь в случае затруднений. Такая организация урока позволит учителю создать условия для развития у школьников навыка работы с учебником, для осмысленного, а не механического запоминания изучаемого материала.
Приведенные примеры показывают, что многие вопросы, изучаемые в курсе истории, можно превратить в проектные задания. Однако проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку, целесообразно использовать 2-3 раза в год. В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.
Возможные направления при создании проектных работ по теме «Становление Древнерусского государства в IX – X веках» («Первые русские князья»):
-характеристика князя от имени дружинника;
-составление летописи (основные события правления князя);
-рассказ о жизни древнерусского общества в период правления князя (от первого лица);
-на контурную карту нанести границы Древнерусского государства в период правления князя. Проектная работа должна содержать иллюстрации, схемы, карты, рисунки. Детям было предложено подготовить работы о следующих князьях: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.
По теме «Политическая раздробленность Руси» ребята создавали проектные работы о Киевском, Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле.
Работа оформляется на листе ватмана, где детям необходимо было отразить следующие моменты:
-природно-географические и климатические условия;
-организацию управления;
-социальные слои общества и основные занятия населения;
-взаимоотношения с соседними государствами;
-уровень культуры и образования;
Подготовить соответствующие комментарии:
-используя подготовленные плакаты, описать от первого лица жизнь и облик соответствующего феодального центра («Путешествие в Киев (Новгород, Владимир, Галич)»);
-составить летопись основных событий этого княжества или земли в данный период времени;
-изобразить генеалогическое древо правителей княжества.
Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории моей семьи”.
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.
Так, учащимся 10-11 классов было предложено поработать над темами проектов «XX столетие в судьбах моих родных», «Великая Отечественная война на жизненных перекрестках моей семьи», «Старейшие жители нашего села», «Село – многонациональное». Ребята с большим увлечением и интересом взялись за дело. Все выполненные проекты вошли в копилку школьного виртуального музея (см. приложение № 3). Работа над проектом проводилась в январе-марте 2010 года. Выбор темы определялся следующими факторами:
рассказы родных - свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стали доклады одиннадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта:
создать целостное представление об истории Украины в составе СССР и в период независимого Украинского государства в XX веке;
выяснить связи между историей семьи и историей страны;
повысить интерес к изучению истории;
вызвать чувство гордости за своих предков;
формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы (три месяца) на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
Этап
Содержание
1.
Информационный
–°Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
2.
Плановый
Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
3.
Поисковый
Сбор и анализ информации, работа с источниками
4.
Обобщающий
Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
5.
Этап представления и защиты проекта.
Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
6.
Аналитический.
Рефлексия.
Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода. У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.
Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Даже учитель истории открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как выжили родные в суровую блокадную зиму в Ленинграде; как складывалась история семьи крымских болгар в годы сталинских репрессий и многое другое.
Еще великий русский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. узнаем себя». «Что мы знаем о своей родословной? Что мы знаем о тех, кто дал нам свободу, кто дал жизнь нашим родителям, кто стал историей?» Так начинает свою работу Женя В. А в заключение пишет:
« Говорят: человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Какие мудрые и справедливые слова! Мы, поколение третьего тысячелетия, обязаны знать и помнить историю своего народа, помнить тех, кто оставил добрый след на земле, помнить и маршалов, и рядовых, подпольщиков, партизан, которые сумели выстоять за святую землю, за высокое голубое небо, за золотое пшеничное поле, за наше счастье».
При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:
- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Метод проектов, учитывая его основные положения, имеет большое преимущество в проведении кружковой и индивидуальной внеклассной работы. Если урок ограничен временем, то внеклассная работа не имеет этих ограничений. Таким образом, именно здесь возможно предоставление учащимся максимальной свободы в выборе как темы, так и содержания и формы выполнения задания; именно в работе учитываются в первую очередь инициатива, интересы, стремления, приоритет отдается исследовательской, научно-поисковой деятельности.
Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:
развитие исследовательской деятельности учащихся;
закрепление и развитие знаний об исторической науке;
развитие исторического мышления;
выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
распространение опыта творческой деятельности учащихся;
приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
За период с 2009 по 2010 гг. с учащимися 10-11 классов был подобран целый ряд актуальных тем для исследовательских и научно-поисковых коллективных проектов по истории родного села. Это, в особенности, темы «История возникновения села Ровное - бывшей немецкой колонии Карасан», «Карасанское меннонитское центральное училище», «Деятельность Карасанской подпольной патриотической группы в годы Великой Отечественной войны».
Во время первого занятия была определены темы научных проектов и обговорены с учащимися возможные варианты их предоставления. Потом был разработан четкий план работы, обработки литературных источников, поиска других источников информации, анализа и обобщения собранного материала. Придерживаясь четко определенной темы, цели и основных задач, которые поставили перед собой учащиеся в начале, на протяжении почти трех месяцев осуществлялась работа над проектами. Несомненно, учитель, который выступает руководителем научного проекта, берет на себя чрезвычайно сложное задание помочь учащимся на всех этапах, ведь они не имеют еще достаточных навыков научно-поисковой работы, теряются среди большого количества источников информации, теряют иногда логическую последовательность изложенного, ощущают трудности при определении аргументированных выводов, которыми должен заканчиваться проект. Но такая сложная работа дает много позитивных результатов, главным из которых является овладение учащимися практическими навыками научно-поисковой работы.
Структура реализации ученических проектов в 10-ом классе
Цели :
- создать условия для эффективного научно-методического сопровождения исследовательской и поисковой деятельности учащихся;
- содействовать развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ученика; максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный опыт учащихся;
- активно стимулировать учащихся к самооцениваемой образовательной деятельности, содействовать самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе выполнения проекта;
- воспитывать творческую личность, способную самостоятельно мыслить, принимать смелые нестандартные решения;
- использовать совокупность исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, способов.
Этапы деятельности
Содержание деятельности
I Этап. Подготовка.
Определение темы и цели проекта.
Учащиеся: обсуждение содержания и характера проекта, поиск информации.
Учитель: мотивация, помощь в постановке задания.
1-я группа
2-я группа
Тема: «История возникновения села Ровное – бывшей немецкой колонии Карасан»
Цель проекта:
- изучить, систематизировать и обобщить на основе имеющихся данных историю возникновения немецкой колонии Карасан в период с нач. XIX в. до конца 30-х годов XX в.
Тема: «Карасанское меннонитское центральное училище»
Цель проекта:
- на примере деятельности Крымского меннонитского училища показать роль немецкой колонии Карасан, как культурного и духовного центра меннонитов Крыма в 1-й пол. ХХ в.
II Этап. Планирование.
Учащиеся: обсуждают способы сбора и вид необходимой информации (статьи, иллюстрации, фотографии, письма, воспоминания, чертежи) и разрабатывают план действий.
Учитель: корректирует, предлагает идеи, выдвигает пропозиции.
План действий:
План действий:
1. Собрать и изучить печатный и иллюстрированный материал:
- архивные документы с планом немецкого поселения Карасан 1930 года;
- работу Вилора Каспера «Карасан – имение Стевенов»;
- научно-историческую статью в журнале «Клио» Ю.Н. Лаптева «Немцы Крыма: история и современность»;
- письма-воспоминания немцев-эмигрантов: В.П.Вильмсена и М.Ремпель (из личного архива И.В.Черказьяновой)
- доклад И.В.Черказьяновой «Карасан – культурный и духовный центр меннонитов Крыма».
- архивные документы с планом-чертежом Карасанской начальной школы – 1895г.(документы Российского истор.архива, Санкт- Петербург);
- монографию И.В.Черказьяновой «Школьное образование российских немцев»;
- работу Н.Герца «Mennonite Settlements in Crimea»;
- письма-воспоминания немцев-эмигрантов В.П.Вильмсена и М.Ремпель;
- доклад И.В.Черказьяновой «Карасан – культурный и духовный центр меннонитов Крыма».
2. Исследовать и сфотографировать согласно имеющемуся плану 1930г. сохранившиеся немецкие постройки (жилые дома, школу, почту, церковь, хозяйственные объекты)
2. Собрать фотофакты о бывшем центральном училище ( ныне – начальной школы)
3. Собрать аудио и видео материал ( интервью со старожилами села)
3. Собрать аудио и видео материал ( интервью со старожилами села)
4. Продолжить переписку с И.В.Черказьяновой (потомственной Виббе – г. Санкт- Петербург).
5. Откорректировать и оформить материал как проект группы.
III Этап исследования.
Учащиеся: собирают информацию.
Учитель: наблюдает, непрямо руководит деятельностью.
Главная задача этапа – сбор информации. Учащиеся берут интервью, делают аудио и видео записи, собирают печатный и иллюстративный материал, фотофакты, работают с архивными документами и литературой (предварительно распределив между собой роли).
IV Этап исследования. Анализ информации и формирование выводов.
Учащиеся: анализируют информацию.
Учитель: корректирует, наблюдает, советует.
Чтобы помочь детям в организации данного процесса, учитель советует им определиться, что они хотят узнать; решить, где еще добыть нужную информацию, как записать полученные данные.
V Этап. Презентация проекта и оценка результатов.
Учитель и учащиеся принимают участие в коллективном обсуждении, оценивают результат исследовательской работы, использованные возможности, творческий подход.
1. Презентация проекта:
1-я группа подготовила устную презентацию своего проекта. Для защиты ребята подготовили стенд, на котором скопирован план немецкого поселения и перенесены фотографии сооружений (дома, аптека, школа начальная, центральное училище и др.), которые сохранились до наших дней. Кроме того, руками ребят изготовлены карты меннонитских поселений в Таврической губернии и, в частности, в Крыму. Каждый из участников в соответствии с ранее распределенными заданиями, готовится к защите своего проекта.
2-я группа подготовила «виртуальную» презентацию с помощью компьютеров. Для этого между членами группы был распределен собранный и уже систематизированный материал. Каждый из участников проекта самостоятельно работал над составлением слайдов и оформлением своей части презентации. Далее разрозненные части собираются в единый проект, и ребята договариваются об очередности защиты своего проекта.
Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, показ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна. Они работают над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе. Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.
Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут использовать плакаты, музыку, раздать слушателям план презентации. Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный результат в процессе презентации.
Оценка результатов
Оценка проектной работы – нелегкое дело. Способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
Можно посоветовать не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере, не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Так как же работать над ошибками? Посоветуйте ребятам делать черновой вариант проектной работы. Проверьте его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.
Если есть ошибки в конечном варианте проекта, можно исправить их карандашом и записать рекомендации на отдельном листе бумаги. Тогда ребята сами решат, исправлять работу или нет.
Обычно ученики вкладывают много труда в работу и стараются сделать все как можно лучше. Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, метод проектов, гуманистический по своей сути, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей наряду с успешным усвоением учебного материала.
Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным. Основной задачей учителя является подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т.е. формировать у учащихся информационную компетенцию.
Сейчас много внимания уделяется и коммуникативной компетенции, которая важна не только на уроках истории, но и становится частью современного общества. Ведь любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта.
Такие известные педагоги, как Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, В.А.Сухомлинский, стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. Метод проектов, как одно из эффективнейших средств современной педагогики, позволяет решить данные задачи.
Задания проекта предоставляют учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем.
Выполняя проектные задания, учащиеся овладевают определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся умения генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умения находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Таким образом, проектная технология – это инновационная методика, которая максимально активизирует познавательную деятельность учащегося. Ведь учащийся, готовя проектное задание, стремится как можно больше информации почерпнуть из каждого урока, ищет пути для самообразования, дополнительные источники информации. Эта методика решает соответствующие воспитательные и развивающие задачи: стимулирует творческую инициативу, развивает навыки научно-поисковой работы, раскрывает разнообразные таланты учащегося, формирует его активную жизненную позицию. За методом проектов будущее, так как он базируется на знании потребностей, интересов и способностей учащихся, а это вместе способно повысить эффективность обучения.
Приложение №1
Приложение №2
Структура проекта
Этапы деятельности
Содержание деятельности
1. Подготовка:
Определение темы и цели проекта
Учащиеся: обсуждение, поиск информации
Учитель: мотивация, помощь в постановке задания
2. Планирование:
а) определение источников, способов сбора, методов анализа информации, способов представления результатов
б) установление критериев оценки результата
Учащиеся: формулируют задание и разрабатывают план действий
Учитель: корректирует, предлагает идеи, выдвигает пропозиции
3. Сбор информации (наблюдения, работа с литературой, интервью, работа с архивными документами, сбор фото фактов и т.д.)
Учащиеся: собирают информацию
Учитель: наблюдает, непрямо руководит деятельностью
4. Анализ информации, формулирование выводов
Учащиеся: анализируют информацию
Учитель: корректирует, наблюдает, советует
5. Презентация проекта и оценка результатов (устный, письменный отчет и оценка результатов и процесса исследования по установленным критериям)
Учитель и учащиеся принимают участие в коллективном обсуждении, оценивают результат исследовательской работы, использованные возможности, творческий подход
Задание
стимулировать сообучение, взаимообучение
стимулировать обучение
научить учиться
Цели:
- социализация личности;
- обеспечение глубокого, сознательного усвоения знаний;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие творческих способностей;
- развитие критического мышления;
- расширение круга общения
Ученик – личность, которая Учитель – фасилитатор, создает
учится в процессе условия и стимулирует к получению
выполнения проекта знаний, решения новых познавательных
и практических заданий
Проектная технология
создать благоприятные условия для активного взаимодействия
содействовать развитию коммуникативных, творческих способностей
Принципы
сознательность,
активность
взаимооценивание
самооценивание
поощрение
похвала
12-ти бальная шкала
Оценивание
самоконтроль
взаимоконтроль
Контроль
творческие задания
проблемный диалог
рецензи-рование
ролевая игра
самостоятельная работа
дискуссия
консультация
исследование
Методы и приемы
группа учеников – группа учеников
ученик – источники информации
ученик – группа учеников
ученик – ученик
ученик – учитель
способы умственной деятельности, умения, навыки, целостная ориентация знаний
Формы организации
Содержание
индивидуали-
зация
дифференциация
взаимодействие