Сетевая форма реализации образовательных программ (в том числе дистанционно)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Сетевая форма реализации образовательных программ (в том числе дистанционно)
(выступление на межмуниципальном вебинаре)
Автор Орищенко Наталья Сергеевна,
заместитель директора по УВР МКОУ лицей № 4 г. Россоши
2016
В 2015 году лицей № 4 города Россоши впервые принял участие в региональном конкурсе «Школа – лидер образования Воронежской области» с монопроектом «Инновации в технологиях в образовании научно-технической школы в режиме сетевого взаимодействия». И раз мы здесь – значит, наш проект оценили, нам доверили быть площадкой.
Входя в проект, мы понимали, что научно-техническая школа – это школа высоких технологий, оснащенная техно- и инфопарком. Школа, где работают умные, неравнодушные учителя.
Что успели сделать в 2016 году?
1.За год в лицее произошел значительный технический прорыв: + 1 мобильный компьютерный класс к 2-м существующим стационарным, цифровое оборудование для музыкальной студии, цифровое оборудование для фото- и видеостудии, лаборатория робототехники на основе комплектов LEGO. А чего стоит недавно созданная лаборатория микроэлектроники на основе комплектов «Знаток 999», Матрешка Z»! Это оборудование позволит учащимся за время обучения пройти современный междисциплинарный инженерный курс.
2.Не могу не сказать сегодня, что за 2 календарных года лицей перешел на обучение в одну смену, не уменьшив контингент учащихся, в том числе за счет перевода некоторых учебных кабинетов в образовательные зоны.
3.СозданА команда, работающая над реализацией проекта. Введены дополнительные должностные ставки: руководителей научного общества, проектной деятельностью, проблемной группы, тьютора сопровождения,
педагога дополнительного образования, сетевых учителей.
4.В любом школьном проекте главный ресурс – учитель. И учитель обязан быть компетентен не только в методике преподавания предмета, но и вопросах новых технологий преподавания. К настоящему моменту 100% учителей повысили свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, и теперь каждый педагог уверенно использует как электронные, так и дистанционные технологии обучения
5.Продолжаем изучать опыт удаленных площадок научно-технической школы: в рамках стажировок посетили Казань, Калининград, Красноярск. Приняли участие в семи межмуниципальных семинарах.
Разрабатывая свою модель научно-технической школы, понимали, что сетевое взаимодействие и есть механизм создания модели.
Изучили базовые типы моделей сетевого взаимодействия. Их три: концентрированная, распределенная модель и модель цЕпи.
Концентрированная модель может выражаться в двух основных вариантах – ресурсная и координационная. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели выступает ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия, и который предназначен аккумулировать и распределять необходимые ресурсы (кадровые, информационные, методические и пр., пр., пр.).
Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который направляет и координирует деятельность по достижению общей цели.
Что на практике? Еще в начале календарного года начали поиск Ресурсного и Координационного центра для себя. Таковым для нас стал «Областной центр технического творчества учащихся». Централизованная поддержка школьных площадок методическими материалами, сопровождение по мероприятиям – основная задача областного центра. А 13.03.2016 года трое наших учащихся начальной школы стали участниками регионального этапа VIII Всероссийского молодежного робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ – 2016».
Распределенная модель включает в себя организации, заинтересованные в решении определенных проблем. Основным принципом взаимодействия является саморегуляция. Каждый участник на определенном этапе поддерживает отношение с определенным количеством организаций. Структура взаимосвязей имеет гибкий характер и может меняться в зависимости от решаемых задач. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный характер (совместная программа, проект, конференция). Каждый новый проект может приводить к формированию временной иерархической структуры. Распределенная модель сЕти может выражаться в двух вариантах инструментальная и идентичная.
Инструментальная распределенная сеть создается исключительно для обмена ресурсами. При этом у каждого участника сЕти свои цели и задачи. Участники договариваются о сотрудничестве, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга, например, проводить практические занятия в лабораториях, организовывать работу педагогов системы дополнительного образования с одаренными детьми на базе школы, использовать ресурсы библиотеки для реализации проектов. С юридической точки зрения это может быть либо система договОров, либо форма простого товарищества. Такое простое товарищество установлено у нас со школами города № 7, 9, 11, 25.
Идентичная распределенная сеть создается на основе формулирования общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Такие сети могут создаваться, например, для реализации программ районного и городского уровней. Так, например, в районе много лет существует проект «Одаренные дети». Промежуточные мероприятия проходят на территории той или иной организации с использованием ресурсов этой организации.
И следующая модель – модель цепи. В ней каждое из звеньев последовательно решает поставленную задачу. При этом цепь взаимодействия четко определена. Есть первое звено, которое определяет цель, участников и организует деятельность. Например, проектируемый индивидуальный образовательный маршрут обучающегося предполагает выбор курсов для обучения, реализуемых различными образовательными организациями. Первым звеном цепи в данном случае будет образовательная организация, которая выстраивает необходимую последовательность сетевого взаимодействия с другими организациями, приводящую к планируемому результату.
Итак, в практике сетевого взаимодействия сложились три основных стратегии: «Горизонтальное взаимодействие», «Партнерская сеть», «Ресурсный центр».
Горизонтальное взаимодействие нужно для получения другой точки зрения и обмена опытом. Это сеть принципиально равноправных, но разных по выполняемым ролям и функциям независимых партнеров. Эта модель продолжает работать при недостаточном финансировании, но не может масштабироваться в плане количества вовлечённых людей (объектов): горизонтальное сотрудничество обязательно личное.
В Партнерской сети сотрудничество происходит на более высоком уровне, так, например: в «Партнерской сети 1» образовательные организации «обмениваются» вариативными модулями, а в «Партнерской сети 2 – уже базовыми модулями. Эти модели сетевого взаимодействия можно рассматривать, как этапы развития. И тогда мы, лицей № 4, находимся на втором этапе, а в третий этап входим в тестовом режиме.
Планируем ли мы получить модель «Ресурсный центр»? Спорный вопрос. Пока мы к этому не готовы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Простой детский рисунок. Лицей № 4 с идеей стать научно-технической школой. Два овала, как слои торта, - это образовательная программа, включающая УЧЕБНЫЙ ПЛАН и ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в них есть перечень услуг, которыми мы хотим поделиться со школами. Напрашивается вопрос: зачем школам наши образовательные услуги? Ответ очевиден: в каждой школе, большой или маленькой, есть хотя бы один ученик, которому «тесно в стенах собственной школы». А значит, школы вынуждены будут искать ресурсы и найдут.
Именно потому современной школе нужна сетевая форма реализации образовательной программы. А чтобы этот процесс был доступен большому количеству обучающихся, реализовывать образовательные программы мы будем с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Чтобы приблизиться к мечте, мы разработали алгоритм действия. Он прописан в нормативных документах, в том числе и в документах, разработанных в рамках реализации проекта.
Хочу привлечь ваше внимание к одному из главных документов, к Учебному плану, точнее выписки из него. Я не брала часть учебного плана начальной школы, т.к. вся наша НШ обучается по пятидневной неделе, и вариативность отслеживается только на уровне Плана внеурочной деятельности. Но в этот план внесены такие внеурочные курсы, как шахматы, робототехника, основы WEB-дизайна, и желающих заниматься тем или иным видом деятельности 100% от общего числа обучающихся.
А вот на учебном плане 5-6 классов (ФГОС) остановлюсь ненадолго. В эту презентацию я взяла только те учебные курсы или иные виды учебной деятельности, на которых можно проследить направленность проекта.
Разработаны внутрипредметные модули «Компьютерная графика в Paint» в рамках предмета «Информатика» и «Весёлое моделирование» в рамках предмета «Технология».
Продолжая разговор о перечне услуг, которые мы можем предоставить своим потенциальным потребителям, передаю слово коллеге Заграничновой Алле Германовне, заместителю директора лицея по воспитательной работе.
Проблемы развития сетевого взаимодействия
Отсутствует четкий механизм реализации сетевых образовательных программ. Уже описан механизм сетевой формы реализации образовательных программ высшего профессионально образования. Общее образование делает пробу пера и небезуспешно. Интересный опыт есть, но, кроме алгоритма, прописанного в статье 15 «Закона об образовании в Российской Федерации», нет даже четкого необходимого и достаточного перечня документов, регламентирующих этот процесс.
Существует определенная сложность в интеграции учебных планов (эквивалентность объема и содержания всех видов учебной деятельности). Наверное, это не самая большая из проблем, но технически ее сложно регулировать. Как не выйти за рамки Санпина? Количество часов на предмет разный в разных школах, расписание уроков, а если ученик использует ресурс не двух, а трех учреждений. Проблема.
Нет регламента финансово-экономического обеспечения. По идее ушел ученик на урок (виртуальный, дистанционный) в другую организацию, вслед за ним должны уйти деньги На практике учитель пока может рассчитывать на деньги из премиального фонда своей школы.
Цифровое неравенство и различный уровень развития информационной инфраструктуры. Пресловутый Интернет.
Нет единого информационного центра, аккумулирующего данные по существующим практикам реализации сетевой образовательной программы в ОО общего образования. Почему мы обратились к «Областному центру технического творчества учащихся» за помощью в создании модели НТШ? Ведь они, по сути, учреждение дополнительного образования. Очень хотелось бы, чтобы самая продвинутая НТШ региона была названа ЦЕНТРОМ, получала под эту вывеску деньги, а мы, начинающие, не боялись быть ей в тягость, обращаясь за помощью.
Недостаточно высокая мотивация потенциальных участников сетевого процесса. Наших единомышленников мы искали сами, точнее инициировали этот поиск перед отделом образования. Войти в сеть – значит, признаться, что у меня что-то не в порядке. К тому же деньги надо будет отдать за потребленную услугу. Наша сегодняшняя задача – сделать в муниципалитете саморекламу, чтобы привлечь в сеть нуждающихся.
Нет критериев оценки эффективности реализации сетевой программы. Пока не знаем, что для сети хорошо: количество или качество.
ЧТО МЫ МОЖЕМ ПРЕДЛОЖИТЬ НАШИМ УЧЕНИКАМ УЖЕ СЕГОДНЯ?
На сегодняшний день мы можем предложить нашим ученикам, школам, входящим в нашу сеть, следующие варианты:
"Виртуальный урок" - трансляция в сеть Интернет реального урока, проводимого в классе. Трансляцию можно смотреть с любых устройств, подключенных к сети, в том числе, и с мобильных, таких, как телефон, планшет. Для просмотра трансляции необходимо знать лишь время трансляции (расписание уроков), ip-адрес камеры и учетные данные. Вся эта информация выдается по согласованию с пользователем. Потребителями данной услуги могут быть ОУ, в которых отсутствует какой-либо учитель-предметник (длительный больничный, нехватка кадров и т.п.), учащиеся, находящиеся на длительном лечении. Обучающийся виртуально присутствует в аудитории и получает тот же объем знаний, что и остальные ученики.
Прогнозируемыми проблемами являются: 1) отсутствие обратной связи с "виртуальным" учеником и 2) сложность контроля полноты усвоения им материла. Для обеспечения двусторонней связи использем мессенджеры типа Mail.Ru, Skype, Agent, или WhatsApp. Ученик в режиме реального времени, во время просмотра урока может задавать вопросы учителю в текстовом режиме. Правда, и здесь есть определенные неудобства. Учитель со своей стороны отвечает на вопросы либо по мере их поступления, либо после урока, связавшись с учеником через тот же самый мессенджер. Для решения второй проблемы можно использовать системы интернет тестирования, например один из сервисов dnevnik.ru. Он обладает достаточной гибкостью и функционалом, позволяя адресно проводить тестирования. Конечно, с другой стороны крайне желателен контроль, обеспечивающий уверенность в том, что тестовое задание выполнено именно этим учащимся, в самостоятельном порядке. Если "виртуальное" обучение проходит классе в какой-либо школе, то этот контроль осуществляет любой учитель или тьютор этой школы. Если же речь идет о "надомнике", то гарантом честности выполнения тестового задания может служить родитель. Таким образом, система грамотно разработанных тестов помогает систематически отслеживать усвоение материала курса "удаленными" учениками.
Для более углубленного анализа усвоения материала предлагаем ученикам задачи, которые не могут быть «втиснуты» в рамки теста, а требуют развернутого текстового решения. Для этого используем средства личного общения посредством сервисов типа Skype или Viber. Также обмен решениями может происходить через обычную электронную почту, электронную систему «Дневник.ру» (здесь, правда, только с обучающимися своей школы).
Следующий вариант сетевой формы реализации образовательных программ, который используем мы, - Предоставление мультимедийного контента.
Мы предоставляем мультимедийный контент в формате материалов для дистанционного обучения. На сегодняшний день мы разрабатываем мультимедийные презентации для урочных и внеурочных курсов. В лицее нет предмета астрономии, но есть Всероссийская олимпиада по астрономии, потому и разработан углубленный курс астрономии. В рамках реализации проекта научно-технической школы были разработаны внеурочные курсы по микроэлектронике, 3D-моделированию, основам WEB-дизайна, робототехнике, САПР и другие. Этими курсами пользуются обучающиеся сетевых школ.
Первая проблема, которая возникает при реализации данной услуги, – это наличие соответствующего программного обеспечения, позволяющее удовлетворять требования, предъявляемые современному мультимедийному контенту. Проанализировав предлагаемые на рынке варианты программного обеспечения, мы пришли к выводу, что оптимальным решением является приобретение продукта Ispring. Линейка данного продукта предлагает три программы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], iSpringOnlne и iSpring QuizMaker 8.5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это программа, которая встраивается в приложение MS PointPower, расширяя его функционал. Данная надстройка позволяет вводить в презентацию видео объясняющего, всевозможные варианты анимации, различные форматы изображений, flash роликов, удобную систему навигации, гибкую систему тестирования и т.д. Возможностям данной программы необходимо посвящать отдельный семинар.
iSpringOnlne – это второй программный продукт в данной линейке и по заявлениям разработчиков представляет собой «простую и удобную систему дистанционного обучения».
Конечно, может возникнуть вопрос: «Зачем изобретать велосипед, если на рынке уже есть много предложений по организации дистанционного обучения, с уже наполненным контентом»? Дело в том, что, как правило, предлагаемый контент, охватывает только предметы основного школьного цикла, а мы попытаемся предложить материал и по внеурочной деятельности. Вторая причина, затрудняющая использование сторонних услуг, это стоимость и «жесткая» политика в отношении количества обучающихся в данной системе. Тем более что наша система позволяет оперативно обновлять материал и добавлять по ситуации новых пользователей. А наполнение системы контентом хоть и трудная задача, но интересная и выполнимая.
3)Третий продукт из данной линейки - iSpring QuizMaker 8.5. Данный продукт позицируется как средство для “создания тестов с ветвлением, аудио и видеовопросами”. Это очень хорошее дополнение к двум предыдущим продуктам.
Наш лицей приобрел пока только одну лицензию на приложение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На рабочие ПК учителей установлена пробная бесплатная версия данного продукта. Пока данный продукт проходит апробацию нашими учителями, после которой будем делать вывод о целесообразности приобретения дополнительных лицензий. Уже сделано несколько мультимедийных презентаций с использованием данной программы. Примеры можно увидеть на текущем слайде.
Вторая проблема, связанная с распространением данного контента связана с «местом» его размещения. Пока предполагается, что выкладываться данный материал будет на школьный сайт, в котором создадим отдельный соответствующий подраздел.
Хочу представить еще один вариант взаимодействия со школами нашей сети. Предоставление площадки для проведения практических занятий с использованием нашего лабораторного оборудования. Данные занятия проводятся как с привлечением наших специалистов, так и просто с предоставлением лаборатории с соответствующим оборудованием. Ни для кого не секрет, что многие школы пока еще не располагают элементарным оборудованием для проведения полноценных лабораторных работ по биологии, химии, физике. Наша лицей может предложить следующие наборы:
физика – наборы для проведения лабораторных работ по электричеству, механике, оптике, термодинамики. Также имеется набор электронных датчиков, позволяющих проводить специфические исследования.
химия -
биология -
ОБЖ – электронный тир, «реальный» тир, электронно-механический маникен для отработки оказания первой помощи.
для внеурочной деятельности приобретены наборы по микроэлектронике: «Знаток 999» и «Матрешка Z».
Интернет
Web-браузер
ученик с удаленным рабочим местом
Учитель, ведущий урок.
самопроверка
Система интернет тестирования сервиса Dnevnik.ru
Web-браузер
Интернет
ученик с удаленным рабочим местом
Проверка
учителем
учитель с АРМ
@
электронная почта
Мессенжеры типа Skype
Интернет
@
электронная почта
Мессенжеры типа Skype
ученик с удаленным рабочим местом
мультимедийные презентации
полноценная
система ДО
сайт МКОУ лицей №4
Конечные пользователи
Root Entry