Проблемы и перспективы развития личностно-ориентированного обучения на современном этапе в начальной школе
Проблемы и перспективы развития
личностно-ориентированного обучения
в начальной школе
5722447438496
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие в первый класс, уже не те, что были десять, даже пять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.
В последнее время наблюдается большой интерес к организации личностно — ориентированного обучения в школе. Чем оно отличается от традиционного обучения? Это комплексная, гибкая, вариативная система, направленная на работу не столько с классом, сколько с каждым учеником как индивидуальностью. В этом заключается его главное отличие.
Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, (слайд 2)для взаимодействия с людьми, культурой, природой.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности обучающихся. (слайд 3) Это одна из центральных проблем современной школы
Средствами ее достижения становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование на уроке дидактического материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт; создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса На мой взгляд, современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. (слайд 4)
По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Остановлюсь на некоторых технологиях, формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации.
В своей практике я больше склоняюсь к следующим технологиям личностно-ориентированного обучения: технология игрового обучения, разноуровневое обучение, технология коллективного взаимообучения, метод проектов (слайд 5) Использование данных технологий, методов обогащает содержательную часть уроков, позволяет разнообразить их структуру, вводить новые оптимальные формы организации учебной работы, создавать на уроке обстановку увлеченности, стимулировать и активизировать учебную деятельность обучающихся, делать педагогическое воздействие эффективным
Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Дидактические игры с движениями. Например, на уроках окружающего мира можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности).
Для создания благоприятных педагогических условий, для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогает технология уровневой дифференциации, которую применяю на своих уроках.
Обобщим способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
-по уровню творчества;
-по уровню трудности;
-по объёму;
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
-по степени и характеру помощи учащимся;
-по характеру учебных действий.
Дифференцированную работау организовываю по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности выполняют задания первого уровня. Дети отрабатывают отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности – творческие (усложнённые) задания.
Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может.
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое.
1 уровень - самый легкий
2 уровень – рассчитан на среднего ученика
3 уровень – повышенной сложности.
На уроках обучения грамоте даю задание: При изучении буквы с даются слоги са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы.
1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с
2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши.
3 уровень – придумай предложение.
Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения. При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод.
Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников 3 группы должно быть направлено на расширение и углубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы - на углубленное изучение нового материала. У школьников I группы домашние задания служат закреплению основ изу-ченного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для проявления познавательной активности учащихся применяю технологию коллективного взаимообучения А.Г.Ривина (различные виды групповых работ). Применяю на своих уроках разные приемы и методики совместной работы с учащимися в парах. Это и взаимные диктанты, взаимопроверки, взаимообмен заданиями. Дети работают в парах группах, объясняют, рассуждают. Сильные ученики становятся помощниками учителя в группах
Активное использование метода проектов позволяет стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. В своей работе стараюсь использовать различные виды проектов: исследовательские, социальные, познавательные, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Например: «От фермы до тарелки», «Внимание! Небезопасные продукты питания», Древо моей семьи» - исследовательские проекты, познавательные «Что мы знаем о Земле?», конструктивные « Макет детской площадки»
На своих уроках я стараюсь, чтобы каждый урок был интересным открытием, увлекательным путешествием, неиссякаемой радостью познания.Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением.
Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Инсерт"или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна (хитрая, рыжая).
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, прехитрила)
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:
интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Например: Сорока. Собака.
Длиннохвостая, пёстрая. Любимая, верная.
Летает, стрекочет, вертится. Ласкается, кусается, сторожит.
Болтлив, как сорока. Вот где собака зарыта!
Птица. Друг.
Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с одаренными детьми в школе. С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей в области литературного творчества предлагаю учащимся принять активное участие в различных дистанционных Всероссийских конкурсах.
Таким образом, на сегодняшний день личностно-ориентированный подход является одним из самых перспективных подходов в обучении. Именно этот подход учитывает потребности, возможности и склонности школьника, предоставляя ему возможность самому выступать наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Но несмотря на все имеющиеся перспективы развития личностно-ориентированного обучения на урока, все-таки имеется ряд проблем, препятствующих этому процессу:
недостаток теоретических знаний в области личностно-ориентированных технологий;
отсутствие наглядных примеров затрудняет внедрение теоретических знаний в практику;
недостаток времени;
низкий уровень мотивации обучающихся
недостаточное количество дидактического материала, соответствующего концепции личностно- ориентированного обучения
В заключении хочу подчеркнуть актуальность личностно-ориентированного подхода : во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
.
Библиографический список
Афанасьева Н. Личностный подход в обучении.// Школьный психолог. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока. // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока. //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. // http://do.gendocs.ru/docs/index-134699.html2. Сеть творческих учителей. // www.it-n.tu3. Педсовет.org: интернет-портал для учителей. // http://pedsovet.org/