Школьное самоуправление – одно из направлений внедрения инновационных процессов в школе
Школьное самоуправление – одно из направлений внедрения инновационных процессов в школе
Челпанова Анна Николаевна
Г.Улан – Удэ, Республика Бурятия
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ СОШ №47 г. Улан – Удэ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самоуправление может сделаться самым эффективным в воспитательном процессе.
А.С. Макаренко
Для любого государства задача становления личности и формирование приоритетных направлений развития ребёнка является одной из важнейших. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим большая социальная значимость возлагается на деятельность общественных институтов, среди которых особое место занимают детские организации. Работа в этих организациях строится, прежде всего, с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности». Давайте вспомним, как же начиналось детское движение в России и на что оно ориентировалось. Первая официальная детская организация появилась в 1909 году под названием «Скауты». Это была организация юных разведчиков – скаутов, которая ставила целью внешкольное общественное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] российской молодёжи в национальном и религиозном духе, дополняя тем самым воспитательную деятельность семьи и школы. Впоследствии пионерская организация очень много взяла из этого движения.
Детские объединения как институт воспитания
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.
Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях.
Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), менять их в зависимости от смены интереса, а также самому планировать сроки и темпы выполнения программ.
Программы разрабатываются с учетом вариативности. Членам организации предоставляется право создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания оптимальных вариантов программ. Сегодня фактически новыми организациями стали «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев», «Детская морская лига», «Игра дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др.
Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Это означает быть готовым следовать принципу определяющей воли большинства, защищая права личности, которые считаются «естественными», «неотъемлемыми» и т. д.
Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические знания о той общественной среде, в которой он действует.
Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:
взаимодействием детей и взрослых в социально-экономических отношениях;
использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;
апробацией полученных знаний в практической деятельности.
Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.
При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие
Самоуправление – это метод самоорганизации коллектива, который способствует формированию у учащихся ответственности за общее дело, налаживанию отношений, товарищеской взаимопомощи, воспитанию организаторских и лидерских качеств личности. Под самоуправлением понимаются все виды коллективной деятельности: учебно-познавательная, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая, ценностно-ориентированная и т.д.
Школьное самоуправление в МАОУ СОШ №47 начало свое развитие с сентября 1998 года, когда состоялось первое заседание совета старшеклассников. На нем было принято решение о создании в школе координирующего органа, который бы объединял старшеклассников для решения организационных задач, в основном это были задачи, связанные с организацией досуга старшеклассников. Ребята 9-11 классов объединились и придумали название «Планета старшеклассников», а органом самоуправления стал совет старшеклассников состоящий из 8 человек, желающих работать.
Но спустя уже полгода было выявлено множество проблем, и тогда ребята занялись проектированием своей будущей деятельности и созданием эффективной системы самоуправления. Было решено объединить учащихся 5-11 классов в Детскую организацию, которая по итогам школьного конкурса стала называться «Радуга», т.е. школа – это детская организация, со своей символикой, песней, традициями, принципами, классы – улицы города, со своими названиями, девизами, принципами, песней.
В январе состоялась презентация каждой улицы, и прошли выборы в Совет города, определилась структура города и Совета города, схема взаимодействия с педагогическим коллективом и социумом. Был выбран президент Детской организации. Количественный состав Совета города меняется ежегодно, в зависимости от количества членов Детской организации.
Устав ДО «Радуга» был разработан в 2002 году, и принят на общем собрании.
В этом же году было принято и утверждено положение о Совете Детской организации, разработаны должностные инструкции каждого министерства, входящего в состав Совета.
Сегодня, Совет Детской организации является органом, который координирует, организует, контролирует и анализирует деятельность Детской организации. Можно сказать, что Совет – это «сердце» школы. Деятельность Совета охватывает все направления воспитательной системы школы, без участия Совета не проходит ни одно мероприятие в школе.
Многие дела, акции стали школьной традицией, каждый год приносит что-то новое. Ежегодно Советом города организуются и проводятся различные конкурсы, акции, КТД, выставки. Совет стал инициатором многих добрых дел на микрорайоне школы (благоустройство улицы, акции, посвященные Дню Победы).
В нашей Детской организации проходит учебно-деловая игра «Выборы». Сначала мы ее проводили в начале года, но позже было решено, что эффективнее будет проводить игру в конце года, хотя в должность президент и вновь избранный Совет вступает с 1 сентября следующего учебного года.
Ежегодно Совет Детской организации проводит школу актива, где ребята занимаются проектированием, учатся общаться, развивают коммуникативную культуру, обсуждают насущные проблемы школы и молодежи. Итогом работы школы актива становятся добрые дела, реализуемые в течение года.
Вопросы развития школьного ученического самоуправления нашли отражение и в программе развития нашей школы. Главным условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянная профессиональная помощь педагогов, которые создают базу для поисков и экспериментов. Отдельные педагоги школы направляют работу ученического самоуправления. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит министерством образования, которое занимается организацией предметных декад, общественных смотров знаний, проведением школьных предметных олимпиад и созданием системы взаимопомощи в учебе. Заместитель директора по воспитательной работе, он же руководитель МО классных руководителей совместно с детьми разработал положения о дежурном классе, о классном уголке, о школьном конкурсе воспитательных систем, о кружках и секциях и т.д.
Под руководством учителя физической культуры министерство физкультуры и спорта реализует программу «Здоровье», а это – спортивные секции, соревнования, месячники спортивно-массовой работы, Дни здоровья.
Педагог-организатор ОБЖ возглавляет клуб «Патриот», занимается развитием туризма, организует большие и малые походы с детьми.
Министерство культуры работает под руководством учителя музыки.
Участие учащихся в принятии коллективных решений способствует воспитанию лидерских качеств, формированию активной жизненной позиции, адаптации личности в современном мире. Демократический стиль общения на уровне педагог-ученик, ученик-ученик, сотрудничество и соучастие педагогов и учащихся в школьном сообществе положительно сказывается на всей деятельности школы по решению поставленных задач.
Инновационные процессы в области воспитания и в дальнейшем будут направлены на развитие системы ученического самоуправления. Планируется создание общешкольных проектов по тематике, связанной с формированием социокультурной и социальной компетенции учащихся, развитие таких значимых качеств личности как толерантность, креативность, дисциплина и ответственность.
Литература:
1. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М.,2000. Тема 7.
3. 3.Галихова В. Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. №10.
4. Журналы, освещающие состояние детского движения в РФ и деятельность детско-юношеских организаций: «Внешкольник», «Вожатый века», «Воспитание школьников», «Народное образование».
5. Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. №
6. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.
8. Кабуш В. Т. Социальная активность и детское, молодежное движения // Кн. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск, 1995.
9. Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. М.: Знание,1989. № 6.
10. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
11. Неформальные объединения вчера, сегодня... Завтра? / Под ред. В. Семенова. М., 1988.
12. О детских и молодежных объединениях. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 28.09.1999, № 9 // Народное образование. 2000. № 45.
13. О подростковом жаргоне // Вожатый века. 2001, № 1. С. 33.
14. Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987.
15. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие. М., 1999.
16. Российское детское движение на рубеже тысячелетий // Вожатый века. 2001. № 1. С. 7-10, 23-25.
17. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. № 2.
13PAGE 15
13PAGE 14115