Проект Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 50»
Проект
"Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста"

Разработал:
Инструктор по физической культуре
Неверова Ольга Александровна
394074 г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 52
корпус 4, тел (473) 268-43-30,
mdou-50@yandex.ru
г. Воронеж, 2015 год

Краткая аннотация

Актуальность.
Цель.
Задачи.
Принципы.
Участники проекта.
Формы работы.
Этапы осуществления проекта
Ожидаемые результаты.
Список литературы.
Актуальность
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни.
За последние пять лет резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.
Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.
Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над, чем необходимо работать в детском саду.
Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова
В связи с этим я определила тему своего проекта: «Вся наша планета дышит!». Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Цель проекта: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся:
развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
Продолжительность проекта: 6 месяцев.
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Направленность проекта: познавательно-оздоровительная.
Принципы проекта:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
– принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности;
– принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Образовательная область: физическое развитие.
Области интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста;
педагоги;
родители воспитанников.
Формы работы с детьми:
беседы
объяснение
показ
опыты
образовательная деятельность
самостоятельная деятельность детей
совместная деятельность со взрослыми
дидактические игры
дыхательные упражнения
дни здоровья
развлечения, досуги, спортивные праздники
фотовыставки
Формы работы с родителями:
анкетирование
консультирование
беседы
показ
объяснение
индивидуальные беседы
совместная деятельность с детьми
презентация дидактического материала, детской деятельности
мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
день открытых дверей
развлечения, досуги, спортивные праздники
фотовыставки
Ресурсное обеспечение:
Кадровые ресурсы:
– педагоги ДОУ
– медицинский персонал
Материальные ресурсы:
– материалы, необходимые для изготовления оборудования
Методические ресурсы:
– справочная литература
– научно-методическая литература
– художественная литература
Этапы осуществления проекта:
Организационно-подготовительный (1 месяц)
– Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
– Анкетирование родителей «О здоровье».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).
– Составление плана работы.
– Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
– Изучение методической литературы.
– Подбор познавательных статей.
– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка компьютерных презентаций «Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой», «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим», «Дыхательная гимнастика на стуле».
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.
Основной (4 месяца)
– Просмотр компьютерной презентации «Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» и т.д.
– Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
– Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».
– Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
– Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
– Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
– Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
– Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой».
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.
Заключительный (1 месяц)
– Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).
– Выставка пособий.
– Фотоколлаж «Вздохнула Земля!».
– Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!».
– Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
– Презентация проекта для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво».
– Спортивный праздник «Путешествие в страну Дыхания!».
Ожидаемые результаты:
повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
снижение простудных заболеваний у воспитанников;
формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
использование здоровьесберегающих технологий в семье;
обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Список литературы:
1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г.
2. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва "Здоровье", 1993г.
3. «1000+1 совет о дыхании» Л. Смирнова, 2006г.
4. «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Орлова Л., 2007г.
5. Современная школьная энциклопедия. Человек. Изд-во «РОСМЭН», Москва, 2010г.
6. Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.
7. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
8. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
9. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.
Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm