Рабочая программа татарская литература 5л фгос


СТАРОЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
433944 Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Старое Зеленое, ул. Школьная, 55
Телефон: 88424934185
E-mаil: almagach68@mail.ru
«Утверждаю»
Директор Старозеленовской СОШ-МОУ
________/_Бикбаева Ф.М./
ФИО
Приказ №
от « » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование: Татарская литература.
Класс: 5
Уровень общего образования: основная школа
Учитель : Сафарова Зимфира Мирзануровна
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Программы по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы5-11 классы. Казань. Издательство «Просвещение» , 2010.
Учебник: Авторы-составители: Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина,М.Я.Гарифуллина.Татарская литература. Учебник для 5класса татарской средней общеобразовательной школы. Издательство «Просвещение-Время» 2014г
Рабочую программу составила : Сафарова Зимфира Мирзануровна.
«Рассмотрено»
Руководитель МО
историко-филологического
цикла
_________ /Абайдуллина Р.К./
ФИО
Протокол № 1
от « » августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ /Аввясова Р.Р./
ФИО
« » августа 2015г.
2015 - 2016 учебный год Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от августа 2015 года

Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной (татарской) литературе для 5 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС ООО, раздел III, п. 18.2.2 Приказа Минобразования и науки от 17.12.2010 № 1897;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Программа по татарскому языку для средней общеобразовательной школы с татарским языком обучения. 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф» 2010
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных  помещений»Приказ № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
Основной образовательной программы Старозеленовской СОШ - МОУ;
Учебного плана Старозеленовской СОШ на 2015 – 2016 учебный год;
11. Локальный акт Старозеленовской СОШ «Положение о рабочей программе» (от 23.05.2013г.)
Рабочая программа ориентирована на использование:
1.Программа по татарскому языку для средней общеобразовательной школы с татарским языком обучения. 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф» 2010.
2. Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы. Родная(татарская) литература . Авторы: Ф.Ф.Хасанова, Г.М. Сафиуллина, М.Я.Гарифуллина.. Казань «Татарское книжное издательство» «Просвещение -Время». 2014 г.
Главными целями изучения предмета « Татарская литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения татарской литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству татарской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема изучения родной литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение татарской литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет « Татарская литература» тесно связан с предметом «Татарский язык». Татарская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Татарская литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Татарская литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках родной литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту татарского народа, нашедшему отражение в фольклоре и татарской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Место курса « Татарская литература»в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы 5ч в неделю , на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе 1 час в неделю — 35 ч
Результаты изучения предмета
«Родная литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Татарская литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Татарская литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора и фольклора других народов, литературы XVIII в., татарских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям родной литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям татарской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание татарского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов педагогический работник руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения: ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
1. правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия;
2. верная передача фактов;
3. правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения;
4. доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;
5. умение делать выводы и обобщения;
6. точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
7. соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
8. точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку) При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Оценка Основные критерии оценки
содержание и речь грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также
- 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также
- 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
- 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также
- 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Структура документа
Рабочая программа по родной литературе представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Учебник: Ф.Ф.Хасанова, Г.М. Сафиуллина, М .Я. Гарифуллина. Родная (татарская) литература. «Просвещение-Время» ФГОС 2014

Электронные издания Литература Класс
Мультимедийные
программы “Г.Тукай. Биография и творчество”, “Effecto studio” разработан Министерством образования РТ, 2005. 5-11 классы
DVD-video (мультфильм) 5-8 классы
6 CD комплект Фонохрестоматиядля уроков родного языка “Аксу” 2008. 5-11 классы
DVD-video Д.Аппакова “Тапкырегет” “Барс-рекордз”, 2007. 1-6классы
DVD-video - сборник “Татар театрының 100 еллыгы”, II том, Г.Камал исемендәге Татар дәүләт Академия театры. 1-11 классы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Темы Изучение тем Внек
чтение Развитие речи Пояснение
По основной программе Порабочей прогр 1 Кереш дәрес. Матур әдәбият – сәнгатьнең бер төре. Халык авыз иҗаты. Устное народное творчество. 4 1 2 “Таңбатыр” әкияте. I бүлек.Сказка «Танбатыр» 1
3 “Таңбатыр” әкияте. II бүлек. Сказка «Танбатыр» 4 “Таңбатыр” әкияте. 5 “Үги кыз” әкияте
Сказка «Падчерица» 2 1 Әдәбият дәресе атнага 1 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
6 Класстан тыш уку. “Гөлчәчәк” әкияте (яки “Чакматаш”, “Солдат балтасы”).Вн. чтение «Солдатский топор» 1 1 7 Хайваннар турында әкиятләр (“Әтәч белән төлке”, “Ай белән Кояш”, “Арыслан, Бүре, Төлке”).
Сказки о животных 4 Әдәбият дәресе атнага 1 сәгать кенә укытылганга, хайваннар турында әкиятләр башлангыч сыйныфларда күп укылу һәм бәйләнешле сөйләм үстерү сәгатенә дә “Әкиятләр” темасы алыну сәбәпле, 3 сәгате кыскартылды.
8 Көнкүреш әкиятләре (“Алтын алмалар”, “Кол һәм алпавыт”). Бытовые сказки 2 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
9 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Әкиятләрне сәнгатьле уку. Әкият сөйләү.
Башка халыклар әкиятләре. Сказки разных народов 1 10 Бәйләнешле сөйләм үстерү.
Әкият язу. Сочинение сказки 1 11 Мәзәкләр (“Ишәк өстендә”, “Шайтан ни төсле?”, “Укытучы белән укучы бала”, “Тартылмый да, сузылмый да”, “Өметсез”, “Төбендә юкмы?”, “Былтырга “А”. Юморески 4 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга һәм бәйләнешле сөйләм үстерүгә бу тема буенча 2 сәгать сарыф ителү сәбәпле, 3 сәгате кыскартылды.
12 Бәйләнешле сөйләм үстерү.“Мәзәкләр” темасы буенча проект эше башкару. Проектная работа 1 13 Бәйләнешле сөйләм үстерү.
1 14 Дәрестән тыш уку. К.Насыйри. Хикәяләр. (“Иске мәдрәсәдә”, “Патша белән карт”, “Аңгыралык бәласе” һ.б.). 1 - Әлеге дәрес язучы һәм шагыйрьләр белән очрашу, спектакльләр карау өчен планлаштырылган резерв дәрес өчен алынды.
15 Абдулла Алишның тәрҗемәи хәле. 4 16 Бәйләнешле сөйләм үстерү.А.Алиш “Сертотмас үрдәк” әкияте. 17 А.Алиш “Нечкәбил” әкияте. 18 А.Алиш “Койрыклар” әкияте. 19 Габдулла Тукай. “Исемдә калганнар” автобиографик повесте. Г,Тукай. «Воспоминания» 3 2 20 Бәйләнешле сөйләм үстерү. М.Казаковның “Үксез бала” рәсеме буенча иҗади эш. 1 21 Г.Тукай “Шүрәле” поэмасы.Г.Тукай «Леший» 2 1 22 Г.Тукай “Пар ат” шигыре. 1 23 Класстан тыш уку. Г.Тукай шигырьләре (“Таз”, “Сабыйга”).Вн.чт. Г.Тукай. «Плешивый» 1 1 24 Фатих Әмирхан “Нәҗип” хикәясе. 1 нче бүлек. . 2 нче бүлек. Фатих Амирхан. «Нажип» 3 1 Әдәбият дәресе атнага 1 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
25 Ф.Әмирхан “Нәҗип” хикәясе 26 Бәйләнешле сөйләм үстерү.
“Нәҗип” хикәясен өйрәнүне йомгаклау.
Урок развития речи 1 1 27 Галимҗан Ибраһимовның тормышы һәм иҗаты. “Алмачуар” хикәясе. Г.Ибрагимов «Серый в яблоках» 4 2 28 Г.Ибраһимов “Алмачуар” хикәясе. 4-8 нче бүлекләр. 29 Г.Ибраһимов “Алмачуар” хикәясе. 9-14 нче нче бүлекләр. 30 Г.Ибраһимов “Алмачуар” хикәясе. 15-20 нче бүлекләр. 31 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Л.Фәттахның “Сабантуй” картинасы буенча иҗади эш. Урок развития речи. 1 1 32 Һади Такташ. “Ак чәчәкләр”, “Урман” «шигырьләре.Х.Такташ «Белые Цветы» 2 1 Әдәбият дәресе атнага 1 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
33 Һ.Такташ “Караборынның дусты”.Х.Такташ «Друг Кароборына» 3 2 Әдәбият дәресе атнага 1 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
34 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Сочинение “Дүрт аяклы дустым”Урок развития речи .Сочинение «Мой четвероногий друг» 1 1 35 Класстан тыш уку. Һ. Такташ. “Картайдым шул”, “Пи-би-би-бип”.Урок внеклассного чтения «Постарел» 1 1 36 Әмирхан Еникинең тәрҗемәи хәле. “Курай” хикәясе. Амизхан Еники «Флейта» 2 1
37 Ә.Еникинең “Курай” хикәсендә курай һәм курайчы образы. 38 Ә.Еники “Бала”. 3 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
39 Гадел Кутуй “Сагыну” нәсере. Гадел Кутуй «Тоска» 2 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
40 Бәйләнешле сөйләм үстерү.“Сагыну” нәсереннән өзекне яттан уку. Урок развития речи 1 41 Г.Кутуй “Рөстәм маҗаралары”.
Годел Кутуй «Приключения Рустама» 4 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 2 сәгате кыскартылды, өйдә мөстәкыйль уку өчен күбрәк бирелде.
42 Муса Җәлил “Җырларым”.Муса Джалиль «Песни мои» 3 2 43 М.Җәлил “Ана бәйрәме”, “Кызыл ромашка”. Муса Джалиль «Красная ромашка» 44 “Җырларым” шигырен яттан уку. 45 Фатих Кәрим “Үлем уены”.
Фатих Карим «Игра со смертью» 2 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
46 Ф.Кәрим “Кыр казы”, “Сибәли дә сибәли”. “Кыр казы” шигырен яттан уку.Фатих Карим «Дикие лебеди». 2 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
47 Класстан тыш уку. Л.Лерон. Шаян хикәяләр, шигырьләр, әкиятләр. С.Хәким “Колын”, Н.Баян “Сандугачка”. Урок внеклассногоч чтения. 1 1 МТК өстәлде
48 Мостай Кәрим “Озын-озын балачак”. “Кеше тудыру” бүлеге. Мустай Карим «Рождение человека» 5 2 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 2 сәгате кыскартылды, өйдә мөстәкыйль уку өчен күбрәк бирелде.
49 М.Кәрим “Озын-озын балачак”. “Искәндәр Әсгате” бүлеге. Мустай Карим «Часы Асгата» 50 М.Кәрим “Озын-озын балачак”. “Искәндәр Әсгате” бүлегенең дәвамы. 51 Бәйләнешле сөйләм үстерү. М.Кәрим “Озын-озын балачак”. Иҗади эш. Творческая работа. 1 52 Шәүкәт Галиев. “Шәвәли маҗаралары”. Шавкат Галиев «Приключения Шавали» 3 1 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
53 Ш.Галиев Табышмаклар. Шавкат Галиев .Загадки.
“Тамаша” шигырен яттан сөйләү. 1 54 Класстан тыш уку. Н.Дәүлинең “Язмышка юл”.
Мөҗәһит Әхмәтҗанов шигырьләре.
ИР: http://mojahit.narod.ru/index.html1 МТК өстәлде.
55 Г. Сабитов “Ярсулы яз” хикәясе.Г.Сабитов «Весна» 3 2 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 1 сәгате кыскартылды.
56 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Г.Сабитов “Ярсулы яз” хикәясе буенча иҗади эш. Творческая работа. 1 1 57 Нәкый Исәнбәт “Хуҗа Насретдин”. 5 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 2 сәгате кыскартылды.
58 Атилла Расих. “Хәвефле сынау” повесте. 4 Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә, 2 сәгате кыскартылды.
59 Йомгаклау. - 1 Кыскартылган дәресләр хисабыннан алынды.
60 Резерв дәресләр. - 1 дәресе К.Насыйриның хикәяләрен өйрәнү өчен каралган КТУ дәресеннән, 1 сәгать кыскартылган дәресләр хисабыннан алынды..
61 Дәрестән тыш уку.
Внеклассное чтение 4 - Әлеге дәресләрдә өйрәнелергә тиешле әсәрләр программада язылмаган, шуңа күрә алар сәгать санын кыскарту өчен файдаланылды.
62 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Урок развития речи 5 - Әдәбият дәресе атнага 2 сәгать кенә укытылганга күрә кыскартылды.
Барысы
Всего 35 27 4 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока ч Срок факт оборудование Требования к уровню подготовки учащихся Тип урока УУД Дом.зад. Вид контроля.
1 Кереш дәрес. Матур әдәбият – сәнгатьнең бер төре. Халык авыз иҗаты.
Устное народное творчество 1 2.09 МК: 4-6 стр.
Сказки. Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Вводный урок
Беседа. Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения 4-5стр читать Викторина
2
“Таңбатыр” әкияте.
Сказка Танбатыр 1 11.09 МК: 6-7 стр.
Иллюстрации к сказке.
Знать:что такое миф, мифология, показать активное влияние мифов на культуру человечества.
Понимать: значение мифов в жизни народа.
Познакомить с различными сборниками по мифологии;
Уметь: распознавать особенности славянской мифологии Обучение чтению. Беседа Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет материализованной и умственной форме; осуще задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.Коммуникативные: строитнебольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. 5-24стр пересказ .
3 “Үги кыз” әкияте
Сказка «Падчерица» 1 18.09 МК: 7-8 стр. Иллюстрации Знать:видымалых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
Обучение чтению. Беседа Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность 24-32 стрОтветы на вопросы. Гипербо-ла.
Литота.
Фантастика
4 Класстан тыш уку. “Гөлчәчәк” әкияте (яки “Чакматаш”, “Солдат балтасы”).
«Солдатский топор»
1 25.09. МК: 8 стр. “Гөлчәчәк” Знать: о сюжете и содержании сказки «Топор солдата».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки Урок внеклассного чтения
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Әкият китаплары алып килергә. Игра по малым жанрам фольклора
5 Мәзәкләр (“Ишәк өстендә”, “Шайтан ни төсле?”, “Укытучы белән укучы бала”, “Тартылмый да, сузылмый да”, “Өметсез”, “Төбендә юкмы?”, “Былтырга “А”,
Юморески 1 2.10 МК: 8-10 стр. “Юморески” презентация.

Знать:виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
. Урок чтения и обсуждения произведения. Урок-беседа
Познавательные: уметь стоить сообщения исследовательского характера в устной форме
Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики
Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задачПроект эшенә материаллар тупларга.
36стр.1-6 вопросы Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь»
6 Габдулла Тукай. “Исемдә калганнар” автобиографик повесте.
«Воспоминания»
1 9/10 Веб-фотоальбом: Г.Тукай (Кырлай) http://picasaweb.google.com“Г.Тукай. «Жизнь и творчество” Знать: сведения о детских и юношеских годах Габдуллы Тукая его увлечениях; историю создания автобиографического произведения
Понимать: лексику произведения
Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению Урок изучения нового материала Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные: уметь оценивать то, что усвоено
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию 37-46 бит укырга. сөйләргә Вопросы и задания 1-4
7 Г.Тукай “Исемдә калганнар”.
Автобиографическая повесть 1 16.10 Портрет Г,Тукая. Произведения Знать: сюжет и содержание рассказа.
Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки Урок чтения и обсуждения произведения. Урок-беседа Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные: уметь оценивать то, что усвоено
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию 46-55бит укырга Вопросы и задания (с. 45), выр.чтение. составление плана,
8 Г.Тукай “Шүрәле”.Габдулла Тукай.
“Леший” 1 23.10 МК: 13-16стр
Г.Тукай.фотогалерея. текст. Знать:сюжет и содержание «Леший»
Понимать: проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки Урок чтения и обсуждения произведения. Урок-беседа 55-61бит өзекне ятларга
Выучить наизусть. Вопросы и задания (с. 61)
9 Бәйләнешле сөйләм үстерү. С Урок развития речи
Сочинение по картинке
.С.Левина
«Осень» 1 30.10 Картина С.О.Левина
«Осень» Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения Уроки развития речи Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, проводить исследования прочитанного текста
Регулятивные: уметь делать анализ текста
Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества Язма эшне акка күчереп бетерергә. 10 Г.Тукай шигырьләре (“Таз”, “Сабыйга”)
Г.Тукай. «Плешивый» 1 13.11 “Г.Тукай. Выставка книг. Знать: сведения о жизни и творчествеГ.Тукая (кратко); сюжет и содержание «Плешиаый».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки Урок внеклассного чтения
Познавательные: уметь выбирать нужную информацию из почитанного
Регулятивные: уметь анализировать
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения Бер өзекне ятларга.
Отрывок выучить. Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций
11 Фатих Әмирхан “Нәҗип” хикәясе. 1 нче бүлек.
Фатих Амирхан «Нажип» 1 20.11 “Школа и производство” журнал: 1999 - №2, 94 бит. МК: 26-29 стр. Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.Амирхана (кратко); сюжет и содержание рассказа«Нажип».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения.
Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки Урок изучения нового материала Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 66-72стр,читать Характеристика героев, вопросы 1-3, 7 (с. 77), составление плана
12 “Нәҗип” хикәясен өйрәнүне йомгаклау.Кечкенә күләмле сочинение язу. “Минем яраткан эшем”.
Сочинение «Мое любимое занятие» 1 27.11
Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.
Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
Урок Р.Р. . Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, проводить исследования прочитанного текста
Регулятивные: уметь делать анализ текста
Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества Дописать работу Вопросы и задания
13
14 Галимҗан Ибраһимовның тормышы һәм иҗаты. “Алмачуар” хикәясе.
Галимжан Ибрагимов. «Серый в яблоках»
2
4/12
11/12 Портрет. Выставка книг
МК: 30-42 стр.Презентация PowerPoint.
иллюстрации.
Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Ибрагимова (кратко); содержание рассказа «Серый в яблоках»
Понимать: нравственную проблематику ; отношение авторов к героям.
Уметь: выразительно читать рассказ; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтение Урок изучения нового материала Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию из почитанного
Регулятивные: уметь анализировать
Коммуникативные: уметь устанавливать свою точку зрения. Пересказ,иллюстрация рубрика «Обогащайте свою речь»), выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа
15 Һади Такташ. “Ак чәчәкләр”, “Урман” шигырьләре
Гади Такташ. Стихи «Белые цветы», «Лес». 1 18/12 Портрет, выставка книг. Презентация PowerPoint.
Аудиозапись Знать: сюжет и содержание стихотворения «Белые цветы».
Понимать: роль природы в жизни человека.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Урок чтения и обсуждения произведения. Урок-беседа Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию из почитанного
Регулятивные: уметь анализировать
Коммуникативные: уметь устанавливать свою точки зрения Выразительно читать 16 Һ.Такташ “Караборынның дусты”.Гади Такташ «Друг Караборына» 1 25/12 Иллюстрацииләр. МК: 51-55стр. Знать: сведения о жизни и творчестве Х.Такташа (кратко); сюжет и содержание «друг Караборына».
Понимать: позицию автора и него отношение к герою.
Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним Урок изучения нового материала Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 103-107стр
1вопрос Вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь»
17 Һ.Такташ “Караборынның дусты”.
Гади Такташ. «Друг Караборына». 1 15/01 Иллюстрацииләр. МК: 51-53 стрЗнать: жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать: роль автора-рассказчика в повести.
Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Урок чтения и обсуждения произведения. Урок-беседа Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные:
уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 107-113 стр.
Пересказ. Составление плана для пересказа.
18 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Сочинение “Дүрт аяклы дустым
Сочинение
«Мой четвероногий друг» 1 22/01 ИР: Слайды по теме. Знать: этапы и приемы над сочинением.
Понимать: позицию автора, его чувственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи Урок развития речи. Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, проводить исследования прочитанного текста
Регулятивные: уметь делать анализ текста
Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества Язма эшне редакцияләргә һәм акка күчереп язарга.
Докончить работу. 19 Класстан тыш уку. Һ. Такташ. “Картайдым шул”, “Пи-би-би-бип”.
Х. Такташ. «Постарел»
«Пи-би.би-бип» 1 29/01 Выставка книг, портрет, текст. Знать: сюжеты и содержание рассказов Х.Такташа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Понимать: роль изобразительно-выразительных средств
в создании юмористических и сатирических образов.
Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки Урок внеклассного чтения Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Выборочный пересуаз,выразительное чтение Выбороч
ный пересказ, вырази
тельное чтение
20 Ә.Еникинең “Курай” хикәсендә курай һәм курайчы образы.
Амирхан Еники
«Флейта» 1 5.02 Видеофайлы (ИР): http://muslumfolklor.narod.ru/video.htmlЗнать:сюжет и содержание рассказа.
Понимать: позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 114-120 стр.ответы на вопросы. Беседа
21 Гадел Кутуй “Сагыну” нәсере.
«Тоска» 1 12.02 “ Просвещение” журнал: 2000 г №7, 31 стр.
Аудиозапись
(CD).
Презентация (PowerPoint). Знать: сюжет и героев рассказа.
Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации Урок изучения нового материала Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Отрывок выучить. Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа,
22
Г.Кутуй “Рөстәм маҗаралары”.
Гадел Кутуй «Приключения Рустама» 1
19/02
текст, иллюстрации
Знать: сюжеты и содержание рассказов Г.Кутуя; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Понимать:роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов.
Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 125-135стр
Пересказ.
КТ: Составление плана.
23 Муса Җәлил “Җырларым”.
Муса Джалиль «Песни мои» 1 26/02 Аудиозапись (CD). МК: Знать: сюжет и содержание стихотворения
Понимать: необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения Выразительно читать стихотворение Рифма Вопросы и задания
24 М.Җәлил “Ана бәйрәме”, “Кызыл ромашка”Муса Джалиль «Праздник матери»
«Красная ромашка» 1 4.03 мультфильмы, Казан: “Татарстан – синема”, 2006. Знать:сведения о семье и детстве Мусы Джалиля ; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям.
Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтение Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные:
применять метод информационного поиска
Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения “Җырларым” шигырен ятларга. КТ: работа по карточ
кам
25 Фатих Кәрим “Үлем уены”.
Фатих Карим «Игра со смертью» 1 13/03 Презентация PowerPoint, Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.Карима (кратко); сюжет и содержание поэмы « Игра со смертью».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Урок изучения нового материала Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 145-152 стр выразительно читать. Творческая работа
26 Ф.Кәрим “Кыр казы”, “Сибәли дә сибәли”. “Кыр казы” шигырен яттан уку.
Ф.Карим«Дикие лебеди» 1 18/03 Выставка книг, портрет. Знать: сведения о детстве и юности Фатиха Карима (кратко).
Понимать: лирический пафос стихотворений поэта.
Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения
Выразительно читать.Иллюстрация. Сообщения, вопросырубрика «Фонохрестоматия»
27 Л.Лерон. Шаян хикәяләр, шигырьләр, әкиятләр. С.Хәким “Колын”, Н.Баян “Сандугачка”.
Л.Лерон.»Жеребенок» 1 25/03 Портретлар, выставка книг Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации Урок внеклассного чтения Познавательные: уметь конструировать осознанные и произвольные сообщения в устной форме
Регулятивные: формировать навыки самоконтроля
Коммуникативные: уметь читать вслух Выразительно читать, сравнительная характеристмка героев Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев
28 Мостай Кәрим “Озын-озын балачак”. “Кеше тудыру” бүлеге.
Мустай Карим
«Детство» 1 8/04 текст. Журнал
«Просвещение”: 1996 - №6, 35-37стр Знать: жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать: роль автора-рассказчика в повести.
Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Урок изучения нового материала Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач 155-164 стр. читать
Сбор информации к проекту
29 М.Кәрим “Озын-озын балачак”. “ИскәндәрӘсгате” бүлеге.
«Часы Асгата» 1 15/04 текст. Знать: композицию эпического произведения малой формы.Понимать: роль исторических личностей в судьбах народа.
Уметь: строить диалог, пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины Урок изучения нового материала Познавательные: уметь конструировать осознанные и произвольные сообщения в устной форме
Регулятивные: формировать навыки самоконтроля
Коммуникативные: уметь читать вслух 164-180 стр. Чтение по ролям
30 Шәүкәт Галиев. “Шәвәли маҗаралары”.Шавкат Галиев.
«Приключения Шавали» 1 22/04 Портрет. “ Просвещение”: 1998 - №10. Презентация PowerPoint. Знать: сведения о жизни и творчестве Шауката Галиева (кратко); содержание стихотворения «Приключения Шавали...»
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения 183=191 стр.вырази-
тельно читать. Пересказ эпизодов по плану,
31 Ш.Галиев Табышмаклар.
“Тамаша”
Шавкат Галиев. Загадки. 1 29/04 Ноутбук, микрофон Знать:виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения 191-194 стр. Юмор и сатира.
32 Г. Сабитов “Ярсулы яз” хикәясе.
«Весна» 1 6.05 Портрет, ИРсборник материалов. Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Сабитова (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Весна».
Понимать: отношение автора к героям и их поступки.
Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов Урок изучения нового материала Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения
196-203 стр. Ответы на вопросы Выборочный пересказ, вопросы и задания
33 Г.Сабитов “Ярсулы яз” хикәясе.
«Весна» 1 13.05 текст. Знать: сюжет и содержание рассказа.Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора и его отношение к героям.Уметь: давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения Урок чтения и обсуждения произведения Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения Готовится к письменной работе. Иллюстрация
34 Бәйләнешле сөйләм үстерү. Г.Сабитов “Ярсулы яз” хикәясе буенча иҗади эш.
Творческая работа по изученной теме. 1 20/05 И.Левитан “Март”, картина. Телнең сурәтлелеге турында аңлата алу. Сөйләм һәм язма телен, хәтер һәм фикерләү сәләтен үстерү, рухи дөньяңны баету өстендә эшли белү.
Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.
Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения Урок развития речи Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы
Регулятивные: уметь анализировать текст.
Коммуникативные: уметь доказать свое мнение Самостоят работа. 2 задание КТ: Творческая работа.
35 Йомгаклау.
Итоговой урок. 1 27.05 Беседа по вопросам. Представление учащихся книг, прочитанных за год, рисунков н ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения Урок закрепление. Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию из почитанного
Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания
Выраз. пересказ КТ: тест.