Урок по курсу «ОРКСЭ»(модуль «Основы православной культуры») тема урока «Дружба и порядочность», 4 класс
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры») 4 класс Разработала: Ястремская Л.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №59»г.Курска
Тема урока: «Дружба и порядочность»
Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», научить детей жить в дружбе и согласии.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в работе по заданию, умение работать в группах. Воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки, положительное отношение к учёбе.
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность» с отличительными чертами дружбы. Рассказать о дружбе людей, умении жить дружно, помогая друг другу.
Развивающая: развивать память, речь, мышление. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
-формировать умение отбирать главное, синтезировать;
-оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник по курсу ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д. Н. Ушакова, карточки с пословицами, магнитофон.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегосяМотивация учебной деятельности
-Прозвенел уже звонок!
Пора, ребята, на урок!
Посмотрите на друзей,
Улыбнитесь всем скорей.
Слово доброе скажите,
Настроенье поднимите.
А теперь начнём урок,
Руки все на локоток.
-Добрый день! Я очень рада вас сегодня видеть.
-Чему вы хотели научиться на уроке?
-Делиться впечатлениями об услышанном, помогать друг другу при выполнении заданий, отстаивать свою точку зрения. Актуализация знаний и постановка темы урока. Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующую песню. (Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь»).
-О чем эта песня?
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе. -Эта песня о дружбе.
-Потому что сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе.
Изучение нового материала. Работа с понятием « дружба», «порядочность»
Какое прекрасное слово – «дружба». Произносишь его – сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь
весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями.
- Ребята, давайте разберём по составу слово дружба. От какого слова оно произошло? Что обозначает это слово? Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре Д. Н. Ушакова.
-Конечно, со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 52.
Составление словаря глоссария
-Ребята, а теперь попробуйте подобрать слова по теме «Дружба».
-Вы подобрали именно те слова, которыми должен обладать настоящий друг.
-Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. А для этого всегда нужно помнить правила дружбы. (Учебник с.54-55)
Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).
На карточках написана только половина пословицы. Найдите свою пару.
1 группа. Собрать пословицы и объяснить смысл
«Не мил и свет, когда друга нет».
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги».
«Хорошую дружбу топором не разрубишь».
2 группа. Собрать пословицы и объяснить смысл; разыграть мини- сценку по 1 пословице.
«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
«С добрым дружись, а лукавых берегись».
«Старый друг лучше новых двух».
- Друг - близкий приятель, лицо, связанное с кем–нибудь дружбой.
Доверие, искренность, милосердие, симпатия, честность, порядочность, надёжность, бескорыстие.
Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил.
Друга необходимо искать, а если нашел надо дружбой дорожить.
Перестал нуждаться в помощи друга и забыл о нем.
Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь.
Хорошо когда у друга существует такое замечательное качество как доброта. Но если друг лукавит, врет – таких людей необходимо беречься.
Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг.
Физкультминутка
Знайте, не бывает моря без волны
Шутки – без улыбки, марта – без весны
Лестниц – без ступенек
Дома – без дверей
Школ – без переменок
Дружбы – без друзей
Сказок – без начала
Детства – без игры («ладушки» с соседом по парте),
Знаем мы об этомИ я
И ты
И мы
Руками показывают волну.
Улыбаются, обе руки складывают в виде стебелька, кисти рук раскрыты «лепестками».
Шагают.
Шаг вперед.
Хлопают в ладоши.
Пожимают друг другу руки.
Раскрывают ладони.
«Ладушки» с соседом по парте.
Указывает на себя.
Указывает на одноклассника.
Пожимают друг другу руки.
Контроль за усвоением знаний обучающихся.
Притча (краткий иносказательный поучительный рассказ).
-А сейчас я предлагаю вам послушать притчу и сказать, какой смысл кроется в ней.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ.
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай- ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- О чем спросил сын мать-орлицу?
- Что ответила мама на вопрос сына?
- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?
- Чем добываются почет и уважение?
Вывод: итак, настоящая дружба бывает только тогда, когда речь идёт о чём-то добром и порядочном. Для недоброго,
непорядочного, вредного, плохого дела слово «дружба» не подходит. Высочайшее проявление дружбы – готовность отдать жизнь свою за друзей своих. В этом случае дружба приобретает священный характер. В Евангелии об этом говорится так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Поэтому мы свято чтим память воинов, положивших жизнь свою «за други своя». И не случайно в Древней Руси самые близкие к князю люди, шедшие с ним в битву на врагов, охранявшие его, получили название «дружина».
Ответы обучающихся на вопросы.
Рефлексия.
- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Какие качества характера вы будете стремиться воспитывать в себе?
Творческое задание «Бабочка – моему верному другу».
-Ребята, нарисуйте и раскрасьте, пожалуйста, бабочку. Свою красивую бабочку вы можете подарить самому лучшему другу, или с кем вы в ссоре на данный момент, или тому с кем вы хотели бы дружить.
Игра « Цветик – семицветик».
- У меня в руках цветик-семицветик. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания.
- Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах)
Характерные черты Я Класс
Добросовестно Аккуратно Кое-как Старательно Небрежно Без интереса Увлеченно Спустя рукава С любовью По приказу -Перед тем как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями.
-Удачи, вам дорогие ребята!
Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом.
Хороших вам друзей!
Спасибо за работу!
(Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»).
Ответы обучающихся на вопросы.
Дарят бабочек друг другу.
Читают некоторые пожелания
Домашнее задание 1.Учебник с.56-58 (ответить на вопросы).
2.Напишите небольшой рассказ о своём друге, обсудите его с родителями.
3. Нарисовать иллюстрации по теме «Настоящий друг».