Конспект урока по основам православной культуры на тему Заповеди


План-конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса «Модуль « Основы православной культуры»»

Составила: учитель начальных классов Расчёсова Надежда Ивановна
Тема урока: «Заповеди».

Цель урока: Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат.
Задачи:
1. Объяснить каким образом заповеди попали к людям, каково их назначение, в чем их смысл.
2.Способствовать  развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;  содействовать  развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
3. Сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали; .
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- Коммуникативные:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Познавательные:
-выполнять универсальные логические действия:
(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Тип урока:  Урок открытия новых знаний.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева.




Ход урока:
Организация деятельности учащихся:
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи:
Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в обществе - назовите общим словом? (закон, традиция, правило).
Кто из вас слышал слово «заповедь», и что оно обозначает?
Давайте найдём определение этого слова в толковом словаре С. И . Ожегова.
«1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь.
2. Изречение, содержащее религиозно- нравственное предписание». (2-3 слайд)
А теперь попробуем сфрмулировать тему и задачи урока. (слайд 4-5)
На какие две группы можно разделить слова: правда, ложь, добро, зло, сочувствие, ненависть, зависть, жадность, сопереживание, наглость, лесть, чуткость. (слайд 6)
Можно разделить на две группы: добро и зло. (слайд 7).
У кого есть совесть чуткая, а у кого не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. (слайд 8)
Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека, стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо.
3. Открытие новых знаний. Работа над темой урока.
Рассказ учителя.
- Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!
У горы Синай Господь дал всему человечеству 10 заповедей. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (слайд 9-10)
Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке, чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.
Божье присутствие было столь величественно, что весь народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять заповедей. Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»
Пророк Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди.. (слайд 11)
- Бог дал Моисею 10 заповедей.
- Давайте подумаем : должны ли мы знать заповеди. И зачем нам они?
- Прочитайте  все заповеди. (слайд 12)
-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?
- Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
- Давайте рассмотрим каждую из них.
4. Работа над смысловым значением Заповедей.

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует. (слайд 13)
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»
Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (слайд 14)
Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»
Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!»
Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье. (слайд 15)
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (слайд 16)
Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (слайд 17)
-Как вы понимаете эту заповедь? Беседа с учащимися.
- Обобщение учителя:
- Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.
6-я заповедь: «Не убивай» (слайд 18)
Как вы её понимаете? Беседа с учащимися.
Обобщение учителя:
- Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого значит попытаться встать на место Бога.
Все действия, сокращающие жизнь, дух ненависти, мести, злобные чувства являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.
Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» ( слайд 19)
- Брачный союз изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.
Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.
8-я заповедь: «Не кради» (слайд 20)
- Как вы понимаете эту заповедь? Беседа с учащимися.
- Обобщение учителя:
- Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Не лги.
- Как вы понимаете эту заповедь? (слайд 21) Беседа с учащимися.
- Обобщение учителя:

- Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» . Не завидуй. (слайд 22)
- Желание присвоить собственность соседа значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи. Зависть мешает радости.
Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение быть благочестивым и довольным»
Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.
«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (слайд 23)

В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в письменной форме, сам же закон существовал вечно.

5. Первичное закрепление.
а) Работа со статьёй учебника на стр. 40-41.
-Отмечайте новую информацию при чтении.
-Что нового вы узнаете из текста?
б) Работа с интерактивным моментом – соотнесение заповеди и пословиц.
(Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева)
в)Работа в парах..
-Заполнить пропуск подходящим по смыслу выражением. (Тренажёр из
электронного приложения к учебному пособию А. В. Кураева)
г) Индивидуальная работа.
- Заполнить пропуск подходящим по смыслу выражением. (Контроль из
электронного приложения к учебному пособию А. В. Кураева)

6. Закрепление. Работа в группах.
Ответить на вопросы. (каждая группа выбирает вопрос).

Какие заповеди даны людям?
Зачем нужно преодолевать зависть?
Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?
Что общего у убийства и воровства?

7. Домашнее задание: стр. 41, ответить на вопросы.

8. Рефлексия
- Какую мы поставили цель?
- Мы её достигли?
- А теперь каждый скажет, трудно ему было на уроке или нет, и что нового он узнал?

9. Итог урока
- Ребята, наш урок подошёл к концу.
- Скажите, о чём бы вам хотелось узнать подробнее?


Ресурсы: 1.    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев 2 Толковый  словарь С.И. Ожегова. 5. Слайдовая авторская презентация. 6. Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ?page=5   -Заповеди[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] урок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -урок[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фото Моисей,гора Синай- Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]