Диагностические методики сформированности познавательных УУД учащихся 3-4 классов
Диагностические методики на учебном материале,
включенные в урок (УМК «Планета знаний)
Диагностика сформированности познавательных УУД.
Автор диагностики - Оглодкова СГ. Класс: 3
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция
Русский язык
Задания, направленные на формирование логического действия анализа.
В 3 классе можно давать при изучении разделов и тем:
Слово и его значение:
- Многозначные слова;
- синонимы;
- антонимы.
Слово и его значимые части (морфемика):
- части речи: существительное, прилагательное, глагол.
Правописание и пунктуация.
При изучении орфограмм: слова с двумя безударными гласными в корне; гласные и согласные в приставках; употребление ь знака на конце имен существительных женского рода; употребление ъ знака.
Словарные слова.
Задания, направленные на формирование логического действия классификация.
Можно давать при изучении разделов и тем:
Синтаксис.
- Словосочетание и предложение;
- родственные слова.
Фонетика и орфоэпия.
Использование фонетического анализа слов для решения орфографических задач.
Задания, направленные на формирование логического действия сериация.
- Морфемный состав слов.
- Правописание и пунктуация.
Задания, направленные на формирование логического действия сравнение.
Фонетика.
Части речи.
Правописание.
Слово и его значение.
Математика.
Задания, направленные на формирование логического действия анализа.
Нумерация:
- Числа до 10000;
- Чтение запись, последовательность, разрядный состав;
- Сравнение чисел.
Величины:
-единицы длины, дециметр. Соотношения единиц длины;
- единицы площади;
- единицы вместимости, литр;
- единицы времени: секунда, сутки, неделя, месяц, год и их соотношения;
- единицы массы и их соотношения;
- единицы скорости.
Сложение и вычитание:
- сложение с переходом через разряд;
- вычитание с переходом через разряд;
- сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000.
Умножение и деление:
- умножение на однозначные числа;
- умножение и деление двузначных чисел на однозначные;
- умножение и деление на 10, 100.
Геометрический материал.
Задания, направленные на формирование логического действия классификация.
Равенства и неравенства.
Величины.
Уравнения.
Задания, направленные на формирование логического действия сериация.
Нумерация
Именованные числа
Порядок действий в выражениях.
Задания, направленные на формирование логического действия сравнение.
Единицы площади.
Геометрический материал.
Уравнения.
Знаки действий.
Окружающий мир.
Диагностику сформированности УУД по всем направлениям можно проводить по следующим темам:
Природа вокруг нас:
- горизонт, стороны горизонта;
- физические и химические явления природы;
- тела, вещества и их свойства.
Вода, воздух, горные породы, почва:
- три состояния воды;
- свойства воды;
- вода в природе;
- состав воздуха, свойства воздуха;
- горные породы, их разнообразие;
- полезные ископаемые.
О царствах живой природы:
- четыре царства природы;
- основные срады обитания живых существ;
- органы растений;
- разнообразие растений;
- редкие и исчезающие растения своей местности;
- разнообразие животных;
- домашние животные и их предки;
- редкие и исчезающие животные;
- грибы.
Человек:
- кожа;
- опорно-двигательная система;
- кровеносная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- выделение;
- органы чувств;
- нервная система.
Человек в обществе:
- народы, живущие на территории России;
- города России;
- Москва- столица России;
- государственные символы России;
- основной закон страны.
Диагностические методики на учебном материале,
включенные в урок.
Диагностика целеполагания.
Учитель: Оглодкова Светлана Геннадьевна.
Класс: 3
Назначение заданий: выявить уровень развития ребенка, умение правильно выбрать цель.
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.
Инструкция:
1.Выполните задание.
2.Вам предложены цели. Проанализируйте и выберите цель, которая на ваш взгляд является главной.
Русский язык.
1. Восстанови пословицы, вставляя вместо точек частицу НЕ ( там, где нужно).
По воробьям из пушки стреляют. В лес дрова возят. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Из одной муки хлеба ... испечешь. На печи храбрись, в поле трудись.
2. Я изучаю орфограмму НЕ с глаголами для того, чтобы:
1. Знать, как пишется частица НЕ с глаголами.
2. Грамотно писать.
3. Получить хорошую оценку.
4. Получить похвалу учителя или мамы.
Математика.
1. Дан прямоугольник со сторонами 2см и 5 см. Найди площадь и периметр этого прямоугольника.
2. Я изучаю формулу нахождения площади и периметра фигуры для того, чтобы:
1. Применять эти знания на практике.
2. Получить хорошую оценку.
3. Знать формулу нахождения площади и периметра фигуры.
4. Получить похвалу учителя или мамы.
Окружающий мир.
1. Опиши, как люди используют воду.
2.Я изучаю свойства воды для того, чтобы:
1. Чтобы беречь и охранять воду.
2. Знать, как люди используют воду.
3. Получить хорошую оценку.
4. Получить похвалу учителя или мамы.
Оценка результатов:
высокий уровень:
русский язык, если учащиеся выбрали цель грамотно писать;
математика – применять знания на практике;
окружающий мир – чтобы беречь и охранять воду.
Средний уровень:
русский язык, если учащиеся выбрали цель знать, как пишется частица не с глаголами;
математика – знать формулу нахождения площади и периметра фигуры;
окружающий мир – знать, как люди используют воду.
Низкий уровень:
Русский язык, математика, окружающий мир, если учащиеся выбрали целями получить хорошую оценку, или похвалу учителя или мамы.
Диагностика действия планирования.
Восстанови план.
Назначение заданий: изучение способности учащихся правильно планировать выполнение своей работы.
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.
(В каждом задании есть лишнее действие, которое дети не должны включать в план работы. Карточки по всем предметам выдаются без порядковых номеров. Порядковые номера являются ключами к заданиям).
Русский язык.
Задание: Восстанови порядок разбора слова по составу.
Как произвести разбор слова по составу.
(морфемный разбор)
3. Если кроме корня, в основе есть еще значимые части, определи:
– приставку (употреби слово без неё или приведи другие слова с такими же приставками);
суффикс находится после корня, присоединяется к корню в момент образования слова).
Определи орфограмму, подбери проверочное слово. (лишнее действие)
2. В оставшейся смысловой части (основе) выдели корень (подбери однокоренные слова).
1. Определи в слове окончание (измени форму слова)
Математика
Задание: восстанови алгоритм решения задачи
План решения текстовой задачи.
2. Определи, какие величины известны, а какие неизвестны.
1. Внимательно прочитай задачу и мысленно представь, о чем в ней говорится.
3. Составь краткую запись или начерти схему.
5. Выполни решение, запиши ответ.
4. Составь план решения задачи.
Придумай и реши подобную задачу. (лишнее действие)
Окружающий мир.
Задание: восстанови порядок работы с компасом.
Как определить стороны горизонта по компасу.
3. После остановки стрелки осторожно поверни компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный – против буквы Ю.
4. Закончив работу с компасом, закрепи стрелку предохранителем.
2. Освободи стрелку от предохранителя.
Определи стороны горизонта по коре и ветвям деревьев. (лишнее действие)
1. Положи компас на ровную горизонтальную поверхность.
Оценка результатов:
высокий уровень, если учащиеся восстановили порядок работы верно;
низкий уровень, если при восстановлении порядка работы были допущены ошибки.
Диагностика действия планирования.
Составь план.
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.
Русский язык.
Задание: составь план фонетического разбора слова травка.
Ключ к заданию:
Разбить слово на слоги.
Поставить ударение.
Написать транскрипцию слова.
Дать характеристику согласным звукам.
Указать количество букв и звуков в слове.
Математика.
Задание: напиши порядок действий решения задачи.
В первой коробке 80 мячей. Во второй на 40 больше, чем в первой, а в третьей – в 4 раза меньше, чем во второй коробке. В какой коробке меньше всего мячей?
Ключ к заданию:
Первым действием я узнаю, сколько мячей во второй коробке:
80+40=120 (м)- во второй коробке.
Вторым действием я узнаю сколько мячей в третьей коробке:
120:4=30 (м)- в третьей коробке.
Затем сравню количество мячей в каждой коробке (80мячей в 1 коробке, 120 мячей во второй коробке, 30 мячей в третьей коробке).
Запишу ответ.
Ответ: в третьей коробке меньше всего мячей.
Окружающий мир.
Задание: Опиши, как происходит круговорот воды в природе.
Ключ к заданию:
Вода испаряется с поверхности земли в виде пара.
Высоко над землей, соприкасаясь с холодным воздухом, из пара образуются облака.
В виде дождя, снега и града возвращается на землю.
Оценка результатов:
высокий уровень, если учащиеся составили план выполнения задания верно;
низкий уровень, если при выполнении работы были допущены ошибки.
Диагностика действия моделирования.
Назначение заданий: изучение способности логически выстраивать модели, выбирать правильную модель, соответствующую заданию.
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.
Выбор модели.
Русский язык.
Задание. Выбери схему, которая соответствует слову охотники:
1.
2.
3.
Ключ к заданию: схема 3.
Математика
Задание. Выбери схему, которая подходит к данной задаче.
На озере Миша поймал 36 плотвичек, что на 9 больше, чем карасей. Сколько рыбы поймал Миша?
Ключ к заданию: схема 2.
Окружающий мир.
Задание: Определи, под каким номером свойства снега, а под каким льда.
Вещество
Цвет
Прозрачность
Запах
Плотность
При нагревании
1
белый
не прозрачный
без запаха
рыхлый
превращается в воду
2
бесцветный
прозрачный
без запаха
твердый
превращается
воду
Ключ к заданию: вещество №1 снег, вещество №2 лед.
Оценка результатов:
высокий уровень, если учащиеся подобрали схемы и определили свойства снега и льда верно;
низкий уровень, если при выполнении работы были допущены ошибки.
Диагностика действия моделирования.
Составление модели.
Назначение заданий: выявить уровень умения составлять модель, обобщать понятия.
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция.
Русский язык.
Задание: Составь схемы строения словосочетаний. Внеси все необходимые графические обозначения.
Поздний звонок - _________________+_______________
Группа слов – _________________+_______________
Берегут природу- _________________+_______________
Ванна из чугуна - _________________+_______________
Сообщить по телефону - _________________+_______________
Ключ к заданию:
Дети должны вписать:
прил.+ сущ.;
сущ.+сущ. глаг.+глаг.;
сущ.+ предл.+ сущ ;
глаг.+ предл. + сущ.
Математика.
Задание. Прочитай задачу. Покажи на схеме расстояние, которое прошел каждый путник. Выдели цветом расстояние между путниками. Вычисли расстояние между ними.
Два путника вышли из села и пошли в разные стороны. Один прошел 12 км, а другой в 2 раза больше. Какое расстояние прошел каждый путник?
_________________________.____________________________
село
Окружающий мир.
Задание. Сравни свойства воздуха и льда, используя таблицу.
Вещество
Свойства
Состояние в природе
Цвет
Запах
Плохо или хорошо проводит тепло
Лед
Воздух
Ключ к заданию:
Лед без цвета, без запаха, плохо проводит тепло, в природе находится в твердом состоянии.
Воздух без цвета, без запаха, хорошо проводит тепло, в природе находится в газообразном состоянии.
Оценка результатов:
высокий уровень: задания выполнены верно;
средний уровень: выполненное задание имеет недочеты;
низкий уровень: учащийся не справился с заданием.
Диагностические методики на учебном материале,
включенные в урок.
Диагностика сформированности познавательных УУД.
Автор диагностики - Оглодкова СГ. Класс: 4
Организация работы: выдача детям бланков с заданиями и словесная инструкция
1.Задание на анализ.
Русский язык.
«Поиск аналогий»
Назначение задания: выявить уровень умения решать грамматические задачи, уровень развития аналитического мышления.
Инструкция: «Вам предложены ряды слов. Проанализируйте выделенные слова в верхней строке и сравните с последним словом в этой же строке. Подумайте, по какому принципу оно образовано. Подберите и вставьте вместо точек слово в нижней строке, образованное по тому же принципу».
Задание.
Определи закономерность составления в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:1.небо каша ношакино лень
2.подвиг водичка подводапанама циркуль
3. столяр, светлица, блюдца, столица
побег, отдушка, развилка
4. перелесок, сказание, день пересказ
побег, бережок, поле
5. подъём, снежок, кустарник, дом подснежник
прибрежный, дорожный, вкусный, знатный
Ключ: 1.конь, 2.панцирь, 3.подушка, 4.побережье, 5.придорожный.
Математика.
«Числовые ряды»
Назначение задания: выявить уровень вычислительных навыков, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Инструкция: «Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться арифметическими действиями».
Задание.
В следующих числовых рядах числа записаны в определенной закономерности, в каждом ряду – своя закономерность. Установите её и запишите ещё по три числа.
а) 19, 20, 22, 25, 29,
б) 5, 8, 14, 26, 50,
в) 901, 802, 703,
г) 101,1002,10003,
д) 7, 67, 567,
Ключ: а) число увеличивается на1, затем на 2, на 3 и т.д.
б) предыдущее число увеличивается в 2 раза и из результата вычитается 2
в) цифра из разряда сотен уменьшается на 1, а цифра из разряда единиц увеличивается на 1
г) добавляется один 0 и последняя цифра увеличивается на 1
д) увеличивается число разрядов, причем каждый раз слева приписывается цифра, на 1 меньше самой левой цифры предыдущего числа.
Окружающий мир.
«Поиск закономерностей»
Назначение задания: выявить уровень знаний по теме: «Погода. Ветер», умение устанавливать причинно-следственные связи.
Инструкция: Вам предложены высказывания в правой стороне листа, а слева даны понятия, записанные в столбик. Необходимо найти закономерности между высказываниями и понятиями и соединить соответственно линиями».
Задание. Найди закономерности и соедини понятия с высказыванием.
1. Дым из труб поднимается прямо вверх. Сильный ветер.
2. Дым отклоняется в сторону. Лицо чувствует Ураган.
движение воздуха.
Буря.
3. Зонтик вырывается из рук. Качаются крупные
ветви.
4. Трудно идти. Ломаются ветки. Свежий ветер.
5. Ветер вырывает деревья с корнем и разрушает Штиль.
постройки.
2.Задания на классификацию
Назначение заданий: изучение способности к обобщению информации.
«Найди лишнее»
Назначение заданий: выявить уровень усвоения учащимися большого объема знаний материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Инструкция: Вам даны пять слов в каждом ряду. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово, обоснуйте свой выбор.
Русский язык.
Задание. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.
1.Молоко, бревно, пальто, число, весло. (пальто – нескл.)
2. Клевета, забота, весна, победа, истина. (весна – 2 слога)
3 .Звук, жест, долг, глаз, рукав. (рукав – 5 букв)
4. Они, мы, сани, вы, ты. (сани –существ.)
5 .Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь. (прорубь – жен. род)
Математика
Инструкция: В каждом ряду найди «лишнее», возможно в одном задании тебе предстоит выполнить арифметические действия, обоснуй свой выбор.
Задание. В каждой группе найди «лишнее», подчеркни его.
1. Квадрат, ромб, прямоугольник, овал, луч, круг. (луч – все остальные замкнутые геометрические фигуры)
2.1500 мин, 10 ч, 1 сут, 12 лет, 15 кг. (15 кг - единица массы, все остальные единицы времени)
3. 21: 7, 54: 9, 36: 4, 43:6, 49:9 (43:6 – деление с остатком, все остальные без остатка)
4. 34*7, 653*3, 27*14, 1001*5, 579*4 (27*14 – умножение на двузначное число, все остальные - на однозначное)
5. 62, 105, 336, 12, 24 (105 – нечетное число, все остальные четные)
Окружающий мир.
Задание. Вычеркни лишнее название, обоснуй свой выбор. 1. Венера, Марс, Земля, Солнце, Меркурий. (Солнце – не планета, а звезда) 2. Россия, Франция, Париж, Китай, Португалия. (Париж – город, все остальное название стран)3. Дон, Енисей, Байкал, Лена, Енисей. (Байкал – озеро, все остальное реки)
4. Железная руда, гранит, каменный уголь, чернозем, известняк (Чернозем – вид почвы, все остальное – полезные ископаемые)
5.Иней, осадки, град, дождь, снег. (Осадки – обобщающее слово, все остальное – виды осадков)
3. Задания на сериацию
Назначение заданий: изучение способности выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака.
«Расположи по порядку»
1.Задание. Запиши названия рек в порядке убывания (уменьшения их длины)
Амазонка 6420 км Мурей 2570 км
Дунай 2857 км Нил 6671 км
Миссисипи 3950 км Янцзы 5840 км
Ключ: Нил, Амазонка, Янцзы, Миссисипи, Дунай, Мурей.
2.Запиши в порядке возрастания.
а)50 см, 4 дм, 2 дм 6 см, 7 см 10мм, 10 дм. (7см, 50см, 2дм 6см, 4дм, 10дм.)
б)640 дм, 6 км 500 м, 760 м, 7004 м, 6000 дм, 6 км 60 дм. (760м, 640дм, 6км 500м, 6км 60дм, 7004м.)
в) Запиши в порядке убывания выражения либо их значения.
8395+7 , 7100-47, 5107-8, 3506+7, 4506-17 ( 8402, 7053, 5099, 3499, 4489.)
г) х:2, х:20, х*2, х*о, х*1 (х*0, х:20, х:2, х*1, х*2)
Русский язык
Задание. Расположи в порядке увеличения количества:
1. букв в слове
Снежок, спорт, веранда, иней, корзинка. (иней, спорт, снежок, веранда, корзинка)
2.звуков в слове
Холм, ель, объезд, солнце, линейка (ель, холм, солнце, объезд, линейка)
3.слогов в слове
Зарница, объявление, иней, пень, солнечная (пень, иней, зарница, солнечная, объявление)
4.Запиши по алфавиту
Фантик, дорога, изобретатель, игла, фантастика (дорога, игла, изобретатель, фантастика, фантик)
5.Распредели по порядку падежей
Пирожное, в лесу, по тропинке, из реки, землю, работой (пирожное, из реки, по тропинке, землю, работой, в лесу)
4.Задания на сравнение.
Назначение заданий: выявить умения находить сходство и различие у объектов по самостоятельному найденному основанию, умение решать учебные задачи.
Русский язык.
«Игра слов»
Задание. Найдите общие и различные черты у выделенных слов, напишите их в два столбика (номера) . Запишите выделенные слова.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
1) морфология
2) синтаксис
3) орфография
4) орфоэпия
5) лексика
Общие признаки Различные признак
Ключ: Общий признак – 4 , различные - 3, 1.
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи.
Окружающий мир
«Природа и человек»
Задание. Сравни слова и выражения в первом и втором столбиках. Что их объединяет, что различно? Напиши сходства и различия (номера)
сильный ливень гибель танкера с нефтью
шторм в океане слив мазута в ручей
торнадо
природные явления
влияние человека на окружающую среду
осадки
экологические бедствия
Ключ: Сходство – 4, различия – 1,2.
Математика
(Рабочая тетрадь М.И.Башмакова УМК «Планета знаний»)
«Называем, записываем, сравниваем»
Задание. Поставь знак сравнения.
Сравни: а + 301 а + 103; в – 408 в + 48; с – 206 с – 260; 97 – х 79 - х.
Ключ: а + 301 > а +103, в – 408< в+ 48, с – 206 > с – 260, 97 – х >79 - х
5.Задания на обобщение.
Назначение заданий: выявить уровень умения обобщать понятия (подведение нескольких понятий под общую категорию обобщение).
Русский язык.
«Игра слов»
1 Найдите к каждому объяснению нужное слово, соедините их линией.
а) Зажиточность, материальная обеспеченность нужда
б) Такой, без которого трудно, невозможно обойтись ненужный
в) Отсутствие достаточных средств к существованию, достаток
недостаток в самом необходимом.. нужный
г) Такой, в котором нет необходимости, действительной
потребности, лишний, бесполезный
Ключ: а- достаток, б – нужный, в – нужда, г - ненужный
2 Назовите одним словом:
- обследование местности со специальной целью;
- войсковая группа, подразделение, занятое сбором сведений о противнике.
Ключ: разведка.
Окружающий мир
«География»
Задание. Назови каждую группу обобщённым понятием.
1.Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи __________________________________________
2.Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания_____________________________________
3.Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа_______________________________________
4.Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская.__________________________
5.Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. ___________________________
Ключ: Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи. горы
Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания. острова
Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа. части света
Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская. равнины.
Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. пустыни
Математика
«Дай общее название»
Задание. Назови каждую группу обобщенным понятием.
1. ромб, квадрат, треугольник, круг (геометрические фигуры)
2. 87- 23, 254 + 31, 336 : 6, 257*9 (выражения)
3. тонна, килограмм, грамм, центнер (единицы измерения массы)
4. а – 128 < 52, b + 78 > 145, x : 50 < 28 (неравенства)
5. площадь, периметр, объем (величины)
Руководство по проведению теста.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов, не помогать испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами:
"Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное.
Для выполнения заданий понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!".
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры, далее спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания.
По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом "стоп", предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Обработка результатов тестирования.
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
Количественная обработка:
1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте правильно решил 5 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 5; исключение составляют задания на сравнение. Задание оценивается таким образом, если учащийся нашел все признаки сходства или различия, то получает 3 балла, если допустил ошибку или не обнаружил какой-либо признак при сравнении, то – 2 балла или 1 балл соответственно количеству допущенных ошибок, если не справился – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтестов равно 64. Это число соответствует 100% выполнению этого теста.
Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.
По замыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.
Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как стопроцентное выполнение каждого субтеста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 3 подгруппы:
- первая – высокий уровень – более 80%;
- вторая – средний уровень - 50 % - 79%;
- третья – низкий уровень – 49% и менее
.
13PAGE 15
13PAGE 141515
щђЗаголовок 1щђЗаголовок 2щђЗаголовок 315