Дидактический материал по русскому языку Таблицы по русскому языку 1-4 класс


Фонетический разбор слова.

Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
Количество звуков и букв в слове?
Помни: гласных звуков только 6
(а, о, у, э, ы,и)!

Пример:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - [м] - согл., непарн., зв., тв.
о - [а ] - гласн., безударн.
р - [р] - согл., непарн., зв., тв.
к - [к ] - согл., парн., глух., тв.
о - [о] – гласн., ударн.
в - [ф,] – согл., парн., глух., мягк.
ь – [ - ] звука не обозначает
7 букв, 6 звуков










Морфологический разбор
имени существительного.

Часть речи.
Начальная форма (им.п., ед.ч.).
Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.


Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.











Морфологический разбор
имени прилагательного.

Часть речи.

Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).


Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты и пошел играть с ребятами.
(Из) душной (комнаты) – прилагательное, душная ( ед.ч.), в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

Часть речи.

Начальная форма.

Постоянные признаки:
- спряжение;

4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дальше и дальше в лес.
Уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст. вр., в 1 лице, сказуемое.







Морфологический разбор местоимения.

Часть речи.
Начальная форма (им.п.).
Лицо.
Число.
Род (только в 3 лице ед.ч.).
Падеж.
Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(За) ней – местоимение, она (н.ф.), 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Порядок разбора слова
по составу.

Прочитай слово.
Измени его по вопросам.
Выдели окончание.
Выдели основу слова.
Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Пример: з а м о р о з к и .




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Разбор предложения
по членам предложения

Какое предложение по цели высказывания?
Какое предложение по интонации?
Распространенное оно или нераспространенное?
О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример: После теплых дождей в лесу пошли грибы. ( Повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это вт.член., обстоятельство места
Пошли (когда?) после дождей – это вт.член.,обстоятельство времени
После дождей (каких?) теплых – это вт. член, приложение
И



15