Методика балльно-рейтинговой технологии для оценки знаний на уроках обществознания


Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
« Приморский многопрофильный колледж».
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
На заседании цикловой Зам директора по УПРкомиссии общеобразовательного ___________А.А. Васильченко
цикла
Протокол №______
«______»_______20______г
Председатель комиссии
_Шумейко Г.И._________
МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Разработала:
Т.М. КужельнаяПартизанск2016г.
Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения обучающихся по некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторно - практических, контрольных, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок обучающегося по данной учебной дисциплине в течение всего семестра.
Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости является комплексная оценка качества учебной работы обучающихся в процессе обучения по программам среднего профессионального образования.
Главные задачи рейтинговой системы заключаются в:
повышении мотивации обучающихся к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
повышении уровня организации образовательного процесса в колледже.
Ключевые слова по тематике: ФГОС, балльно - рейтинговая система оценки знаний, критериально - ориентированный подход, деятельностный характер обучения.
Аннотация: В статье «балльно - рейтинговая технология для оценки знаний на уроках обществознания» раскрыты особенности оценки знаний учащихся с использованием балльно-рейтинговой системы.
Новые стандарты предъявляют требования, прежде всего, к результатам освоения образовательных программ. Особое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся и воспитанию ответственного, активного гражданина своей страны. Преподаватель в современных условиях должен ориентироваться не только на познавательные, но и на личностные, и метапредметные результаты. Соответственно должны измениться и критерии оценки с точки зрения применения учащимися на практике теоретических знаний.
Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, ориентированный на определенные «нормы» усвоения, неприемлем в современных условиях модернизации образовательного процесса. Стандарт определяет требования к овладению учащимися универсальных учебных действий, и именно эти требования являются содержанием проверки и важнейшим критерием оценки результатов учебной деятельности. Такой подход называют «критериально-ориентированным».
В стандарте, определены следующие содержательные изменения:
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования;
направленность содержания образования на формирование метапредметных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
Существующая сегодня система оценки знаний «дает сбой» именно на этих направлениях изменения содержания образования. В качестве альтернативы пятибалльной шкале оценки знаний обучающихся можно использовать рейтинговую систему.
Балльно – рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценки знаний и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Она эффективна благодаря тому, что:
значительно активизирует самостоятельную работу учащегося;
более объективно и точно оценивает предметные и метапредметные умения за счет использования дробной шкалы оценок;
создает основу для дифференциации степени овладения необходимыми умениями и навыками учащихся в аспекте образовательной программы;
позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения программы каждым учеником.
Данная система дает возможность:
определить уровень подготовки обучающихся на каждом этапе учебного процесса;
отслеживать объективную динамику усвоения образовательной программы не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний, умений и навыков.
При разработке данной системы оценивания были поставлены следующие условия: минимальное количество баллов должно быть равно количеству часов, отведенных на изучение темы, т.е. учащийся может за 1 год набрать 115 баллов (гр.1621) и 67 баллов (гр.1611), так как обществознание на втором курсе изучается в гр.1621, в гр.1521 – в количестве 56ч, а в гр.1611-104 часа. Для базового уровня контрольные задания должны носить исключительно практико-ориентированный характер. Ставшие привычными тесты допускаются только в качестве обучающих материалов. Каждое задание должно соответствовать определенным критериям, ориентируясь на которые, учащийся может спрогнозировать итоговую оценку, и выстроить деятельность, в соответствии с притязаниями. В каждом разделе (модуле) может быть одно контрольное задание и/или одно контрольное мероприятие, на котором ученики представляют свои работы.
Например, после изучения темы «Человек и общество» обучающиеся должны написать эссе с защитой. Критерии оценки работ следующие:
оформление в соответствии с требованиями;
объяснение смысла выбранного высказывания;
аргументация собственной позиции;
использование примеров из истории, литературы, материалов СМИ;
вывод.
Итого – 5 баллов.
В соответствии с этими принципами структурирован весь обществоведческий материал за 1 и 2 курс. В начале изучения нового раздела (модуля) обучающиеся знакомятся с теми видами работ, которые им предстоит выполнить и количеством баллов, которые можно набрать, изучая тему. Используя запланированные формы работы при изучении курса, обучающиеся научатся писать эссе, проводить небольшие исследования, участвовать в дебатах, разрабатывать и проводить интеллектуальные игры, создавать проекты, защищать презентации, участвовать в семинарах, предметных неделях, конференциях. То есть освоят основные виды деятельности, необходимые для успешного продолжения образования.
Формы работы:
Семинар
Диспут, дебаты
Деловая игра
Создание и защита проекта
Обучающий тест
Практикум
Написание и защита эссе
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся:
- творческие работы (эссе, реферат, мини-исследование, презентация, социологический опрос, проект, рекламный ролик);- работа с терминами (письменно и устно);
- работа с разными источниками информации (неадаптированные тексты, газетные статьи, видеоматериалы)
Балльно - рейтинговой оценка по учебной дисциплине «Обществознание», происходит каждый месяц, как аттестация обучающихся.По результатам аудиторной и самостоятельной работы, обучающийся набирает определённое количество баллов. Распределение баллов за месяц приведено в таблице.

Распределение баллов за месяц
Таблица 1
формы текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся Количество баллов
Основные баллы по результатам текущего контроля знаний 10
- посещение лекций, ведение конспекта лекций в полном объеме 8*- активное участие в диспутах, семинарах, дебатах 2
Дополнительные баллы по результатам самостоятельной работы 17
(5 баллов за каждое задание)
- Создание и защита проекта, практикум, написание и защита эссе
-Участие в открытых мероприятиях, в конкурсах различного уровня, олимпиадах 2*5 баллов
Итоговое аттестационное задание 4
- контрольная работа 3
* - 1 занятие, при надлежащем исполнении заданий преподавателя, оценивается в 1 балл. В таблице приведено 8 баллов при расчете 2 занятия в неделю (4 недели).
Шкала соответствия рейтинговых баллов академическим оценкам представлена в таблице № 2.
Шкала пересчета рейтинговых баллов в академическую оценку
Таблица 2
Балльная оценка От 0 до 5 От 5 до 8 От 8 до 17 От 17 до 27
Академическая оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
«2» «3» «4» «5»
В случае минимального набора баллов, по просьбе обучающегося, преподаватель имеет право дать дополнительные задания.
На итоговом аттестационном занятии (зачет, экзамен), обучающийся может получить 30 балов, выполнив 30 заданий по темам (модулям) пройденного материала (1бал/1 задание).
Шкала соответствия рейтинговых баллов академическим оценкам представлена в таблице.
Шкала пересчета рейтинговых баллов в академическую оценку
Таблица 3
Балльная оценка От 0 до 10 От 10 до 18 От 18 до 26 От 26 до 30
Академическая оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Зачет Не зачтено Зачтено
Обобщая все перечисленное выше, хотелось бы ещё раз обозначить преимущества данной системы.
В начале изучения определенной темы раздела (модуля) обучающиеся знают, какие работы им необходимо сделать и по каким критериям будет оцениваться их труд. Таким образом, снижается фактор субъективной оценки, основанной на личном отношении преподавателя к обучающимся.
Задания носят деятельностный и творческий характер: эссе, исследовательская работа, кроссворд, диспут, социологический опрос, анализ бюджета, решение задач, производственных ситуаций, что выявляет умение и готовность обучающихся применять на практике полученные знания.
Значимость и сложность выполнения разных заданий выражена в их «стоимости»: за выполнение репродуктивных или механических заданий можно получить меньше баллов по сравнению с творческими. Это снимает проблему объяснения обучающемуся того факта, что одна пятерка не соответствует другой, потому что первая получена за выполнение домашнего задания, а вторая – за контрольную работу.
Большую часть работы обучающиеся проделывают самостоятельно, либо объединяясь в творческие группы. Это позволяет формировать мыслительные, речевые, коммуникативные компетенции, развивает чувство ответственности, стремление выполнить задание качественно и в положенный срок.
Основным положительным моментом данной системы оценивания можно считать то, что учащийся осознает, что его оценка зависит исключительно от его личных усилий.
Все больше мы говорим об индивидуализации и дифференцированности обучения. И в этом направлении деятельности преподавателя решающую роль играет переход на новую систему оценивания. Балльно - рейтинговой система, позволяет также проконтролировать уровень освоения предлагаемого материала, что соответствует требованиям времени.
Список литературЫ
1. Коротаева, Е.В. / Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2
2. Коротаева, Е.В. / Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995
3. Коротаева, Е.В. / Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации. Директор школы. 2002. №2.
4. Ксензова, Г.Ю. / Оценочная деятельность учителя - М., 2001
5. Симонов, В.П., Черненко, Е.Г. / Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам - М., 2002
6. Сергеева, В.П. / Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2008.
7. Статья Ивановой Елены Андреевны, учителя истории и обществознания Государственного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия)
8. Шамова, Т.И. / Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М., 2008.
9.  Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С. 25-30.http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/03/05/ballno-reytingovaya-sistema-otsenki-znaniy