Актуальность внедрения балльно – рейтинговой системы


Актуальность внедрения балльно – рейтинговой системы в организацию образовательного процесса в свете требований нового законодательства
В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
В связи с модернизацией российского образования и внедрением Болонских соглашений происходят изменения требований к качеству образования и системе её оценки. Каждое учебное заведение для применения современных технологий оценок качества подготовки выпускников ставит перед собой следующие цели:
повышение качества образовательных услуг с учетом требований потребителей;
обеспечение единого образовательного пространства.
Балльно-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.  Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.
 Успешность изучения отдельных дисциплин и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности будут определять рейтинг студента. Рейтинг студента определяется общим средним показателем успеваемости и активности студента.
Зачем нужна балльно – рейтинговая система?
 Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.  В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.
Во-вторых, балльно - рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы.
В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.
Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:
повышение мотивации учебной деятельности студентов;
стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;
упорядочение системы контроля знаний студентов;
создание внутри колледжа информационных баз данных для управления качеством учебного процесса;
повышение уровня организации учебного процесса в колледже
Общий средний показатель успеваемости и активности студента
220916533591500220916596520000280860533591500
В течение каждого семестра студент может набрать 100 баллов по следующим показателям:
Посещение лекций и лабораторных занятий – 60 баллов;
Самостоятельная работа студентов – до 100 баллов;
Активность студента - до 50 баллов;
Промежуточная аттестация(контрольная работа, зачёт) - до 20 баллов;
Текущее значение общий средний показатель успеваемости и активности студента, исчисляемое в баллах с точностью до одной десятой. Общий средний показатель успеваемости и активности студентаопределяется за семестр, год, который подсчитывается по нарастанию: по итогам первого семестра, второго и т.д. 
Данный показатель, накопленный за весь срок обучения, служит главным показателем успешности освоения студентом образовательной программы и на выходе определяет общий рейтинг выпускника.
 Студент, получивший от 60 до 74 балла за семестр по дисциплине, получает автоматически оценку «3» или «зачтено», от 75 до 85 баллов получает автоматически оценку «4», от 86 до 100 баллов получает автоматически оценку «5».
За несоблюдение учебной дисциплины (пропуски по неуважительным причинам) вводятся штрафные санкции, которые снижают балльно-рейтинговую оценку студента:
Пропуск лекции– 2 балла;
Пропуск лабораторного занятия– 1 балл;
Не сдача реферата в установленный – 3 балла;
Повторная не сдача реферата– 3 балла.
Допуск к экзаменам и зачетам
Студенты, имеющие по результатам текущей и промежуточной успеваемости по практическим, семинарским и лабораторным занятиям менее 45 баллов к сдаче зачета по данным видам занятий не допускаются.
Количество баллов за работу на занятиях учитывает качество выполнения студентом текущих заданий в течение всего семестра, а также степень проявленных при этом старания и активности, пусть даже и без высоких результатов;
При желании повысить количество баллов студент может выйти на итоговый контроль и набрать на нем недостающие баллы. Баллы за итоговый контроль суммируются к баллам, набранным в течение семестра.
С 2011 года в качестве экспериментапо предмету «Информатика и ИКТ» была введена балльно-рейтинговая система. Был создан электронный журнал, который отражал все показатели успеваемости студента(Приложение 1).
Электронный журнал был реализован в среде MicrosoftOfficeExcel 2010, с учётом требований рабочей программы(Рис. 1).

Рис.1 «Электронный журнал»
Рабочей программой предусмотрено при максимальной нагрузке76 часов из них: 6 теоретическое обучение в виде лекций, 70 практических занятий, а также самостоятельная работа студентов, рассчитанная на 38 часа.
Промежуточная аттестация в конце I семестра проводится в форме контрольной работы, которая состоит из двух частей: теста и практического задания по пройденным темам. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Практическое задание оценивается в 10 баллов. Суммарный балл составляет – 20.