Методическая разработка контрольного мероприятия по русскому языку в рамках балльно-рейтинговой системы обучения
Методическое описание контрольного мероприятия по русскому языку
10 класс. Модуль 2 «Сочинение - рассуждение».
Модуль рассчитан на 10 часов.
Результаты модульного обучения:
Знать:
•теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения.
Уметь:
•интерпретировать содержание исходного текста;
•последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
•выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
•создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям написания сочинения-рассуждения.
В модуле предполагается 2 контрольных мероприятия:
КМ1 – дебаты
КМ2 – сочинение-рассуждение
Контрольное мероприятие 1.
Цель – проверка умения аргументировать одну из позиций по проблеме, поставленной автором прочитанного текста.
Диагностируемые образовательные результаты:
Умение подбирать аргументы и контраргументы к выдвинутому тезису.
Умение иллюстрировать аргументы примерами, опираясь на художественную, публицистическую и научную литературу или на знания и жизненный опыт.
Качество устной речи.
Контрольное мероприятие проходит в форме дебатов. Двум командам по 5 человек предлагается за неделю до контрольного мероприятия подобрать утверждающие и отрицающие аргументы – примеры к проблеме предложенного текста. Перед первым раундом дебатов проводится жеребьевка, в ходе которой определяется, какую позицию (опровергающую или утверждающую) займет команда. Задача каждой команды убедить нейтральную сторону (судьей) в том, что их аргументы доказательнее, чем аргументы оппонента.
Участники дебатов:
Команды (состоят из спикеров): а) защищающая (утверждающая); б) опровергающая (отрицающая).
Судьи (решают, какая команда оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции).
Зрители (учащиеся, не вошедшие в состав команд)
Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)
Тренер (учитель).
Дебаты состоят из следующих раундов:
Раунды Задачи команд в раундах Утверждающая сторона Отрицающая сторона
I Обосновать и аргументировать позицию своей команды 2 мин 2 мин
II Привести контрдоводы на аргументацию противника 2 мин 2 мин
III Ответить на вопросы зрителей 3 мин 3 мин
IV Выступить с заключительным словом. Привести наиболее веский аргумент («решающий удар») 1 мин 1 мин
В конце дебатов судьи высказывают своё мнение, анализируют ответы каждой команды, поясняют, аргументы какой команды были более убедительными. В ходе дебатов тренер и судьи оценивают ответы участников по разработанным критериям и заносят баллы в оценочные листы.
Задание для участников дебатов
Прочитайте текст. Опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения, подберите опровергающие и утверждающие примеры-аргументы к следующему тезису: «Жертвование собственной жизнью ради других - это милосердие». Во время дебатов каждый участник команды должен представить свой пример-аргумент или контраргумент в одном из раундов.
Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.
Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя -- смотря по сезону,-- а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно,
направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой... Господи, о чем его только не спрашивали! Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно как хлеб, вода и детство.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени наподсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.
(По Б. Л. Васильеву)
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов - 4
№ Критерий оценивания Баллы
1 Умение выражать свое мнение и аргументировать его.
Участник сформулировал свою позицию и аргументировал её. 1
Участник сформулировал свою позицию, но не аргументировал её. 0
2. Умение подбирать к собственным аргументам примеры
К сформулированному аргументу участник подобрал пример из художественной, научной или публицистической литературы. 2
К сформулированному аргументу участник подобрал пример, используя знания и жизненный опыт. 1
К сформулированному аргументу участник не подобрал пример 0
3. Качество устной речи
Участник не допускает речевых ошибок 1
Участник допускает речевые ошибки 0