Статья на тему Обучение учителей музыки иностранному языку по модульно-рейтинговой методике


Обучение учителей музыки иностранному языку по модульно-рейтинговой методике
Жазыкенова С.Т., преподаватель ДШИ № 1 г. Сарань,
Жумаканова Л.Т., Омарова Г.Н., старшие преподаватели Карагандинского государственного университета
имени Е.А. БукетоваКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модульно-рейтинговая методика, обучение иностранному языку, учителя музыки.
АННОТАЦИЯ: в данной статье авторы предлагает разработанную модульно-рейтинговую методику обучения учителей музыки иностранному языку на основе специального комплекса творческих заданий.
Learning a foreign language teacher of music at the module-rating methodology
KEY WORDS: module-rating methodology, teaching English, music teachers.
ABSTRACT: the article deals with the creating of module-rating technology of teaching English for music teachers using a special complex of creative tasks.
В последнее десятилетие в мире широкое распространение получило модульное обучение, которое позволяет обеспечивать преобразовывать профессиональное образование внутри страны и за ее пределами.
На сегодняшний день сложились три модели обучения. Первая наиболее распространенная – технократическая. Ее сторонники выступают за активное внедрение в педагогическую практику компьютерных коммуникаций. Вторая – гуманитарная отстаивает уникальность традиционных образовательных технологий и делает акцент на методологию и психологию подачи знаний. Третья модель – обучение на основе комплексного сочетания традиционных и инновационных технологий и приемов обучения. В качестве основы построения программ обучения в этом направлении используется модульная технология обучения. Третья модель, обусловленная здравым смыслом и реалиями казахстанской действительности, уже существует во многих вузах страны и приносит ожидаемые результаты.
Модульная система профессиональной подготовки была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из всех существующих педагогических систем. Она может разворачиваться как при наличии, так и отсутствии технических и электронных средств обучения[1].
Исследователи в области модульных технологий обучения отмечают не только высокие конечные результаты обучения при применении данной технологии, возможности проектирования индивидуальных траекторий обучения с учетом потребностей личности и запросов общества и целевые установки обучающей программы на формирование профессиональных компетенций, но и естественный характер модульного обучения, который проявляется в соответствии процесса усвоения выделенных при проектировании модульной программы обучения структурных элементов учебного материала нейрофизиологическим особенностям строения мозга и процессу восприятия и обработки поступающей в него информации [2].
Инструментом мониторинга учебного процесса является контроль. Контроль должен представлять собой прозрачную целенаправленную и разветвленную систему, отвечающую требованиям адекватности, валидности и объективности, и выполнять диагностическую, оценочную и мотивирующую функции [3]. Как показывает опыт целого ряда высших и средних учебных заведений страны, достоверность оценки, стимулирование и активизация учебного труда обучающихся достигается при использовании рейтинговой системы оценки.
Таким образом, наибольший педагогический эффект в обучении студентов музыкальных факультетов можно получить на основе системного подхода, сочетающего технологию модульного обучения, новые информационные средства (компьютеры, мультимедиа) и рейтинговой системы оценивания.
Такое комплексное обучение позволяет осуществить системный подход к содержанию образования; принять во внимание индивидуальные особенности познавательной деятельности студентов, то есть реализовать принципы развивающего обучения. Сущность модульного обучения состоит в «последовательном усвоении студентами модулей – законченных блоков информации» [4].
Составными частями модуля являются учебные элементы, представляющие собой содержательно и функционально взаимосвязанные и взаимозависимые единицы структуры. Содержание модуля обладает системным качеством целостности, поэтому его функциональная самостоятельность должна обеспечиваться подчинением целей и содержания учебных элементов общим целям модуля и модульной программы.
Объединение модулей в блоки может осуществляться, во-первых, на основании тематического структурирования курса по содержанию обучения иностранному языку на музыкальных факультетах, во-вторых, на основании выделения разных видов учебной деятельности, выполняемых в ходе освоения курса.
При определении структуры отдельных модулей особое внимание уделяется соответствию целей учебных элементов и модулей целям всей модульной программы; организации относительной самостоятельности учебных элементов модулей; обеспечению обратной связи обучения посредством введения в модуль учебного элемента, отвечающего за обобщение материала и контроля качества усвоения. Учебные элементы модуля могут быть независимыми друг от друга и взаимосвязанными, степень их относительной самостоятельности соответствует степени самостоятельности их частных целей от дидактических целей модуля.
Таким образом, на основании анализа дидактической цели обучения осуществляется перспективно-тематическое планирование, в процессе которого разрабатываются блоки и модули программы, состоящие из отдельных элементов обучения. Так, в предлагаемой нами модульной программе обучения иностранному языку будущих учителей музыки определены следующие структурные элементы содержания образования: точно сформированная учебная цель; список необходимого оборудования, учебных материалов, инструментов, методических рекомендаций по изучению и методических указаний по выполнению самостоятельной работы по данному модулю, а также контрольные задания.
Созданную модульно-рейтинговую технологию мы предлагаем на основе применения специального комплекса творческих упражнений, который широко реализует принцип развития познавательного интереса средствами иностранного языка.
Нами были выделены определенные типы учебных заданий, основанные на психологических характеристиках процесса усвоения знаний:
1.задания, требующие мнемического воспроизведения предметных единиц и простых мыслительных операций с ними: воспроизведение, перечисление, описание, сопоставление. Простейшие из них: составление вопросов по тексту, организация столбцов синонимов и антонимов, угадывание слова по его описанию (закрепление активной лексики), закончить предложение, составить предложения из указанных слов, определить правдивость утверждений, исправить неверные предложения.
2.задания, требующие более сложных мыслительных операций с единицами предметных знаний. Составление диалогов в парах по заданной теме с употреблением конкретной лексики, загадки на иностранном языке, кроссворды.
3.задания по практическому приложению предметных знаний, требующие творческого мышления. Задания, которые полностью носят самостоятельный творческий характер. Например, перевод стихотворения, песни, проект. Это задания проектировочного характера, где деятельность носит коллективный характер и как результат создается конкретный продукт.
Наши творческие задания включают трехуровневую систему по нарастающей сложности. Данная трехуровневая система творческих заданий предполагает постепенное включение студента в творческую деятельность, исходя из принципа «от простого к сложному».
Все учебно-методические материалы могут быть представлены в виде твердых копий, дисков либо размещены в сети Internet, что позволяет адаптировать обучение к дистанционной технологии.
Таким образом, одним из способов формирования необходимой творческой активности будущих учителей музыки по дисциплине «Иностранный язык» служат технологии обучения, являющиеся реализацией системного способа мышления. Технология всегда отражает уровень развития профессиональной сферы, а значит уровень культуры общества в целом. Задача учебных заведений – перейти на такие технологии обучения, которые переводят процесс обучения с иллюстративно-предъявляемых методик на отражательно-преобразующую деятельность мышления ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. – Режим доступа: http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html
2.Лозинская А.М. Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] :дис. … канд. пед. наук / А.М. Лозинская. – Екатеринбург, 2009. – 234 с.
3.Программа профессиональной подготовки учителей немецкого языка по курсам: первый иностранный язык (немецкий), межкультурная коммуникация, немецкая литература, методика обучения иностр. яз. / отв. ред. доц. Г.В. Яцловская. – М., 2002; 20 с.
4.Новиков А.Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в ВУЗе [Текст] / А.Н. Новиков, Г.В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. - №2. – С. 39-42.