Технология балльно-рейтинговой системы оценивания на уроках географии на примере УМК 5 класса Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Технология балльно-рейтинговой системы оценивания на уроках географии
на примере УМК 5 класса Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Полякова Наталья Ивановна,
учитель географии
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Одной из задач своей деятельности я считаю формирование географической компетентности путем развития познавательной активности учащихся. На уроках. Во время проектов и исследований. В походах. В настоящее время я провожу педагогическое исследование по теме «Технология балльно-рейтинговой системы оценивания на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся».
Балльно-рейтинговая система в виде зачетных единиц впервые применена в 1869 г. в Гарвардском университете. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, одним из условий которого является введение данной системы. На наш взгляд, ее использование соответствует инициативе «Наша новая школа» и требованиям ФГОС, так как традиционная система оценивания имеет массу недостатков. Увы, использованию рейтингового контроля в школьном курсе географии посвящено крайне мало работ.
Практическую значимость исследования имеют разработанная методика применения данной технологии на основе системного подхода на уроках географии, образцы рейтинговых листов, авторские методики модульного изучения учебного материала и программное обеспечение процесса. Экспериментальная база исследования – это учащиеся 6-11 классов трех школ г. Белебея.
В результате использования технологии балльно-рейтинговой системы оценивания планируется достижение положительной динамики роста уровня познавательной активности учащихся. Оперативность и объективность оценивания позволяет быстро выделить лидирующих и отстающих учащихся класса и корректировать работу с ними. Снижается возможность получения случайной оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу учащегося в течение всего модуля. Реализуется индивидуальный подход.
К трудностям в применении можно отнести следующее:
Несогласованность по срокам и длительности учебных модулей и деления учебного года на четверти.
Проблема перевода рейтинговых баллов в привычную пятибалльную систему при выставлении четвертных оценок.
Повышение нагрузки на преподавателя в связи с необходимостью оперативного учета всех видов деятельности учащихся и определения рейтинга.
И, конечно же, предъявляются высокие квалификационные требования к преподавателю, как в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности.
Рассмотрим алгоритм составления рейтинга на примере изучения школьного курса географии в 5 классе в рамках УМК «Алгоритм успеха», к работе с которым наша школа приступает со следующего учебного года. Данный УМК выбран не случайно: в его основе лежат идеи деятельностного подхода, когда учащийся становится субъектом своей собственной учебной деятельности.
Материал курса может быть разделен на пять модулей:
Минимальное (пороговое) количество баллов по учебным модулям на примере курса географии 5 класса
Обязательные работы
Учебный
модуль Посе-щение Устные ответы Практи-ческие работы Пись-менные Зачет Сумма обяза-тельных баллов MIN
Введение. Земля как планета Солнечной системы 8 10 15 5 30 68 34
Внутреннее строение Земли 8 10 10 5 30 63 32
Атмосфера 5 10 15 5 30 65 33
Гидросфера 7 10 10 5 30 62 31
Биосфера 7 10 5 5 30 57 29
Итог 35 50 55 25 150 315 158
Рис. 1. Распределение материала курса
Перед началом изучения модуля с учащимися обсуждаются основные моменты регламента и правила начисления баллов. Объявляются темы практических работ, возможных сообщений и проектов, учащиеся своевременно информируются о проводимых конкурсах и олимпиадах.
311785-59690
Рис.2. Пример регламента и правил начисления баллов
Учебник географии 5 класса дает прекрасную возможность заниматься проектной деятельностью – «Школа географа-следопыта» помогает провести эксперимент, наблюдение или опыт. Кроме того, в учебнике вопросы структурированы по уровню сложности, что также дает учащимся возможность выбора собственной траектории развития.
Установка «порогового» значения рейтингового балла позволяет заранее определить количество баллов необходимых для того, чтобы быть аттестованным по данному модулю. В качестве поощрения предусмотрено освобождение от сдачи зачета тех, чей рейтинговый балл превысил 90% от обязательного количества баллов, с правом приема практической части зачета у остальных учащихся класса. Причем, зачастую школьники принимают зачет с большим пристрастием, нежели учитель.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную шкалу осуществляется в следующем соотношении:
0-50% модуль не усвоеноценка «2»,
51-75% модуль усвоен удовлетворительно оценка «3»,
76-89%модуль усвоен хорошо оценка «4»,
90% и более модуль усвоен отличнооценка «5».
Средства Microsoft Office Excel позволяют автоматизировать обработку материала, с легкостью выстраивать рейтинги учащихся по любому показателю, выставлять оценку за весь модуль. Страница журнала учителя может выглядеть следующим образом:
197485-59690
Рис.3. Страница журнала учителя
А возможности системы ВОТУМ заметно облегчают проведение зачетных работ и вносят разнообразие в формы проведения уроков.
Интернет-ресурсы – неотъемлемый элемент современного образования. Даже социальные сети можно использовать в качестве помощника: в группах содержатся темы практических работ, обсуждаются проекты, выставляются рейтинги по отдельным модулям.
О формировании географической компетентности может говорить тот факт, что учащиеся не только знают и любят свою страну (границы можно расширить), но и обладают навыками экологического поведения и выживания в природной среде, с удовольствием ходят в походы и ведут исследовательскую деятельность, а лидеры начинают передавать накопленные знания начинающим – своего рода тоже рейтинг, который определяется формированием социального статуса в группе.
Подводя итог, можно получить следующие выводы:
Использование рейтинговой системы оценивания ведет к повышению познавательной активности учащихся, повышению самоконтроля и стремления к саморазвитию. Все это органично вписывается в структуру УМК «Алгоритм успеха».
Вместе с тем необходимы дальнейшие исследования. Логично предположить углубленное изучение более узких тем, связанных с разработкой системы измерителей; поиском форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания.