Программа преподавания обществознания на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР МБОУ «СОШ №4 Г. ОСЫ» Протокол № ___________ от _____________________Борисова Н.Н Руководитель ШМО
_________________Захарова А.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Профильный/базовый уровень
Количество учебных часов за год обучения: 34 (1_час в неделю)
Учитель Соколова Ирина Владимировна
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Федерального компонента образовательного стандарта. Сборник нормативных документов.
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003г. № 2783)
Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Сборник. – М.: Дрофа, 2010
Авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание: учеб. для учащихся 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень – 4-е изд. – М. :Просвещение, 2008.
Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 год»
Учебного плана МБОУ «СОШ №4 г. Осы» на 2013/2014 учебный год.
Г. Оса, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в старшей школе является очень важным для всестороннего развития личности ребенка.
Цели и задачи курса:
Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную, в том числе экономическую и правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Обществознание на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" на базовом уровне должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Целевая группа обучающихся, в зависимости от их индивидуальной образовательной программы (ИОП)
Учащиеся изучают обществознание на базовом уровне. Нацелены на продолжение образования в области естественно-математических наук: химии, физики, биологии, информатики. Понимают значимость изучения предмета «обществознание» в плане применения знаний, как в реальной жизни, так и для получения дальнейшего образования. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности. А так же:
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у обучающихся словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности;
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Поэтому особое внимание в освоении курса будет направлено на:
Развитие личностных качеств человека и гражданина поликультурного мира
Овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук.
Формирование представлений о методах познания самопознании.
Формирование умения работать с разными источниками информации.
Освоение видов деятельности, необходимых для дальнейшего обучения.
В содержании образования акцент будет сделан на освоение вопросов воспитательной и практической направленности, получивших отражение в следующих темах:
Человек как духовное существо
Единство свободы и ответственности
Проблемы современного уровня духовной культуры в РФ
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Семья в современном обществе
Социальный конфликт и социальные взаимодействия.
Проблемы молодежи
В целях формирования активной гражданской позиции, правовой и политической культуры особое внимание в изучении модуля «Политическая жизнь современного общества» будет уделено рассмотрению тем, связанных с пониманием принципов демократического устройства общества, ответственности граждан за будущее своей страны, правам и обязанностям гражданина РФ.
Формы работы:
Интерактивная лекция
Семинар
Диспут, дебаты
Деловая игра
Создание и защита проекта
Обучающий тест
Практикум
Написание и защита эссе
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- творческие работы (эссе, реферат, мини-исследование, рекламный ролик);
- работа с терминами (письменно и устно);
- работа с разными источниками информации (неадаптированные тексты, газетные статьи, видеоматериалы)
Модульная структура курса:
10 класс Rmax= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов
Модуль 1: Общество и человек (8 баллов)
К 1.1. Выполнение практических заданий (5Ч0.2 = 1)
К 1.2. Зачет «Основные понятия темы» (5Ч0.4 = 2)
К.1.3 Эссе + защита эссе - 4+1
Модуль 2: Деятельность человека (9)
К 2.1. Практикум (4Ч0.2 = 0.8)
К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.2
К 2.3. Зачет по понятиям темы – 2
К 2.4. Мини-исследование + презентация результатов (5+1)
Модуль 3: Духовная культура современного общества (7 баллов)
К 3.1. Практикум - 1
К 3.2. Зачет по понятиям темы - 2
К 3.3. Диспут + победа в диспуте – 3+1
Модуль 4: Социальная сфера (11 баллов)
К 4.1. Практикум -1
К 4.2. Зачет по понятиям - 2
К 4.3. Обучающий тест - 1
К 4.4. Создание социальной рекламы + защита (5+2)
Содержание рабочей программы для 10 класса
Модуль 1. Общество и человек. – 8 часов, 8 баллов
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. .Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Эволюция и революция как формы социального изменения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мировоззрение, его место и духовном мире человека. Типы мировоззрения. Смысл жизни, духовные и нравственные ориентиры человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
Модуль 2. Деятельность человека.- 9 часов, 9 баллов
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Наука. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Модуль 3.Духовная культура современного общества – 7 часов, 7 баллов
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Общественная значимость и личностный смысл образования. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Модуль 4. Социальная сфера – 11 часов, 11 баллов
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
10 класс (базовый уровень – 35 ч.)
№
ТЕМА
Изучаемые понятия
Содержание учебного занятия
Метапредметные компетенции
Контрольное задание
Модуль 1. Общество и человек. (8 ч.)
1
Общество как совместная жизнедеятельность людей
Презентация «Общество»
Общество в узком и широком смысле
Изучение базовых понятий и терминов
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
Практикум
0,2
2
Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Влияние общества на природу
Природа, культура, общественные науки
Взаимосвязь общества и природы, роль культуры в формировании общества
Умение работать с разными источниками информации
Практикум
0,2
3
Структура общества.
(общество как сложная динамичная система, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества; социальные институты)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
схема: взаимосвязь сфер, общ. институты
Система и её признаки, социальные институты, фундаментальные потребности
Общество как целостная развивающаяся система, взаимодействие сфер и институтов общества
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
Практикум
0,2
4
Природа человека
(человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции)
Презентация «Природа и общество»
Антропогенез,
Социогенез, эволюция, смысл жизни человека
Представление о биологической, социальной и культурной природе человека
Умение определять границы своего знания;
Использовать знания, полученные на других предметах
Практикум
0,2
5
Человек как духовное существо.
(духовная жизнь человека; ценностные ориентиры личности) Мировоззрение.
Презентация «Мировоззрение» в программе SMART Notebook10
Духовный мир
Мораль, ценности, идеалы, совесть Мировоззрение, типы мировоззрения
Ценности и их роль в формировании духовного мира личности
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Практикум 0.2
6
Человек в системе социальных связей
(биологическое и социальное в человеке; личность и факторы, влияющие на ее формирование; самосознание и самореализация).
Презентация + диск «Обществознание» (социальные связи)
Индивид, индивидуальность, личность
Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности
Умение отстаивать свою точку зрения по вопросу: можно ли каждого человека назвать личностью
Зачет «Основные понятия темы»
1 балл
7
Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. (диспут «Можно ли каждого человека назвать личностью?»)
Социализация, самосознание
Самореализация, свобода, ответственность
Понимание взаимосвязи свободы и ответственности
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Эссе
3 балла
8
Контрольное мероприятие. Представление эссе
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
представление
2 балла
Итого -8
Модуль 2. Деятельность человека (9 часов)
9
Деятельность как способ существования людей.
(деятельность, ее мотивация; многообразие деятельности; сознание и деятельность)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Определение понятия
Деятельность, потребность, структура деятельности
Понятие деятельности, понимание роли деятельности в формировании человека и общества
Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства
Практикум
0.2
10
Истина и ее критерии.
Презентация «Истина и её критерии»
Истина, ложь, заблуждение
Определение сущностных характеристик понятия «истина» сравнение и сопоставление основных объектов изучения
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Практикум
0.2
11
Познание и знание
(познание мира: чувственное и рациональное)
Презентация «Формы познания»
Знание, познание, формы познания, научное знание
Формы познания, особенности научного познания и мышления
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Практикум
0.2
12-13
Многообразие форм человеческого знания.
Презентация «Многообразие форм познания» с сайта http://www.uchportal.ru/
Мифы, практика, искусство, паранаука, народная мудрость
Виды и уровни человеческих знаний, особенности каждого вида
Практикум
0.2
14
Социальное и гуманитарное знание.
ttp://school-collection.edu.ru/
Виды социальных фактов
Социальное и гуманитарное знание, особенности социального познания
Особенности социального познания, современные проблемы социальных и гуманитарных наук
Формирование
представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
Обучающий тест- 0,2
15
Зачет и консультации по подготовке контрольного мероприятия
Зачет «Основные понятия темы» 1 балл
16-17
Контрольное мероприятие. Мини-исследование, защита исследования.
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем;
Исследование
4 балла
Защита - 2
Итого 9
Модуль 3. Духовная культура (7 ч.)
18
Духовная жизнь общества
(культура и духовная жизнь)
Презентация «Духовная жизнь общества» SMART Notebook10
Духовная жизнь, культура,
Функции культуры,
Духовная культура, её роль и значение в становлении человеческого в человеке
Формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире;
практикум
19
Диалог культур. Средства массовой информации
формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная;
ttp://school-collection.edu.ru/ Проверь знания
Формы культуры Диалог культур
СМИ
Формы культуры, их признаки; роль СМИ в выстраивании диалога культур
практикум
20
Наука и образование (наука, ее роль в современном мире; этика ученого; непрерывное образование и самообразование)
Презентация «Компоненты Духовной сферы» http://www.uchportal.ru/
Наука, НТП, особенности современной науки
Этика науки
образование
Роль образования и науки в современном обществе; значение самообразования
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
практикум
21-22
Мораль и религия
(мораль, ее категории; религия, ее роль в жизни общества; нравственная культура) Презентация «Компоненты Духовной сферы» http://www.uchportal.ru/
Мораль
Нормы морали
Религия
Религиозное и
светское сознание
вера
Моральные категории, становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
практикум
23
Искусство и духовная жизнь (искусство, его формы, основные направления; эстетическая культура)
Презентация «Искусство»
Искусство
Виды искусства
Виды искусства, роль искусства в развитии личности
эстетическое отношение к миру
Зачет
«Основные понятия темы»
2 балла
24
Контрольное мероприятие. Урок-диспут по теме:
Самое главное в современном мире – получить образование.
В современном мире культура утратила свое значение
Диспут – 3 балла+победа 1 балл
Итого – 7 баллов
Модуль 4. Социальная сфера (11 ч.)
25
Социальная структура
(многообразие социальных групп; неравенство и социальная стратификация)
ttp://school-collection.edu.ru/Социальное неравенство
Социальная группа
Классификация социальных групп
неравенство
стратификация
Структура современного общества; основы социальной политики, направленной на сокращение поляризации общества
социализация обучающихся, их самоидентификацию в современном обществе
Расширение информации по актуальным вопросам
практикум
27
Социальные интересы. Социальная мобильность.
Диск «Обществознание», социальная мобильность
Роль, статус
Престиж
Открытое/закрытое общество
Мобильность
Виды мобильности
Раскрытие процесса роста социальной мобильности
практикум
28
Социальные взаимодействия.
(социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт)
Презентация «Социальные взаимодействия»
Социальная связь
Взаимодействие
Отношения
Социальный конфликт
Стадии конфликта
Структуру социального конфликта и методы его предотвращения
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
практикум
29
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
(многообразие социальных норм; девиантное поведение, его причины и профилактика)
Демонстрация и анализ видеороликов, найденных учащимися по профилактике наркомании, алкоголизма, курения
Социальные нормы, виды норм
Девиантное поведение, социальный контроль
Социальные нормы, примеры отклоняющегося поведения;
Профилактика девиаций
принятие ценностей здорового образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
Обучающий тест - 1
30
Национальные отношения
(этнические общности; межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты)
Презентация «Нация и национальные отношения» размещена на сайте http://www.uchportal.ru/
Род, племя, народность, нация
Этнос
Национальное самосознание
Национальная политика
Основные этнические общности;
межнациональные проблемы и методы их решения
толерантное сознание и поведение готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания
Практикум 0.2
31
Семья и быт. Семья как социальный институт
(семья в современном обществе)
Презентация «Семья как социальная группа и социальный институт»
Семья
Функции семьи
Быт, бытовые отношения
Тенденции в развитии современной семьи
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Зачет «Основные понятия темы»
3
32
Молодежь в современном обществе.
Молодежь как социальная группа
ttp://school-collection.edu.ru/ проверь свои знания (проблемный ввод в тему)
Молодежь
Социальные роли в юношеском возрасте
Молодежная субкультура
Особенности молодежи, как социальной группы;
Молодежная политика РФ
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
33
Консультации
34-35
Контрольное мероприятие. Защита рекламного ролика социальной направленности:
Проблемы социального расслоения
Социально-значимые заболевания
Проблемы современной семьи
Проблемы молодежи
умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
Итого 11 баллов
Создание ролика – 5
Защита - 2
Программа 11 класса: «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень».- М.: «Просвещение»,2010.
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.
Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая., А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова (и др.)-3-е изд.- М.: «Просвещение», 2008.
Модульная структура курса:
11 класс R max= М1 (8)+М2 (9)+М3 (7)+М4 (11)=35 часов
Модуль 1: Макроэкономика (13 баллов)
К 1.1. Зачет «Основные понятия темы» (5Ч0.4 = 2)
К 1.2. Обучающий тест (2Ч0.5=1)
К.1.3. Анализ бюджета РФ + Деловая игра «Обсуждение бюджета страны в Государственной Думе» - 5+ 4
К 1.4. Практикум (5Ч0.2=1)
Модуль 2: Микроэкономика - 9 баллов
К 2.1. Практикум (3Ч0.2 = 0.6)
К 2.2. Обучающий тест – 50% - 0.4
К 2.3. Зачет по понятиям темы – 1
К 2.4. Учебный проект + деловая игра «Регистрация фирмы» – 4+2
Модуль 3: Политическая сфера – 14 баллов
К 3.1. Практикум - (5Ч0.2) 1
К 3.2. Зачет по понятиям темы - 1
К 3.3. Анализ выпуска новостей – 3
К 3.4. Агитационная листовка политической партии + деловая игра «Выборы» - 4+3
К 3.4. Рефлексия курса обществознания - 1
Содержание рабочей программы для 11 класса
Модуль 1: Макроэкономика.- 13 часов, 13 баллов
Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Виды, причины и последствия инфляции.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Модуль 2: Микроэкономика – 9 часов, 9 баллов
Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. Спрос и предложение. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Модуль 3: Политическая сфера – 14 часов, 14 баллов.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
11 класс (базовый уровень – 35 ч.)
№
тема учебного занятия
понятия
Содержание учебного занятия
Предметные результаты Метапредметные компетенции
Контрольные мероприятия
Модуль 1. Макроэкономика – 13 часов
1
Экономика: наука и хозяйство.
ttp://school-collection.edu.ru/
Проблемный ввод в тему – проверь свои знания
Экономика как наука, как хозяйство и как способ организации деятельности. Измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП
Рассмотреть понятие в нескольких ракурсах. Выяснить, что изучает экономическая наука. Раскрыть связь экономики и экономической деятельности.
Знать тенденции развития экономических институтов.
Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемых объектов.
Практикум (0.2)
2
Экономический рост и развитие.
Презентация «Экономический рост и развитие»
ttp://school-collection.edu.ru/
Поясняющий текст
«Экономический рост и его показатели»
Экономический рост, реальный и номинальный ВВП, факторы экономического роста, экономический цикл, рецессия.
Рассмотреть понятие - экономический рост: экстенсивный, интенсивный; его факторы.
Уметь рассчитывать средние экономические показатели. Делать выводы об экономической ситуации в стране на основе имеющихся знаний.
Практикум (0.2)
3
Экономические системы
Презентации учащихся
Традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы
Рассмотреть понятие «экономическая система», её основные характеристики. Выяснить особенности экономических систем, найти их положительные и отрицательные стороны
Уметь определять тип экономической системы, анализировать явление с точки зрения их противоречивости
4
Экономика и государство
ttp://school-collection.edu.ru/
Абалкин Л.И. «О роли государства в экономике»
Государственная экономическая политика, общественные блага, внешние эффекты
Определить роль государства в экономике и его экономические функции. Изучить механизмы регулирования экономики. Рассмотреть денежно-кредитную (монетарную) и бюджетно-налоговую (фискальную) политику. Выяснить, нужна ли рынку помощь государства.
Объяснять и оценивать разнообразные экономические явления и процессы. Понимать необходимость регулирования общественных отношений, механизмы прямого и косвенного регулирования экономики
Обучающий тест
(0.5)
5
Налоги и налоговая политика
ttp://school-collection.edu.ru/ Проверь знания
Налоги, налоговая система, виды налогов, виды налогообложения, функции налогов
Рассмотреть основные понятия, разобраться в системе налогообложения РФ.
Понимать роль налогов для развития государства.
Практикум(0.2)
6
Бюджет государства
Презентация «Бюджет» в программе SMART Notebook10
Бюджет, функции бюджета, дефицит, профицит. Решение проблемы дефицита бюджета
Рассмотреть основы бюджетной политики государства, функции и состояние бюджета, опасность дефицита госбюджета для общества и государства
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.
Зачет по понятиям темы - 1
8
Финансы в экономике.
Презентация «Финансы в экономике»
Банк, банковская система, центральный банк, функции центрального банка
Рассмотреть работу банковской системы, а так же других финансовых институтов и их роль в решении экономических задач общества.
Понимать роль ЦБ в регулировании монетарной политики, знать функции ЦБ и других финансовых институтов: фондов, бирж, инвестиционных и страховых компаний
Практикум (0.2)
9
Инфляция
ttp://school-collection.edu.ru/ Липсиц «Инфляция»,
«Методы борьбы с инфляцией»
Инфляция: нормальная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция
Изучить инфляцию как явление: виды, причины и последствия.
Устанавливать соответствие между существенными чертами общественного явления и обществоведческими терминами
Практикум (0.2)
10
Занятость и безработица.
ttp://school-collection.edu.ru/
Липсиц «График предложения и спроса на рынке труда»
Рынок труда, безработица: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая.
Инфляция спроса, инфляция предложения
Выяснить, что такое «рынок труда», заработная плата, прожиточный минимум, безработица. Рассмотреть причины и виды безработицы; государственную политику в области занятости.
Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам занятости и безработицы
Обучающий тест
(0.5)
11
Мировая экономика.
ttp://school-collection.edu.ru/
Липсиц «Тестовое задание» по теме «Мировая экономика»
Мировая экономика, международное разделение труда, международная торговля, протекционизм, свободная торговля
Рассмотреть, что такое «мировая экономика» и «мировая торговля», а так же государственную политику в области международной торговали. Вскрыть глобальные проблемы экономики
Понимать тенденции развития общества в целом, как динамичной системы. Знать тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли
Зачет по понятиям (1)
12
Консультации
Анализ бюджета РФ за 5 лет (5)
13
Контрольное мероприятие
Деловая игра «Обсуждение эффективности расходования бюджета РФ»
Деловая игра (4)
Итого
Обучающий тест (2Ч0.5) 1+ практикум (5Ч0.2) 1+зачет 2 + анализ бюджета 5+ деловая игра 4
13 баллов
Модуль 2. Микроэкономика – 8 часов
14
Человек в системе
экономических отношений. ttp://school-collection.edu.ru/
Липсиц «Взаимосвязь прожиточного минимума и мин. оплаты труда»
Потребитель, рациональное поведение потребителя, доходы, расходы, рациональное поведение производителя, рост производительности труда
Рассмотреть рациональное поведение потребителя, рациональное поведение производителя. Сделать выводы по теме.
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Практикум – 0.2
15
Слагаемые успеха в бизнесе.
Презентация «Слагаемые успеха в бизнесе»
Внутренние и внешние источники финансирования, менеджмент, функции менеджмента, маркетинг, методы маркетинга
Выявить источники финансирования бизнеса. Рассмотреть основные принципы менеджмента, основы маркетинга.
Исследование несложных практических ситуаций, касающихся продвижения товаров на рынке, выдвижение предположений о наиболее приемлемых источниках финансирования
Практикум 0.2
16
Рыночные отношения в экономике.
ttp://school-collection.edu.ru/
Липсиц «Равновесие спроса и предложения»
Рынок, виды рынков, функции рынка, конкуренция, монополия
Определить понятие – рынок и его роль в экономической жизни. Изучить рыночную структуру и инфраструктуру, конкуренцию и монополию. Рассмотреть ситуацию развития современного рынка
Разбираться в особенностях современной рыночной экономики. Знать основные экономические законы
Практикум 0.2
17
Фирмы в экономике
ttp://school-collection.edu.ru/
Экономика 9-11 классы, практикум
Фирма, факторы производства, факторные доходы, экономические и бухгалтерские издержки, прибыль
Дать определение понятию – фирма. Выяснить, что такое «факторы производства» и «факторные доходы», а так же экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, постоянные и переменные издержки производства.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по расчету издержек и прибыли фирмы
Обучающий тест – 0.4
18
Правовые основы предпринимательской деятельности.
ttp://school-collection.edu.ru/ Липсиц «Правовое регулирование предпринимательства»
Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, коммерческие, некоммерческие организации
Рассмотреть правовые основы предпринимательства, а так же организационно-правовые формы. Выяснить, как открыть свое дело.
Научиться ориентироваться в правовых аспектах предпринимательской деятельности, знать правовую основу организации предпринимательства
Зачет по понятиям (1)
19
Субъекты предпринимательского права
ttp://school-collection.edu.ru/
Липсиц «Варианты развития предпринимательсвта»
ИПБОЮЛ, товарищества, кооператив, акционерные общества, лицензия, учредительный договор
Рассмотреть особенности каждой формы организации предпринимательской деятельности, найти оптимальную форму для организации собственного бизнеса
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Учебный проект «Формы организации предпринимательской деятельности» (4)
20
Консультация
21
Контрольное мероприятие. Защита проектов.
Деловая игра «Регистрация собственного предприятия»
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Защита проектов в форме деловой игры
(2)
Итого
Практикум (3Ч0.2)0.6 + обучающий тест 0.4 + зачет 1+учебный проект 4 + деловая игра 2
8 баллов
Модуль 3. Политическая сфера - 14
22
Участие гражданина в политической жизни ttp://school-collection.edu.ru/ Проблемный ввод «Есть ли необходимость в том, чтобы политикой занимались все граждане»?
Политический процесс, политическое участие, политическая культура, ценностные ориентации. Электорат, референдум
Рассмотреть формы участия граждан в политической жизни страны; выяснить смысл понятия политическая культура.
Знать, каким образом граждане могут оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; механизмы проведения голосования и референдума
Практикум (0.2)
23
Политика и власть ttp://school-collection.edu.ru/, словарь
Власть, источники власти, политика, государственная власть, политическая власть
Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Разделение властей, властные отношения и борьба за власть
Уметь объяснять, что представляет собой власть; анализировать жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
Практикум (0.2)
24
Политическая система
ttp://school-collection.edu.ru/
Интерактивная схема
Политическая система, компоненты политической системы: институциональный, коммуникативный, нормативный, культурный
Структура и функции политической системы, государство в политической системе
Знать, что такое политическая система, каковы функции государства в политической системе общества
Практикум (0.2)
25
Государство – основной институт политической системы
Презентация «Государство» программе SMART Notebook10
Признаки государства, характеристики государства: формы правления, государственное устройство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм
Общие признаки государства, внешние и внутренние функции государства, причины и условия появления государства. Природа и сущность политических режимов диктаторского типа
Знать основные признаки и функции государства, уметь анализировать любое государство по форме правления, государственному устройству и политическому режиму. Подтверждать историческими примерами существование режимов диктаторского типа
Обучающий тест - 1
26
Демократия ttp://school-collection.edu.ru/ Словарная статья
Демократия, принципы и ценности демократии: парламентаризм, гласность, принцип большинства, разделение властей
Рассмотреть понятие и принципы демократии. Происхождение и особенности парламентского режима, структуру парламента
Знать основные принципы и ценности демократии. Уметь определять назначение и функции парламента, его роль в защите демократических прав и свобод
Практикум (0.2)
27
Правовое государство и гражданское общество
ttp://school-collection.edu.ru «Философы 17-18 веков о правовом государстве»
Правовое государство, его признаки, гражданское общество, институты Г.О
Рассмотреть понятие и признаки гражданского общества, его роль в демократическом строе, условия возникновения. Понятие и признаки правового государства.
Знать, что такое гражданское общество и правовое государство, при каких условиях может развиваться гражданское общество. Уметь анализировать отношения государств аи гражданского общества
Зачет по понятиям (1)
28
Общественное сознание.
Сайт http://www.kremlin.ru/
Общественное сознание, его структура, общественная психология, поведение в толпе
Определить сущность и особенности общественного сознания, изучить его структуру. Рассмотреть общественную психологию и идеологию, индивидуальное и общественное сознание.
Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Знать особенности поведения толпы.
Анализ выпуска новостей
29
Политическое сознание и политическое поведение.
ttp://school-collection.edu.ru Словарная статья и интерактивная схема
Идеология, виды идеологий: либерализм, консерватизм, фашизм, социал-демократия; политическое поведение.
Выяснить, какие существуют идеологии в современной политике. Изучить многообразие форм политического поведения. Дать определение понятиям: политическое поведение, политический терроризм. Рассмотреть формы и методы регулирования политического поведения.
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие и существенные признаки. Уметь анализировать современные идеологии и формы политического поведения.
Зачет «Основные понятия» (1)
30
Политическая элита и политическое лидерство.
ttp://school-collection.edu.ru/
Материалы для самооценки «Политическая элита и лидеры»
Элита, теория элит, политическое лидерство, качества политического лидера, роль лидера в политическом процессе
Проследить процесс формирования политической элиты. Дать определение понятиям: политическая элита, политическое лидерство. Выявить роль политического лидера в обществе. Рассмотреть типы политического лидерства.
Знать качества политического лидера, уметь отличать политического лидера от имитатора. Уметь оценивать деятельность российской политической элиты
31
Политические партии и движения
Презентация «Политические партии и движения»
Политическая партия, общественное движение, признаки и функции партии, типология политических партий
Рассмотреть понятие политическая партия, её отличие от общественно-политических движений, функции и признаки партий, их классификацию.
Знать, что собой представляет партийная система, типологию политических партий. Уметь классифицировать современные российские партии.
Агитационная листовка политической партии
32
Выборы в демократическом обществе
Презентация «Выборы в РФ»
Избирательное право: активное, пассивное, избирательная система РФ, процесс и принципы организации выборов
Рассмотреть процесс и принципы организации выборов в РФ, особенности избирательного права и избирательных систем РФ
Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Знать свои избирательные права
Практикум (0.2)
33
Контрольное мероприятие
Деловая игра «Выборы»
Игра «Выборы» - 2
34
Свобода в деятельности человека.
ttp://school-collection.edu.ru/
Проверь знания
Свобода, свободное общество, признаки
Изучить понятие – свобода через анализ различных ситуаций. Рассмотреть проблему свободы как осознанной необходимости. Обсудить соотношение: свободы и ответственности, а так же, понятия свободное общество.
Знать признаки свободного общества, уметь оценивать степень свободы и ответственности современного человека;
понимание свободы не как вседозволенности, а как возможности действовать в определенных рамках
35
Рефлексия изучения курса обществознания
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания
Рефлексия знаний и умений, полученных в процессе освоения предмета - 1
итого
Практикум (5Ч0.2) 1 + обучающий тест -1 + зачет 1 + анализ выпуска новостей 3 + листовка 4 + игра 3+ рефлексия 1
14
13PAGE 15
13PAGE 14115
10, 11-обществознание (база)
15