Урок по физике с использование рейтинговой системы оценки знаний Атмосферное давление. Вес воздуха (7 класс)
Урок физики в 7 классе на тему
«Атмосферное давление. Вес воздуха»
с применением рейтинговой системы оценки знаний.
Аннотация: Данный урок входит в блок уроков игровой модели «Академия «ФизикУм», в которой класс – это отдел, ученик – это работник академии. Для хорошей оценки ему необходимо зарабатывать баллы активно работая на уроке и за рамками школы, выполняя домашние лабораторные работы, изготавливая приборы, исследование различных явлений и т.д. Модель разработана в симбиозе с рейтинговой технологие оценки знаний.
В данной работе приведены интерактивные методы работы с учащимися.
Цели урока:
Образовательная: способствовать усвоению понятий: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление; формирование навыков поисковой деятельности и умений теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления.
Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; развитие навыков работы с электронными приложениями, расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике, развитие навыков работы с простейшей финансовой документацией (работа со специализированными листами по подсчёту баллов)
Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы, воспитание аккуратной работы с документами.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, самостоятельная работа.
Оборудование:
приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления: стакан с водой; трубка с поршнем; медицинский шприц; пипетка; бытовые присоски; пустая банка с крышкой.
компьютер с мультимедийным проектором;
учебник “Физика.7 класс”, под ред. А.В. Перышкина;
план-конспект урока,
мультимедийное приложение к уроку
15 нетбуков.
Результаты: Уроки проведенные в подобной форме способствуют формированию и развитию познавательного интереса к физике, в следствие чего повышается успеваемость по предмету и создаются условия для исследовательской работы на уроке и вне его рамок.
План урока:
Содержание
Методы и приёмы
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Беседа.
Актуализация знаний по теме «Атмосфера – газовая оболочка Земли» (учащиеся проходили данную тему на уроках географии)
Фронтальный опрос. Демонстрация опытов, слайдов с помощью мультимедиа проектора.
Изучение нового материала «Атмосферное давление».
Зарисовки и записи на доске и в тетрадях.
Наблюдение опытов.
Физкультминутка
Упражнения на дыхательные упражнения.
Закрепление знаний
Фронтальный опрос.
Подведение итогов. Рефлексия
Задание на дом.
Подсчет баллов. Запись в дневниках. Выставление оценок.
Построение урока:
В начале урока в углу классной доски, на видном месте, учителем записывается максимальное количество баллов, которые можно набрать на уроке за различные виды деятельности. Поэтому предварительно необходимо определить виды деятельности и количество баллов. Эта же цифра озвучивается классу.
В конце урока, за 2 минуты до звонка, происходит подсчёт баллов. Далее количество набранных баллов делится на максимальное количество баллов и умножается на 100%. И уже исходя из процентного соотношения, ученик видит, какую оценку он получает. В данной ситуации нет неприятных эмоций по поводу оценки, так как ученик осознаёт, что это честно заработанная им оценка. В случае, если ему не удается получить балл за ответ (так как не возможно чисто физически опросить весь класс), он может набрать недостающие баллы в другом виде деятельности. Поэтому на уроке их должно быть несколько.
Ученик сам ведёт подсчёт баллов и фиксирует все баллы в течение урока на специальном листе:
№
Вид деятельности
Количество баллов
1
2
. Подобное на практике можно реализовывать только в том случае, когда между учеником и учащимися доверительные отношения, иначе возможна подтасовка баллов. Для подстраховки, учитель говорит, что также ведёт подсчёт балов за учащимися и если его количество баллов не совпадет с учеником, то может пострадать весь класс.
Вывод оценки:
85-100% - оценка «5»,
75-84% - оценка «4»,
50-74% - оценка «3»,
Ниже 50% - оценка «2»
(процентное соотношение может варьироваться учителем)
Вид деятельности
Баллы
Посещение урока
0,5
Ответы на вопросы учителя
0,5
Дополнение учителя
0,5
Работа с учебником
1
Работа в группе
2
Работа в паре
1,5
Самостоятельная работа
2
Решение задачи
1,5
МАКСИМУМ:
9,5
Ход урока:
1. Целеполагание и мотивация.
Итак, прежде чем приступить к изучению нового материала, хотелось бы с вами поделиться проблемой. Однажды я увяз в грязи. Точнее когда я шёл и моя обувь застревала в грязи и приходилось прикладывать гигантское усилие, чтобы вырваться. В чём дело?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого?
Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление.
(учащиеся записывают тему в тетрадь)
Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений.
Учитель: Хотелось бы обратить ваше внимание, что данная тема достаточно важная, так как изучается только в курсе 7 класса, но задания по ней есть как в экзамене по физике 9 класса, так и 11 класса.
2. Актуализация знаний
Учитель:Какие физические величины нам понадобятся сегодня для того, чтобы мы достигли поставленной цели?
Ученики:
Вес – сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле.
Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;
Атмосфера – газовая оболочка Земли.
О том, что Земля покрыта воздушной оболочкой под названием атмосфера, вы узнали на уроках географии, давайте же вспомним, что вам известно об атмосфере из курса географии?
(анимация строение атмосферы)
Учитель: Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей?
Учащиеся: Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.
Учитель: Почему газ обладает такими свойствами?
Учащиеся: Потому что молекулы газа находятся в непрерывном и беспорядочном движении.
Учитель: Но тогда возникает вопрос: почему молекулы газов, не находящихся в каком-либо сосуде, двигаясь непрерывно и беспорядочно, не улетают в мировое пространство? Что удерживает их у поверхности Земли? Какая сила? А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?
Я предлагаю посмотреть видеосюжет и проверить свои умозаключения. (Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) (В данном видеосюжете рассказывается об газовой оболочке Земли. Благодаря силе притяжения они не улетают в космическое пространство, а за счет хаотичного движения молекул газа атмосфера не оседает на поверхность Земли).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Мы выяснили, что на воздух, как и на всякое тело, находящиеся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем, масса этого воздуха равна массе гружённого кирпичём самосвала. То есть около 10 тонн! Почему же мы не ощущаем этого веса?
Как доказать, что воздух имеет вес? Можно ли измерить массу воздуха? Как это сделать?
Ученики: Необходимо взвесить шар.
Учитель: Проведем виртуальный опыт. (Интерактивная анимация, демонстрирующая опыт по определению веса воздуха с помощью весов ).
Работа в паре
Для этого на каждой парте стоит нетбук, сейчас работаем в паре и проделываем виртуальный опыт вместе со мной (см. рис.1.).
Возьмем стеклянный шар и откачаем из него воздух, а затем взвесим на весах. Чему равна масса шара?
Учитель: А теперь откроем кран и запустим в шар воздух. Что произошло?
Ученики: Весы вышли из равновесия, потому что воздух имеет массу.
Учитель: Уравновесим весы, добавив гирьки. А теперь чему равна масса шара? А масса воздуха?
Учитель: Какой мы можем сделать вывод.
Ученики: Воздух имеет вес.
Учитель: Где находится основная масса воздуха?
Учащиеся: В нижнем слое.
Учитель: Верхние слои воздуха сжимают нижние слои, т.е. оказывают на них давление.
Учитель: Как передаётся давление, производимое на нижний воздушный слой верхним слоем?
Учащиеся: Согласно закону Паскаля, одинаково по всем направлениям.
Учитель: Значит, каждый слой атмосферы испытывает давление со стороны всех верхних слоёв, а следовательно, земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление, и, согласно закону Паскаля, это давление передаётся одинаково по всем направлениям
Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы. (Ученики записывают информацию в тетрадь.)
Учитель: Теоретически мы доказали существование атмосферного давления, а теперь убедимся на практике.
Стакан с водой закрываем бумагой, стакан переворачиваем. Бумага удерживает воду в стакане.
Учитель: На воду в стакане действует сила тяжести. Почему же листочек удерживает воду? Оказывается вода немного прогибает бумагу, давление воздуха над водой меньше атмосферного давления, которое прижимает бумагу к стакану. (Учащиеся дают ответ)
Физкультминутка:
Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.
4. Первичное закрепление нового материала. (см. рис.2).
Учитель: Найдите в 40 параграфе примеры, которые имеют подобные объяснение принципа действия (работа с учебником)
Учащиеся: Объясняют, действие шприца, пипетки.
Доказали на опытах.
5. Закрепление нового материала.
Учитель: И так что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого самосвала. Почему мы выдерживаем такое давление?
Учитель: На каком законе базируется понимание того, что нам не тяжело удерживать в ладонях весь столб воздуха?
Ученики: На законе Паскаля. Давление воздуха действует на наши ладони и сверху и снизу одинаково. Поэтому мы и не замечает этого веса.
Учитель: Проанализируйте рисунки и ответьте, в каком случае художник прав? (ранее учащиеся старших классов рисовали изображения на данную тему)
6. Работа в группах (см. рис.3).
Провести эксперименты по раздаточному материалу и объяснить результаты эксперимента (см. приложение).
7. Итог.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам попробовать решить задания из ЕГЭ 11 класса и ОГЭ 9 класса (см. рис.4) (учитель заранее подбирает задания из ГИА и ОГЭ). ВАЖНО акцентировать внимание учащихся на том, что данная тема изучается только в курсе 7 класса
Учитель: Скажите, пожалуйста, что мы изучали на сегодняшнем уроке?
Что такое атмосфера?
Почему атмосфера давит на нашу планету?
Как можно обнаружить атмосферное давление?
Как можно использовать атмосферное давление?
Какое значение имеет для Земли атмосфера?
Учитель: Молодцы!
8. Задание на дом.
– § 40, 41, ответить на вопросы;
– задание №10 стр.98 (3) по учебнику А.В. Перышкина “Физика-7” (М.: Дрофа, 2004). подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления, по желанию выполнить домашнюю лабораторную работу «Измерение веса воздуха в комнате»
Занимательные опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других.
Рефлексия.
Подсчёт баллов, выставление отметок.
Благодарность ученикам.
Результаты урока: В связи с использованием новой формы оценивания ученики стараются внимательно слушать и выполнять все задания. Понятное дело, что среди учащихся есть те ребята, которым абсолютно безразлично происходящее на уроке. Но благодаря рейтинговой системе оценки они активно включаются в процесс обучения. На уроке «Атмосферное давление. Вес воздуха» присутствовало 24 ученика. По итогам урока оценку «5» получили 17 человек, оценку «4» получили 5 человек, 3 человека получили оценку «3».
Приложение №1
Карточка №1
Карточка №2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что общего у мухи и осьминога?
Выбери правильное объяснение:
Атмосферное давление давит на жидкость и она поднимается вверх по трубке.
Под тяжестью воды бумажка прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.
Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!
При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.
Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.
Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженное пространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.
Выбери правильное объяснение:
Атмосферное давление давит на жидкость и она поднимается вверх по трубке.
Под тяжестью воды бумажка прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.
Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!
При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.
Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.
Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженное пространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.
Рис. 3. Работа в группе
Рис. 1. Интерактивный эксперимент по определению веса воздуха.источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 2. Работа с учебником
Рис. 4. Решение задач из ЕГЭ и ОГЭ
ХђЗаголовок 315