Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивай-ка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Комбинированного типа Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска
Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


Принято на педагогическом совете «Утверждаю»
МАДОУ Детский сад №9 «Алёнушка» г. Бирска Заведующий МАДОУ
Протокол № 1 от 30.08.2016 Детский сад №9 «Алёнушка» г. Бирска
____________Лебедева Р.А.
Приказ № 67от 30.08.2016


Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Развивай-ка»




Возрастная группа: дети 2-3 лет
Срок реализации: 1год




Автор-составитель:
Сайтиева Елена Ямлыкиевна,
воспитатель






Бирск
2016г.

Пояснительная записка
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Детство без игры и вне игры ненормально. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Благодаря игре ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно - образовательным процессом.
В рамках программы «Развивай-ка» предусмотрено использование различных видов дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы и природный материал. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Программа «Развивай-ка»» предполагает развитие познавательной, речевой активности детей раннего возраста через игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность.
Актуальность программы 

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Направления   программы

Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитию связной речи, интереса и потребности в общении со сверстниками и взрослыми,  формирование представлений об окружающем мире.

Цель программы: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать первые навыки сравнения, обобщения, уточнять и углублять знания и представления детей об окружающем мире;
Формировать интерес и умение играть в дидактические игры;
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
Развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения;
Развить у детей мелкую моторику пальцев рук;
Развивать речевую и познавательную активность;
Развивать внимание, память, мышление, воображение, усидчивость .
Воспитательные:
Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку;
Воспитать усидчивость, терпение, культуру общения;
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение сопереживать друг другу.
Основные принципы программы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности –  заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов(например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ  речевого развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  речевой активности. Создание условий для  кружковой деятельности.
Условия реализации программы:
Задачи, решаемые на занятиях, строятся с учетом возрастных особенностей детей, по принципу усложнения.
К каждому занятию ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира, с другой стороны задачами программного характера.
Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.
        В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Объекты программы
Дети 2-3 лет.
Семьи детей, посещающих детский сад.
Педагогический персонал детского сада.

Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

 Предпочтительные формы организации образовательного процесса:
индивидуальные,
подгрупповые.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для  первого года обучения.

Принципы построения педагогического процесса:
От простого к сложному.
Системность работ.
Принцип тематических циклов.
Индивидуального подхода.


Предполагаемый результат

Обогащение активного и пассивного словаря детей, познавательного интереса в процессе дидактической игры
Диагностика
Проводится два раза в год (начальная, итоговая) на основе упражнений, предлагаемых детям педагогом.
В – Высокий уровень – правильное выполнение задания.
Д – Достаточный уровень – испытывают небольшие затруднения.
С – Средний уровень – испытывают значительные затруднения.
Н – Низкий уровень – неправильное выполнение




Работа с родителями

Совместно с родителями   запланировано   изготовить дидактические  игры:
Настенное дидактическое панно
Напольная дидактическая черепаха
Настольные дидактические коврики
Совместно с родителями  оформить :
«Центр дидактических игр »,
«Центр активных игр»,
Провести  консультации с родителями на темы:
«Дидактические игры своими руками»
«Я учусь действовать с предметами»,
«Роль дидактической игры в раннем дошкольном возрасте»,
«Игра – спутник детства».

Программно – методическое обеспечение реализации Программы

Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в первой младшей группе: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж,2008.-272с.
Вахрушев А. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет.».-М.:2012.-496с.

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движения»

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа» Издательство Мозаика- Синтез, Москва, 2014.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа» Мозаика- Синтез, Москва, 2014.
Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель, 2013
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.-56с.
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста(1-3 года ). Методическое пособие для воспитателей.- Москва: Мозаика- Синтез, 2010
Янушко Е.А. сенсорное развитие детей раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.-56с.



Календарно-тематическое планирование

Занятие
Цель
Оборудование, материалы

Сентябрь.




«Наш любимый детский сад »

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, людей и их действия; расширять представления детей о детском саде;
активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.



Картинки из серии «Наш любимый детский сад»


«Что бывает осенью?»
Продолжать знакомить с понятием «осень», ее основными признаками, пополнять активный словарный запас
Дидактические карточки «Что бывает осенью?»


Лото «Собирай-ка»
Учить классифицировать предметы по общему признаку, закреплять материал по теме «Овощи».Развивать внимательность, память, навыки общения, речь и кругозор малыша.
Настольная игра «Моё первое лото «Собирай-ка»


««Волшебный мешочек» »

Учить различать фрукты на ощупь, развивать навыки сравнения предметов, закреплять умение детей называть фрукты , их цвет, вкус
«Волшебный мешочек», муляжи фруктов

Октябрь


«Строим дом»

Развивать представления детей о форме; сравнивать дома по размеру( большой и маленький),учить соотносить количество (один много),
Собачка и кошка (игрушки),игрушечная машинка, кубики, кирпичики, мячи


«Назови дерево»

Учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Деревья на уличной площадке.


«Семья»
Продолжать учить детей называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Учить рассматривать картинки о деятельности близких ребенку людей и называть их. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Настольная развивающая игра-лото «Семья»


«Что не дорисовал художник?»
Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; развивать внимание.
Рисунки с недорисованными частями тела(ухо, нос, глаза, рот)

Ноябрь


Игра «Чья тень?»



Научить детей сопоставлять предметы с их очертаниями, развивать память, логическое мышление и внимание.

Настольная дидактическая мозаика для малышей «Чья тень»


«Домашний уголок»
Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода, игрушками, мебелью, посудой, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику и координацию движений, учить складывать изображение из 2-х частей
Настольная игра «Домашний уголок»


«Уютный домик»
Знакомить с различными группами предметов, которые мы используем в повседневной жизни, развивать мышление, восприятие, внимание, учить самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Настольная развивающая игра «Уютный домик»


«Угостим кукол чаем»


Закрепить название предметов посуды, ее величины. Активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»; продолжать учить использовать в речи обобщающее понятие «Посуда».


Кукольная мебель, чайная посуда, кукла.


Декабрь


«Одень Таню, одень Ваню»

Развитие зрительного внимания и логического мышления. Активизация словаря по теме.
Закрепление названий цветов.

Изображения девочки и мальчик, карточки с предметами одежды


«Что зимой бывает»

Развитие представлений о приметах зимы. Учить подбирать к изображению зимы карточки с её приметами. Совершенствование связной речи.

Настольная игра «Времена года»


«Собери снеговика»
Закрепление формы, размера, цвета предмета. Развитие мелкой моторики рук.
Развитие логического мышления, пространственных представлений.
Совершенствование фразовой речи

3 круга разного размера (большой, средний, маленький).


«Украсим елочку»
Закрепить знания детей о цвете. Упражнять в пространственной ориентировке. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь
( ёлочка, игрушки).
Большие листы белой бумаги, треугольники разных размеров зеленого цвета, разноцветные круги, флажки, звездочки, клей-карандаш

Январь


«Мы купаем куклу Катю»
Учить выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, развивать игровой опыт; привлекать к обращению друг к другу с просьбами; уточнить названия предметов туалета (мыло, мыльница, полотенце, расчёска); словесно обозначать характер действий (намылить, смыть, вытереть).
Кукла, ванночка, 3 ведра (красное, желтое и синее, мыло, шампунь, мыльница, мочалка, ковш, полотенце, одежда для куклы.


«Назвать птицу»

Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Тематический альбом «Птицы нашего края»


«В лесу»

Знакомить детей с лесными животными, где они живут и чем питаются. Расширять кругозор , активизировать словарь по теме, учить анализировать и рассуждать.

Настольная развивающая игра- пазлы «В лесу»

Февраль


«Чья мама, чей малыш?
Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.
Настольная игра- пазлы «Чей малыш?»


«Кто как кричит?»
Научить узнавать домашних птиц по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Картинки с изображением домашних птиц


«Кукла заболела»
Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется. Дать понятия о том, что больному нужно пригласить доктора, проявить сочувствия, заботиться о лечении.
Кукла, её кроватка и постельные принадлежности; телефон; набор атрибутов для игры "Больница"; белый халат и шапочка доктора для воспитателя;


«Кому что нужно для работы?»
Продолжать знакомить детей с профессиями повара, врача, пожарного, полицейского, учителя. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание. память и речь детей.
Настольная игра «Профессии»

Март


«Мамины помощники»

Учить проявлять заботу и внимание к маме,
учить детей узнавать и называть знакомые предметы ближайшего окружения. Развивать речь, обогащать и активизировать словарный запас
Картинки с изображениями мамы и детей, маленькие карточки с изображениями действий того, как можно помочь маме


«Зайчик и белка» («Кто и где?»)

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.
Игрушки зайчик, белка, волк.


«Найди домик для матрешки» 

Привлечь внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка) .Формировать умение детей играть рядом.

3 домика разного цвета и величины, 3 матрёшки разного цвета и величины; игрушки-матрешки


«Угадай персонажей сказки»
Способствовать развитию активной речи, зрительного восприятия, памяти, внимания.
Настольная игра «Угадай персонажей сказки»

Апрель


«Когда это бывает?»
Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость.
Настольная игра «Времена года»


«Половинки
Научить сравнивать и объединять половинки предметов в единое целое по характерным признакам, развивать память, логическое мышление и внимание.
Дидактическая настольная игра для малышей «Половинки»



«Составь светофор»
Закрепить представления о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать учить детей различать основные цвета (красный,желтый, зеленый), составлять из кругов в правильной последовательности светофор, закреплять знания детей о ПДД

Круги красного, желтого и зеленого цветов



«Поручения»

Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности в уборке комнаты.
Игрушка кошка, игрушки в групповой комнате

Май


Лото «Собирай-ка»
Учить классифицировать предметы по общему признаку.Развивать внимательность, память, навыки общения, речь и кругозор малыша.
Настольная игра «Моё первое лото «Собирай-ка»


«Найди место»

Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.
Активизация словаря по теме.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки.


«Ассоциации»
Научить находить взаимосвязь между разными объектами, логически мыслить и выстраивать ассоциативный ряди,объяснять свой выбор
Настольная игра-пазлы «Ассоциации»



«Когда это бывает?»
Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость.
Настольная игра «Времена года»












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115