Программа по внеурочной деятельности Развивай — ка
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________Кобыльникова Е.Э
«___» ________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________Соболева Е.В.
«___» ________2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА»
Программа
внеурочной деятельности
«Развивай - ка»
3 класс
2014-2015 учебный год
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бачина Наталья Николаевна
Принята на заседании
ШМО учителей начальных классов
«_____» _______________2014 г.
Руководитель____________Шабалина Ж.В.
п. Вычегодский,
Пояснительная записка
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»
Курс «Развивай - ка» нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Курс «Развивай - ка» рассчитан на 24 занятия (1 час в неделю).
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Отличительная особенность программы
Курс «Развивай - ка»представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Формы и методы занятий
Каждое занятие курса «Развивай-ка» - это удивительное путешествие в мир знаний. Обучающиеся подробно знакомятся с каким - либо понятием и рассматривают его с разных сторон. На занятиях учащиеся решают кроссворды, разгадывают ребусы, отгадывают загадки, из деталей танграма собирают изображения, данные в тетрадях. Учащиеся работают как в группах, так индивидуально и фронтально. На некоторых занятиях учащиеся «превращаются» в актёров и художников.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.
Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «Развивай - ка»
Обеспечение благоприятной атмосферы.
Безотметочная система обучения.
Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Содержание курса
Занятие 1 «Слово о Родине»
Выполнение заданий «Расшифруй тему», «Стрелка помощница», «Соедини начало и конец», «Запоминаем пары слов», «Рассуждаем логически», «Иллюстрируем песню».
Занятие 2 «В кругу семьи»
Выполнение заданий «Поиск», «Зашифрованная фраза», «Расшифруй пословицы», «Нарисуй герб своей семьи».
Занятие 3 «Все мы люди разные»
Выполнение заданий «Стрелка помощница», «Расшифруй пословицу», «Кроссворд», «Поиск», «Художники».
Занятие 4 «Дело было в Лукоморье»
Выполнение заданий «Стрелка помощница», «Подбери свою пару», «Узнай героев», «Расшифруй название сказки».
Занятие 5 «В космическом пространстве»
Выполнение заданий «Расшифруй тему», «Разминка», «Цвет звёзд», «Форма звезды», «Расшифруй пословицы», «Игра в слова».
Занятие 6 «Кот в мешке»
Выполнение заданий «Найди закономерность», «Прочитай слово», «Глаз – фотограф», «Найди ошибку», «Дострой фразу», «Разбей предметы на группы», «С помощью таблицы умножения», «Рисуем по клеточкам».
Занятие 7 «Поговорим о поведении»
Выполнение заданий «Расшифруй фразу», Рисуем по клеточкам», «Стрелка - помощница».
Занятие 8 «Литературная угадай - ка»
Выполнение заданий «Угадай кличку», «Я не артист, я только учусь…», «Малыши», «Холодно – горячо», «Рисуем по клеточкам», «Задачи про котов», «Загадки», «Расшифруй фразу», «Мы художники!».
Занятие 9 «Береги здоровье»
Выполнение заданий «Расшифруй фразу», «Правда ли?..», «Поиск», «Отгадай загадки», «Делим на группы», «Расшифруй пословицы», «Рассыпанные буквы», «Что изменилось».
Занятие 10 «О воде»
Выполнение заданий «Расшифруй тему», «Отгадай загадки», «Разгадываем ребусы», «Поиск», «Что изменилось».
Занятие 11 «Спешим на помощь Кузе»
Выполнение заданий «Разминка», «Найти закономерность», «Навести порядок в словах».
Занятие 12 «Поэтическая тетрадь»
Выполнение заданий «Продолжи», «Путаница», «Подбери рифмующиеся слова», «Узнавалки», «Определи название рифмы», «Я начну, а ты продолжи».
Занятие 13 «Что мы знаем о деревьях»
Выполнение заданий «Расшифруй ребус», «Реши задачи», «Узнай по описанию», «Рисуем по клеточкам», «По какому принципу», «Догадайся!».
Занятие 14 «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
Выполнение заданий «Разминка», «Газетные заголовки», «Узнай пословицу по двум предметам», «Расшифруй поговорки», «Догадайся!», «Я не артист, я только учусь…», «Будь внимателен!», «Закончи сказку пословицей».
Занятие 15 « «Репка» на новый лад»
Выполнение заданий «Найди закономерность», «Отгадай загадку», «Сколько лет дедушке?», «Сколько лет бабушке?», «Как увеличить площадь огорода?», «Рисуем кошку», «Самый короткий путь», «Главная мысль сказки».
Занятие 16 « Любопытные факты из жизни животных»
Выполнение заданий «Расшифруй название животного», «Поиск», «Лабиринт», «Рисуем по клеточкам», «Задачи про страусов», «Загадочные рисунки».
Занятие 17 « Школа искусств»
Выполнение заданий «»Виды искусства», «Тест», «Живая картина», «Расшифруй имя литературного героя».
Занятие 18 « Золотой дождь»
Выполнение заданий «Глаз – фотограф», «Запомни тройки слов», «расшифруй слова», «Восстанови загадку», «Стрелка помощница», «Кто ищет, тот найдёт», «Танграм».
Занятие 19 « Лента занимательный заданий»
Выполнение заданий «Глаз – фотограф», «Прочти название животного», «Расшифруй слово», «Восстанови загадку», «Мы – художники!».
Занятие 20 « Клуб любителей русского языка»
Выполнение заданий «Подбери синоним», «Найди лишнюю пословицу», «С помощью таблицы умножения», «Запомни. Повтори», «Криптограмма».
Занятие 21 « Геометрический калейдоскоп»
Выполнение заданий «Будь внимателен!», «Загадалки», «Шифровалки», «Продолжалки», «Вращалки», «Объединялки», «Соображалки», «Рисовалки».
Занятие 22 « Магазин головоломок. Отдел художественной литературы»
Выполнение заданий «Узнай меня», «Предметы из сказок», «Сказочные задачи», Расшифруй название сказки», «Лишнее слово», «Рисуем по клеточкам», «Криптограмма».
Занятие 23 « На войне, как на войне»
Выполнение заданий «Запоминаем пары слов», Общее название», «Восстанови стихотворение», «Подбери ключик», «Выбери слово», «Кроссворд».
Занятие 24 « Прощальная игротека»
Выполнение заданий «Глаз фотограф», «Расшифруй имя литературного героя», «Говорящие часы», «Определи профессию», «Рисуем по клеточкам», «Кроссворд».
Тематическое планирование
№
п/п Дата Тема занятия Тип занятия Элементы содержания Формы и методы контроля Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД)
1 17.10 Слово о Родине Изучение нового и первичное закрепление. Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот». Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
2 24.10 В кругу семьи Изучение нового и первичное закрепление. Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи. Фронтальный, самоконтроль Развитие внимания, мышления, воображения речи, рефлексии.
3 31.10 Все мы люди разные… Изучение нового и первичное закрепление. Непохожесть людей. Понятия: «инициатива», «вензель». положительные качества характера Фронтальный Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии.
4 07.11 Дело было в Лукоморье Изучение нового и первичное закрепление. Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад. Фронтальный, устный опрос. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии.
5 14.11 В космическом пространстве. Изучение нового и первичное закрепление. Звёзды и планеты, их различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса. Фронтальный, групповой. Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии.
6 28.11 Кот в мешке. Изучение нового и первичное закрепление. Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке». Фронтальный, самоконтроль, устный опрос. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, фонематического слуха, рефлексии.
7 05.12 Поговорим о поведении. Обобщение и систематизация знаний. Почему необходимо сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка – экспромт. Игра «Обзывалки» Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии.
8 12.12 Литературная угадай - ка Обобщение и систематизация знаний. Правила игры «Угадай – ка». Герои – «малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно – горячо». Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии.
9 19.12 Береги здоровье Обобщение и систематизация знаний. Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Фронтальный, самоконтроль, устный опрос. Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
10 26.12 О воде Изучение нового, систематизация знаний. Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названия морей Фронтальный, самоконтроль, групповой. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.
11 16.01 Спешим на помощь Кузе Изучение нового и первичное закрепление. Знакомство с нестандартными геометрическими задачами. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления (в том числе – нестандартного), воображения, конструкторских способностей, расширение словарного запаса, рефлексии.
12 23.01 Поэтическая карусель Изучение нового и первичное закрепление. Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие. Фронтальный, устный опрос. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии.
13 30.01 Что мы знаем о деревьях. Обобщение и систематизация знаний. Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве. Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья. Фронтальный, самоконтроль, групповой. Развитие внимания, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии.
14 06.02 Поговорка - цветочек, пословица – ягодка. Изучение нового и первичное закрепление. Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии.
15 13.02 «Репка» на новый лад. Изучение нового и первичное закрепление. «Репка» - старая сказка на новый лад. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии.
16 20.02 Любопытные
факты из жизни животных. Изучение нового и первичное закрепление. Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.
17 27.02 Школа искусств. Изучение нового и первичное закрепление. Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии.
18 06.03 Золотой дождь Изучение нового и первичное закрепление. Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь» Фронтальный, самоконтроль, групповой. Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти, конструкторских способностей, речи, рефлексии
19 13.03 Лента занимательных заданий Изучение нового и первичное закрепление. Названия животных в загадках, ребусах, играх Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления; чувства рифмы, воображения, рефлексии
20 20.03 Клуб любителей русского языка Изучение нового и первичное закрепление. Русский язык - величайшее богатство нашего народа. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, зрительной памяти, мышления; обогащение словарного запаса, рефлексии
21 27.03 Геометрический калейдоскоп Изучение нового и первичное закрепление. Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии.
22 03.04 Магазин головоломок. Отдел художественной литературы Изучение нового и первичное закрепление. Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии
23 17.04 На войне, как на войне Изучение нового и первичное закрепление. Сведения о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. смоленское сражение. Рождение Советской гвардии. реактивный миномёт «Катюша» Фронтальный, самоконтроль, групповой. Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии
24 24.04 Прощальная игротека Обобщение и систематизация знаний. Кроссворды, ребусы, рисуем по клеточкам, «глаз – фотограф» и многое другое. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе нестандартного, ориентации в пространстве, рефлексии.
Планируемые результаты реализации программы
Программа курса обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
- Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.
- Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и так далее), а также составлять простейшие головоломки.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).
- Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Рекомендуемая литература
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. – М: Издательство РОСТ, 2012. – 196 с – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы.)-ISBN 978 – 5 - 905279 – 67 – 6
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса /Л. В. Мищенкова. - М: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы).