Сочинение как основной вид творческой работы
HYPERLINK "http://www.ucheba.com/ur_rus/ur_metodkopilka.htm" Методическая копилка
ъ
Б.В.Бураловучитель русского языкаи литературыМБОУ «Сахулинская СОШ»
Сочинение как основной вид творческой работына уроках русского языка и развития речи
Различные методики развивающего обучения и традиционные методики рассматривают проблему написания сочинений довольно односторонне как объект обучения, поэтому и методика работы с ними сводится в них к простому научению. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого учащиеся приступают к работе над сочинением в тетради. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное. Узкометодический подход к сочинению, как к одному из упражнений по русскому языку, мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы, мысли и чувства. Но именно эта специфика позволила методистам и исследователям увидеть в детском сочинении уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Именно эта специфика дает возможность педагогу наблюдать за динамикой развития личности.
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Не секрет, что большинство учителей стараются обойти этот вид деятельности, отдавая предпочтение диктантам и изложениям, или, в лучшем случае, практикуя домашние сочинения, объясняя это, как правило, беспомощностью учащихся. Можно было бы избежать трудностей, если бы обучение сочинениям начиналось в начальных классах, когда ребенок еще легко выходит за границы норм и правил. Взрослые же должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под свое, научиться видеть ростки творчества. Поэтому задача не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества.При этом нужно исходить из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями. Необходимо дать возможность им проявить инициативу, показать свою индивидуальность.
Если цель сочинения – интеграция знаний, представлений, опыта, которые получает ребенок из различных источников, то и методика работы должна строиться на интеграционной основе.
Подобная методика определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: мышлением, волей, чувствами, эмоциями человека; его физическим состоянием, состоянием его психо-физических функций; широтой представлений об окружающем мире.
Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе.
Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, “Пусть всегда будет солнце!”
Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.
Особо остановимся на сочинениях, выполняемых после просмотра репродукций картин. Сейчас эта работа проводится на уроках русского языка и подчинена задачам развития речи. Не отрицая важности этого направления работы, необходимо отметить, что самостоятельно школьник сможет составить содержательный рассказ по картине только при двух условиях: 1) если он будет понимать содержание картины; 2) если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства. Поэтому рассматривание картин и анализ увиденного должны стать неотъемлемой частью каждого урока развития речи, чтобы в конечном итоге урок, полностью посвященный описанию картины, прошел продуктивно.
Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые этапы:
- этап косвенной подготовки;- этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);- этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).
Творческие сочинения:
- формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);- обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая внешкольный опыт детей;- могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);- реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.
Урок развития речи
Сочинение-описаниеТайна цвета
Цели:1) составление описания предмета с учетом меняющейся формы и цвета;2) развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи; умения видеть и чувствовать прекрасное;3) воспитание доброго отношения к людям; интереса к различным видам искусства.
Ход урока
1. Учитель читает стихотворение В.Г. Абрамова.
Задание: прочитайте выразительно стихотворение, произведите интонационный разбор.
Скажи, скажи, художник,Какого цвета дождик,Какого цвета ветер,Какого цвета вечер?Скажи, какого цветаЗима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,Гвоздику сделай красной,Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:Какого цвета дождик,Какого цвета ветер,Какого цвета вечер,Поймем, какого цветаОгромная планета!
2. Определение целей и задач урока.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?- Почему вы так решили?
(Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира?)
3. Беседа.
- Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете?(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и показать нам красоту самых обычных явлений.)- Как художник рассказывает обо всех красках жизни?
(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)- Сегодня за работу на уроке вы будете получать жетоны разного цвета.- Определите, какого цвета могут быть оценки “5”, “4”, “3”, “2”?- Оказывается, каждая оценка имеет свое цветовое настроение, значит цветом можно выразить и настроение человека.- Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему настроению.- А можно ли определить и изобразить настроение цвета?- Изобразите мимикой и жестами следующие цвета: желтый; черный; розовый; красный.- С какой геометрической фигурой ассоциируется каждый из этих цветов?
4. Устное рисование.
- Какого цвета день, ночь, утро? Вьюга? Ветер?- У А.А. Рылова есть картина, которая называется “Зеленый шум”.
- Как вы думаете, что изображено на этой картине?(На картине изображено яркое лето. На переднем плане – деревья, их сочную листву треплет теплый ветерок. Она шумит так, что заглушает все остальные звуки.)
Учащиеся рассматривают картину.
- Цветом можно изобразить все, даже музыку.
Учащимся предлагается рассмотреть акварельные рисунки.
- Какая музыка слышится вам, когда вы смотрите на эти цветные линии?
(Рисунок 1. Слышатся звуки марша, так как красный цвет в сочетании с желтым – это бодрость и задор. Рисунок 2. Звучит вальс. Цвета – бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый и розовый – ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии вальса. Рисунок 3. Мы слышим звуки тяжелого рока, так как здесь преобладают темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый, черный. Содержание музыкальной зарисовки будет зависеть не только от цвета, но и от формы изображенных на рисунке линий.)
- Итак, зачем же нужен цвет? Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения?- В каком случае мы говорим “черные мысли”, “голубые мечты”, “серая личность”? Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление?- Какого цвета по-вашему зло? Почему вы так думаете?- Какого цвета добро?
5. Лексическая работа.
- Я думаю, что вещицу, которая может радовать и детей и взрослых изобрел добрый человек.
Задание: угадать слово по описанию.
Оптический прибор – игрушка в виде трубки; внутри три продольных, сложенных под углом зеркала; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, отражаясь в них образуют красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся с каждым поворотом трубки.
(Калейдоскоп – от гр. “красивый” + “вид” + “смотрю”)
Учащиеся рассматривают узоры в калейдоскопе.
Задание: расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет? В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:
посередине расположены;внутри образуют;вокруг сливаются;рядом находятся;по краям разбросаны;ближе к центру размещаются;дальше разбегаются.
6. Неречевая творческая деятельность.
Составить свой узор при помощи цветных геометрических фигур.
7. Письменная творческая работа.
Описать увиденный узор.
8. Домашнее задание. Составьте рассказ, где вместо обычных прилагательных были бы только прилагательные, обозначающие цвет.
Урок развития речи
Сочинение-описание состояния природного объектаМоре
Цели:1) научить наблюдать изменения окружающей среды, описывать их, используя определенные средства языка;2) развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение; письменную и устную речь; умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения;3) воспитывать интерес к различным произведениям искусства, к творчеству отдельных писателей и художников.
Ход урока
1. Учитель читает строчки из стихотворения Василия Жуковского “Море”.
Безмолвное море, лазурное море,Стою очарован над бездной твоей.Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты.Безмолвное море, лазурное море,Открой мне глубокую тайну твою…
2. Учитель показывает учащимся импровизированную выставку репродукций картин Ивана Константиновича Айвазовского, а также книг о нем и его творчестве.
- Вслушайтесь и всмотритесь в эти произведения искусства.- Что такое искусство?- Что дает оно человеку?- (Искусство облагораживает людей, делает их добрее, пробуждает различные чувства, заставляет отвлечься от повседневности, увидеть и услышать красоту. В этом нам и помогают поэты, художники, музыканты.)
3. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока.
Исаак Левитан говорил: “Настроение от природы, мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими переживаниями; но природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий может”.Цель нашего урока – попытаться передать состояние природы, используя различные средства языка. В этом нам помогут замечательные репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского. Он вошел в историю русского искусства как певец “гордой красы” моря.“Сюжет картины, – говорил художник, – слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, я до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью”.Согласитесь, ему, как художнику, удалось донести до нас всю прелесть этого непредсказуемого, необузданного природного явления.
4. Лингвистическая работа.
Задание: слушая отрывки из книг о жизни и творчестве Айвазовского, постарайтесь запомнить ту информацию, которую они несут, и определить тип речи.
I
“Самым ярким представителем романтического направления в русской живописи был замечательный художник Иван Константинович Айвазовский. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Подобно гроссмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные полотна по памяти, не обращаясь к этюдам. Такие сеансы вызывали восторг поклонников: Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью. Созданные им образы стихии обобщали драматическую историю борьбы людей с природными силами”.
(Это повествование, так как в данном отрывке рассказывается о становлении И.К. Айвазовского как художника.)
II
“Художник писал преимущественно морские пейзажи, поэтому его можно назвать маринистом. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то мы увидим, что, действительно, маринист – это художник, рисующий морские виды, а это в свою очередь является одним из видов пейзажа, так как пейзаж – это и есть отражение состояния природы в искусстве”.
(Это рассуждение, так как текст содержит доказательства того, что Айвазовский был маринистом и писал морские пейзажи.)
5. Лексическая работа.
- Таким образом, художника, который изображает морские виды, мы называем … ? (Маринистом)- Обратите внимание на написание данного слова.- Можем ли мы назвать все эти картины пейзажами? (Да)- Почему? (Именно пейзаж отражает состояние природы)- Как вы понимаете значение слова “состояние”? (Состояние – настроение, физическое самочувствие)
III
“Бездонное лунное небо. Создается впечатление таинственной ночной жизни. Безмолвие. Мутная подвижность воздуха настораживает. Чувствуется утомленность замерзшего моря. Едва слышно разрезая воду, возникает корабль-призрак на фоне бледно-желтой лунной дорожки, отороченной светом скучающей луны. Тихо, но неспокойно”.
(Это описание.)
6. Устное рисование.
- Какая картина возникает перед нами после прослушивания III отрывка?(Учащиеся описывают воображаемые ими картины, а затем сравнивают их с картиной И.К. Айвазовского “Ночь на Черном море”.)
Учащимся раздают текст III отрывка.
Задание: прочитайте еще раз, определите образную систему предложенного отрывка.
Черное море; луна; лунная дорожка; корабль-призрак.
7. Теоретическая работа.
Чтобы описать состояние природы, нужно знать структуру описания.
Описание состояния среды
Данное (то, что описывается) Новое (признаки, выражающие состояние в данный момент)
лицо, элементы среды звуки цвета признаки состояния чувства
- Таким образом, “данное” мы определили, наша задача – найти “новое”.
Задание: выберите из текста слова, которые изображают состояние найденных нами образов.(Подвижность мутная; утомленность замерзшего моря; едва слышно разрезая воду; корабль-призрак; бледно-желтая лунная дорожка, отороченная светом; тихо, но неспокойно.)
- Если проанализировать все отмеченные нами средства, то можно сделать вывод, что состояние природы выражено:безличными глаголами;словами, характеризующими состояние;существительными;словами, обозначающими признак предмета по действию.
- Объясните, почему же “неспокойно”, а “подвижность воздуха настораживает”?(Обычно так тихо бывает перед бурей, особенно когда облака имеют такой мрачный вид.)
8. Лексическая работа.
Оптимизм – бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, плохое.
- Что значит оптимистично?(Вера в то, что бури все-таки не будет и этот одинокий корабль спокойно доберется до берега.)
9. Работа по картине.
Вашему вниманию предлагается картина “Девятый вал”. Герои этого полотна показаны в исключительной ситуации. Всю ночь бушевал шторм, корабль потерпел крушение, люди продолжают сражаться с грозной стихией, которая готовит им еще одно испытание: обрушивает девятый вал. По древнему поверью моряков, буря рождает девять валов. Девятый – самый сокрушительный, роковой и последний. Согласитесь, настроение у этой картины совсем иное, и ее можно рассмотреть с двух позиций: оптимистического и пессимистического начал. Оптимистичным будет являться то, что люди все-таки спаслись и борьба продолжается, пессимистичным – то, что корабль разрушен.
10. Письменная творческая работа.
Задание: I вариант – это оптимисты, II – вариант – это пессимисты. Опишите состояние природы, используя различные языковые средства.
Самостоятельная работа учащихся.
11. Чтение и анализ работ учащимися класса.
Параметры оценки 1 работа 2 работа 3 работа 4 работа 5 работа
1. Прочитанный текст соответствует такому типу речи, как описание. 2. Образная система составляет четкую, законченную картину. 3. Описание отражает состояния каждого образа. 4. Использованы разнообразные средства языка. 5. Описание соответствует заданному настроению (оптимистическому, пессимистическому.) 12. Итог урока.
- И в заключение хотелось бы зачитать описание шторма из романтической повести Александра Бестужева-Марлинского “Фрегат “Надежда”, опубликованной в 1833 году.
“Случалось ли вам испытывать сильный шквал на море?На минуту воцаряется какая-то грозная тишина; море кипит, волны мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху, водная метель с визгом летит над водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком, изорванным молниями, белой стеной катится вал… Ближе, ближе, близко – ударил! Нет слов, нет звуков, чтоб выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана, встретившего препону; кажется, весь ад пирует и хохочет…”
Сочинение
Мой любимый вид спорта
Я люблю многие игры с мячом, но больше всего мне нравится футбол. Это очень интересная игра, полная азарта. Сначала футбол привлекал меня красивым мячом, яркой формой. Позже я стал задумываться, чем еще он нравится мне. Скорее всего тем, что футбол - подвижная игра, в которой участвует не один человек, а маленький коллектив. Здесь победа команды зависит от игры каждого. Футбол развивает сплоченность и командный дух. Этот вид спорта закаляет здоровье, воспитывает волю, чувство товарищества, помогает стать человеку выносливым и сильным. А еще футбол развивает скорость, сообразительность, точность реакции.
Я слежу за российскими и мировыми чемпионатами по футболу, стараюсь не пропускать матчи с участием сборной России. Моя любимая футбольная команда - московский ЦСКА. Быстрота реакции на летящий мяч вратаря команды Игоря Акинфеева не перестает удивлять меня. Я еще не был на больших стадионах и на ответственных матчах. Но когда я вырасту, то обязательно поеду на серьезный чемпионат и увижу игру футболистов высокого класса.
Сам я тоже играю в футбол. В деревне с весны до осени мы гоняем мяч на школьном стадионе. В нашей команде мальчишки разного возраста, но мы дружим, нам интересно вместе. Нас объединяет футбол.
Еще несколько лет назад мне очень хотелось стать вратарем футбольной команды. Но сейчас мои цели изменились. Я хочу поступить в университет, получить образование и найти престижную работу, не связанную со спортом. Тем не менее, футбол всегда был и останется моим любимым видом спорта.
Пономарев Лев, 9 класс
«Книга в моей жизни»
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой
драгоценный груз от поколения к поколению…
Бэкон Фрэнсис
Однажды родители подарили мне полную серию романа Джоан Ролинг «Гарри Поттер». Эта книга рассказывает нам об одиннадцатилетнем мальчике – сироте, который живет в семье своей родной тетки и даже не подозревает, кто он на самом деле. И вот наступает день, когда жизнь этого юного героя меняется навсегда. В один из обычных дней ничем не отличающихся друг от друга, мальчику приходит письмо, в котором говорится, что он волшебник, и ему надо отправляться в магическую школу «Хогвартс». С этого момента начинаются все чудеса и приключения.
Мы попадаем в мир зла и добра, волшебства и чародейства, дружбы и любви, силы и мужества, отваги и храбрости, ненависти и несправедливости, одиночества и непонимания, насмешек и придирок, и все это мы переживаем вместе с героями этой книги. Попав в школу магии, Гарри приобретает двух верных, как потом выяснится, друзей: Рона и Гермиону. Они так же зачислены на первый курс обучения. Им вместе предстоит разгадать много загадок и тайн. На протяжении всего романа дети вступают в отчаянную схватку со злом, причем неравную, порой со смертельным исходом, где страдают и другие герои. Ни на минуту нельзя расслабиться, ведь опасность наступает прямо на пятки и идет попятам. Все испытания, которые они прошли, еще сильнее укрепили их дружбу. У этих ребят можно поучиться настоящей, верной, стойкой, честной дружбе. Ведь друг – это не тот - кто всегда рядом, а тот - кто приходит в трудную минуту. Эти дети с самого первого дня пребывания в школе не знают, что такое трусость и предательство. Вступая в неравный бой со злом, зная о том, что враг силен, и надежды на победу совсем мало, они открывают в себе, показывая нам, какие качества должны быть у настоящего человека: отвага, храбрость, мужество, ловкость, смекалка, скорость, ритм, а порой не помешает прислушаться к совету мудрого человека, который всегда окажется в трудную минуту и поможет. Этим наставником оказался директор школы, великий волшебник сказочного мира Альбус Дамболдор. Наши герои подросли, уже на четвертом - шестом году обучения они узнают, что такое насмешки других учеников и несправедливость сначала со стороны учителей, а потом и со стороны министерства магии. Но это их не сломило и не остановило, они также продолжали бороться со злом.
Гарри Поттер с самого рождения был очень известным мальчиком в волшебном мире. Сам не подозревая того, что он наделен внутренней силой, а предначертано ему было освободить свой мир от злого, жестокого, беспощадного мага Волан – де – Морта. После своего тяжёлого детства без отца и матери, он не озлобился на весь его окружающий мир, а продолжал жить и радоваться каждому дню и не какие преграды его не сломили. Этот мальчик показывает нам, что воспитываясь не в любви, без поддержки и без доброты, можно остаться человеком.
Эта сказка учит нас, современных детей, быть сильными с теми, кто считает нас «слабаками», и великодушными с теми, кто зависит от нашей воли. Сказка, где несправедливо устроен мир, так похожий на наш, учит правде и долгу, помогает человеку оставаться человеком в любом мире. И стоит призадуматься многим ребятам: может такой Гарри есть в каждом из нас?
Не ленись читать книги, ибо в них ты легко
отыщешь то, что иные с таким трудом обретали
в жизненном опыте, и постигнешь все…
Василий I Македонянин
Уракаева Виктория, 8 класс
Добрые руки матери
В жизни каждого человека есть что-то дорогое, важное, оставляющее след и память на всю жизнь. События, люди, вещи, мысли - для всех это что-то свое, что-то личное. Но есть одно - то, что не заменят ни вещи, ни поступки, ни слова, ни памятные даты. То, о чем вспоминаешь в самые светлые и самые горькие минуты, то, что больше всего мы любим, даже если порой и не задумываемся об этом. Это руки матери - добрые, нежные, сильные, заботливые. Разумеется, мы не можем помнить, но все знаем: они - самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. Конечно, это были материнские руки, прижавшие к теплой груди, защитив от всех тревог и забот. Мама всегда рядом. Если мы болеем, она сидит возле нашей кровати, волнуется, но приободряет, успокаивает. А когда у нас случаются какие-то неприятности, проблемы, с которыми мы не можем справиться самостоятельно, обиды, разочарования, мы сразу же идем к ней, к маме. И она всегда приласкает, утешит, подскажет и научит. И когда ее теплая ладошка нежно касается наших волос, все неприятности и огорчения уходят, словно она отодвигает их от нас своей материнской рукой. В руках матери заключена какая-то волшебная сила. Как часто бывает, когда что-то беспокоит (мучит головная боль, или тревожит зуб, или болит живот), маме стоит лишь приложить свою ладонь к больному месту, и боль отступает. И приходят удивительное спокойствие, умиротворение, и радостно становится на душе. В такие минуты я обычно засыпаю, сама того не заметив, а, проснувшись, уже и не помню о том, что что-то болело. Разве же это не настоящее волшебство! А какие чудеса творят эти руки на кухне! Я не помню ни одного дня, чтобы мама не удивила нас чем-нибудь необычным. Как часто, едва переступив порог, мы уже улавливаем заманчивый аромат, струящийся из кухни. А на столе уже дымится золотистый суп, пестрят всеми цветами лета салаты. А праздничные торты, пироги, печенья или пирожные с кремом. Все это приготовлено для нас умелыми руками мамы. И когда только она все успевает! Детство и юность - самая прекрасная пора. Но нам кажется, что у нас столько дел. Нам столько хочется успеть, мы всегда куда-то спешим. Пришли домой и нам уже непременно нужно бежать! Учим уроки или читаем книгу - а тут вдруг важный звонок, друзья уже ждут. А по телевизору такой интересный фильм - ни за что нельзя пропустить! Все бросаем и спешим, спешим. А вечером утомленные дневными заботами, сбросив вещи, ложимся спать. Но на утро все оставленные книжки ждут нас на полке с закладками на нужных страницах, а смятая и, порой перепачканная, одежда аккуратно висит в шкафу - чистая и идеально выглаженная. Пока мы спали, заботливые мамины руки все сделали для того, чтобы мы как всегда беззаботно начали свой новый день. К сожалению, мы так редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Сколько дел успевают сделать за день ее золотые руки. А ведь сколько всего на ее хрупких плечах - работа, дом, семья.Мне на глаза как-то попалась прекрасная, грустная, но очень поучительная сказка о Гусыне. В жаркий день вывела мать Гусыня на прогулку своих маленьких гусят. Она впервые показала детям большой мир. Этот мир был ярким и радостным: сладкие зеленые стебельки, теплое и ласковое солнце, мягкая прохладная трава, и вокруг множество голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, а на душе мир и покой, о матери часто забывают. Стала Гусыня звать своих детей, но они не слушались. И вдруг небо покрыли темные тучи, на землю упали крупные капли дождя. И гусята поняли, что мир не такой уж уютный и беззаботный. Только тут все они вспомнили о матери. Подняли они свои маленькие головки и побежали к ней. А Гусыня подняла крылья и прикрыла ими всех своих детей, спрятала от дождя, града и ветра. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно, а откуда-то издалека доносился грохот грома, вой ветра и стук градин. И гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Как только гроза стихла, дети требовательно запищали, чтобы мать выпустила их. Гусыня осторожно раскрыла крылья, и гусята снова разбежались по лугу. А у матери-гусыни крылья были изранены, многие перья сломаны или вырваны. Но дети этого не замечали, они снова были счастливы и веселы. Стоит задуматься надо всем этим и хочется сказать всем Друзьям и знакомым, всем детям и подросткам: "Давайте беречь это самое дорогое сокровище, самую большую ценность в нашей жизни - руки нашей матери! Давайте дадим им возможность чаще отдыхать, и они навсегда останутся такими же нежными и добрыми, мягкими и ласковыми. Давайте не будем забывать о том, что для того, чтобы нам жилось тепло и счастливо материнские руки берут на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни!
Сочинение
Добрые руки матери
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Слово «мама» любой ребенок произносит первым, причем звучит оно на разных языках мира очень нежно. Это человек, без которого никак не обойтись, у всех мам ласковые, добрые руки. А мамины глаза? Они понимают все на свете без слов. Чуткое сердце матери никогда не может быть равнодушным, особенно к своим детям. Всем нужна мама: и детям, и взрослым.
Я хочу рассказать про свою маму. Зовут ее Лидия Владимировна. Она в нашей семье, как солнышко, которое греет и светит нам всем. У моей мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. И когда ее теплая ладошка нежно касается моих волос, все неприятности и огорчения уходят, словно она отодвигает их от меня своей материнской рукой. В руках матери заключена какая-то волшебная сила. Как часто бывает, когда что-то болит, маме стоит лишь приложить свою ладонь к больному месту, и боль отступает. И приходят удивительное спокойствие, умиротворение, и радостно становится на душе. В такие минуты я обычно засыпаю, сам того не заметив, а, проснувшись, уже и не помню о том, что что-то болело. Разве же это не настоящее волшебство!
А какие чудеса творят эти милые руки на кухне! Я не помню ни одного дня, чтобы мама не удивила меня чем-нибудь необычным. Как часто, едва переступив порог, я уже улавливаю заманчивый аромат, струящийся из кухни. А на столе уже дымится замечательный обед. Сколько живу, столько не могу понять, когда она все успевает делать? Очень часто хочется просто подойти и обнять, ведь она и сильная, и беззащитная одновременно, потому, что женщина. Её надо защищать и ограждать от невзгод и бед, ведь я, как сын, будущий мужчина, должен это понимать.
В конце своего сочинения я хотел бы обратиться всем своим ровесникам:
« Давайте беречь это самое дорогое сокровище, самую большую ценность в нашей жизни - руки нашей доброй матери!» Если мы дадим чаще отдыхать маминым рукам, то незабываемые чувства тепла материнских рук будем ощущать чаще и намного дольше! Я не представляю и не хочу представить тот день, когда перестанут делать добро эти волшебные руки! Если наступит этот день, то он будет для меня самым страшным!
Тетерин Вадим, ученик 9 класса
Сочинение
Добрые руки матери
Своё сочинение я хочу посвятить человеку, без которого не было бы меня; без теплоты чьих рук и заботливого, любящего взгляда я не считала бы себя счастливой.
Мама… Такое короткое и емкое слово, но в нем столько прекрасного и бескрайнего чувства – чувства всеобъемлющей любви! В моей жизни не существует, и никогда не существовало более близкого сердцу человека. Мне очень трудно говорить о матери… Трудно потому, что, говоря о самом близком, самом дорогом и незаменимом человеке, боюсь не досказать чего-то, на первый взгляд маленького и незаметного, но на самом деле не менее важного и значительного. Удивляюсь, каким терпением и силой обладает эта хрупкая женщина. Человек, испытавший в этой жизни всё, хлебнув ложку дёгтя и вкусив горечь боли, бед и страданий, не сломалась. Она рано потеряла своего мужа - нашего отца, одна поднимала нас, а нас у нее целых восемь детей! Но любовь, выдержка и вера в то, что я обязательно должна прожить свою жизнь достойно и счастливо, продолжают пылать в сердце матери негаснущим огнём. Я просто не имею права не оправдать её надежд…
Она подарила мне веру. Теперь я целенаправленно, без боязни, иду к своей мечте и верю в то, что она обязательно осуществится. Я с надеждой смотрю в будущее, адекватно оценивая все несправедливости жизни, но всё- таки верю, что добро должно победить зло. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы на всех окружающих, зло погибло бы, как «чахоточная палочка» под чистым, могущественным лучом солнца. Сердце матери — это вселенская бездна любви, заботы и всепрощения…
Полностью посвятив себя нам, она, кажется, совсем забыла о том, что сама ещё молодая женщина. Я уже не помню времени, когда мама покупала себе новую вещь, радовала себя чем-то… Важнее всего для неё наше благополучие, удовлетворение моих потребностей. Речь о себе из её уст не ведется никогда. А мне так хочется сделать для самого родного человека что-то приятное, развеять её однообразные будни чем-то необычным, но пока, кроме своих успехов и достижений в учёбе и творчестве, я немногим могу разнообразить нашу нелёгкую жизнь… Но с какой искренней радостью и гордостью она смотрит на все мои победы!
Я никогда не забуду эти любящие глаза, которые могут смотреть на своё дитя и плакать…, просто смотреть и плакать. Нет человека, более искренне переживающего за нашу судьбу, переносящего все наши трудности на своих плечах, независимо от тяжести ноши.
Но, к сожалению, мы нечасто задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Сколько дел успевают сделать её «золотые руки». В них заключена какая — то волшебная сила. Разумеется, мы не можем помнить, но все знаем: самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир, — это материнские руки, прижавшие нас к теплой груди, защитив от всех тревог и напастей. «Мать — единственное божество, которое не только однажды дарит нам жизнь, но и безвременно от неё оберегает». Родить ребёнка несложно, гораздо сложнее уберечь его от напастей столь несправедливой жизни. Этот груз ответственности, волей — неволей, берёт на себя каждая мать… Наверное, не хватит слов, чтобы выразить благодарность и признательность самому дорогому человеку на свете!
За свои всего шестнадцать прожитых лет, я, в какой — то степени, осознаю ту непредсказуемость жизненных ситуаций, которую готовит судьба. На этом непростом пути мы можем испытать всё: злую корысть, скрытую в улыбающихся лицах; подножку на ровном месте; предательство лучших друзей, но есть то единственное, чему можно верить всегда — это слово матери. По — настоящему любящий человек не способен на предательство… Хочу с уверенностью сказать, что мать — это единственный человек, кто прямо, открыто и совершенно бескорыстно выскажет своё мнение, ведь своему ребёнку каждая мать желает только лучшего, доброго и светлого.
О матери можно говорить бесконечно… Каждый вкладывает в значение этого слова что — то своё, особенное. Но любой человек скажет: «Лучшая мать — моя мать». Стоит задуматься над этими словами и призвать всех друзей, знакомых, детей и подростков: «Давайте беречь это самое дорогое сокровище, самую большую ценность в нашей жизни — мать! Давайте дадим её рукам возможность чаще отдыхать, и они навсегда останутся такими же любящими, нежными и добрыми! Давайте не будем забывать о том, что для того, чтобы жилось спокойно и счастливо, материнское сердце берёт на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни!»…Заканчивая своё сочинение, я хочу посвятить эти строки самому дорогому на свете человеку:
Я не часто вслух произношу
Те слова, что сердце сберегают,
О том, как сильно я её люблю,
Уверена. Мать этого не знает!
Ко мне так бдительно относится всегда:
Следит за тем, что мучает, тревожит,
Так искренне заботясь и любя,
Никто мне в жизни не поможет.
Благодарность, трепетные чувства
Всё больше возрастают с каждым днём…
Дай Бог, чтоб моё сердце билось вечно
С любовью к матери пылающим огнём!
Рекова Виктория, 10 класс
Я помню руки матери моей,
Хоть нет ее, давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей.
Чем жесткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого ее прикосновенья.