Работа с песней. Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках иностранного языка.

Работа с песней.
Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках иностранного языка.

Основная цель обучения иностранному языку в общеобразовательной школе состоит в развитии личности школьника способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в огладываемой деятельности. Для того, чтобы участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур необходимо постепенное ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью страны, язык которой изучается, ее традициями и культурой. ". Лингвострановдение в наибольшей степени способствует тому, что иностранный язык наряду с выполнением своей основной, коммуникативной функции в учебном процессе осуществляет познавательно-коммуникативную функцию, поскольку на уроках иностранного языка учащиеся знакомятся не только с новыми способами выражения и восприятия мыслей, но и получают сведения о национальной культуре народа. Одним и самых популярных видов деятельности на уроке иностранного языка у учащихся всех возрастных категорий является работа с песней. Этот вид деятельности с успехом можно использовать не только для расширения культурного уровня учащихся.  Работа с песней может быть использована для усиления общей мотивации учения, а также для лучшего восприятия и понимания представителей другой этнической группы.
Усилить восприятие культурного образа страны изучаемого языка поможет работа с песней, проводимая следующим образом:
1.Учитель иностранного языка подбирает песню, имеющую отношение к культуре страны изучаемого языка.
2. Учитель сообщает учащимся, о том, что они должны прослушать песню и исследовать ее по 4 параметрам:
Определить: - настроение;
-         значение;   
-         записать слова;    
-         ее культурную ценность.
1 этап урока:
1. Прослушать песню.
2. Попросить учащихся выбрать одно из слов, которое могло бы описать настроение песни.
3. Попросить учащихся сначала записать то слово, которое они выбрали, а затем, работая в парах, они обсуждают свои варианты.
4. Представители различных пар называют слова и объясняют, почему они их выбрали.
5. Песня проигрывается еще раз, и каждый учащийся заполняет предложение "Эта песня о...."
(на иностранном языке)
6. Учащиеся работают в парах и обсуждают свои варианты, а затем представляют их на общее обсуждение. 
2 этап:
1. Учащиеся прослушивают песню строчка за строчкой. При этом они должны слушать внимательно и называть слова, которые они слышат.
2. Учащиеся называют слова, которые они слышат, а вы записывает их на доске и так до конца песни.
3. Объяснить значение тех слов, которые учащиеся не понимают. 
3 этап:
1. Класс делится на группы по 3-4 человека.
2. Группы снова возвращаются к написанным ранее предложениям» Эта песня о." и теперь, на основании записанных слов песни обсуждают ее общее содержание. 
4 этап:
А). Учащиеся остаются в группах и получают листки с заданиями, которые учитель готовит заранее.
Примерный образец такого задания-
Посмотрите на вопросы во время очередного прослушивания песни и обсудите свои ответы на них с другими участниками группы:
1. Какова главная тема, идея песни?
2. Какие слова позволяют определить главную идею песни?
3. Какие социальные и культурные ценности отражены в песне?
4. Какие люди /люди какого типа/ обладают такими чертами?
5. С чем вы согласны?
6. С чем не согласны?
7. Считаете ли Вы, что ценности, о которых поется в песне универсальны или специфичны, (т.е. присущи стране или культуре, представляющей песню)?
Б). Необходимо объяснить учащимся, что в стихах и песнях часто отражаются культурные ценности (дружба, независимость, гордость и т.д.).  Именно на эти ценности необходимо направить внимание учащихся.
В). Учащиеся определяют культурные ценности, заложенные в содержание песни (работа в группах).
Г). Каждая группа представляет результаты своего обсуждения классу. Таким образом, при изучении иностранного для того, чтобы знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка необходимо не только использовать информацию о природе, общественном мышлении, способах и приемах деятельности того народа, язык которого изучается, которая обычно представляется в виде текстов учебника. Не менее важно и осуществление поисковой совместной деятельности учащихся на материале, отражающем иноязычную культуру, которая частично представлена в данных методических рекомендациях, предназначенных для учителей иностранного языка.
При формировании лингвострановедческой компетенции учащихся, от учителя ИЯ требуется наличия определенных навыков и умений, которые он должен применять на уроках. Ведущую роль в данной компетенции играет коммуникативно-обучающая функция и информационно-ориентирующие, мотивационно-стимулирующие и контрольно-коррегирующие компоненты.
Информационно-ориентирующий компонент:
- ориентировать учащихся относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики в социокультурном поведении ее представителей;
- ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.
Мотивационно-стимулирующий компонент:
- включение аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;
- использование активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
- привлечение учащихся к различным видам внеклассной работы (культурно-страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.), направленным на решение конкретных задач аккультурации

Можно сделать вывод, что в лингвострановедческой компетенции должны входить следующие компоненты:
1. Использовать основные фоновые знания для достижения взаимопонимания в ситуациях опосредованного и непосредственного межкультурного общения;
2.   Использовать знание лексических единиц с национально-культурным компонентом значения и умение адекватно их применять в ситуациях межкультурной коммуникации;
3.    Использовать комплекс профессионально-педагогических умений, позволяющих наиболее эффективно обучать иностранному языку как средству межкультурного общения.

15