Методические рекомендации «Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности учащихся»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ФОРТЕ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Методические рекомендации
«Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности учащихся»
(их опыта проведения конкурса учебных проектов «Мое любимое произведение»)


Материалы подготовила:
Мухина Елена Юрьевна
методист МБОУ ДОД ДШИ «Форте»
г.о.Тольятти
2012 г.
Содержание.
Введение.
Информационная справка о конкурсе.
Методические рекомендации по организации конкурса
Технология проведения конкурса.
Система оценивания.
Психолого-педагогический анализ итогов проведения конкурса
Заключение.

Введение.
Детская школа искусств «Форте» как учреждение дополнительного образования детей в сфере искусств и культуры, призвана наряду с профессиональным становлением юных музыкантов, создавать условия для их творческого саморазвития, самоактуализации. В качестве одного из путей решения данной проблемы, предложен опыт проведения учрежденческого конкурса учебных проектов «Мое любимое произведение».
Востребованность данного конкурса для ДШИ «Форте» актуальна по многим позициям:
1. ДШИ «Форте» с самого начала своего существования стремилась найти «свое лицо», создать свой узнаваемый имидж, найти объединяющее начало всех направлений деятельности. Таким объединяющим началом стал девиз,– «Детская школа искусств «Форте» - Общественно-Активная Школа». А это значит, что в школе особое место отводится воспитанию коммуникативной культуры, высокой культуры общения, прививается и пропагандируется активность жизненной позиции, поощряется самостоятельность творческого мышления.
2. Эта базовая установка касается всех направлений деятельности, в т.ч. и конкурсной. В школе созданы и успешно работают конкурсы разных уровней. На межрегиональном - конкурс-выставка «Наследники», в рамках которого творчески общаются около 40 регионов РФ; на учрежденческом: - «Шанс на успех» - ежегодно проводимый конкурс среди преподавателей ДШИ на лучшую методическую работу;
- «Лучший ученик года» - ежегодно проводимый конкурс среди учащихся школы;
- конкурс учебных проектов среди учащихся музыкального отделения «Мое любимое произведение» (конкурс на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения и комментария к нему).
Трудно переоценить значение конкурсной деятельности в процессе становления личности учащегося. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Именно на конкурсах они имеют реальную возможность самоутвердиться, повысить свою самооценку. Ребенок, познавший успех, «окрыленный» весомостью своих достижений, узнавший радость «вкушения плодов» собственной работы меняется сам и меняет свое отношение к учебе. Он умеет мотивировать свой труд, проявляет творческую инициативу, он более самостоятелен, мобилен, уверен в себе.
3. Проблема в том, что в большинстве музыкальных конкурсов, призванных выявлять и поддерживать юные таланты, могут принять участие далеко не все дети, занимающиеся в школе искусств. Детей, имеющих хорошие профессиональные данные мало, получить же опыт конкурсной деятельности по выбранной специальности желательно всем. Им необходим такой музыкальный конкурс, в котором они все, вне зависимости от наличия природных данных, смогли бы «попробовать» себя в разных направлениях музыкально-творческой деятельности, имели бы шанс самоопределиться в выбранной сфере интересов.4. Памятуя об особом внимании уделяемом школой воспитанию коммуникативной культуры, навыков продуктивного общения – в образовательные программы школы наряду с освоением предметных умений и навыков включено овладение общеучебными умениями и навыками и обобщенными способами деятельности (ключевыми компетентностями): учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-коммуникативными и др. Если система мониторинга, отслеживающая процесс усвоения предметных ЗУНов традиционно отлажена и действует достаточно давно, то диагностический инструментарий, оценивающий сформированность общеучебных умений и навыков практически не разработан. Создание данного конкурса является попыткой найти новые формы и методы диагностики данного процесса и помогает на практике отследить сформированность ключевых компетенций детей.
5. Тесное разностороннее сотрудничество ДШИ «Форте» с СШ № 72, 81, 90, не территории которых расположена школа искусств, предполагает активную концертную деятельность учащихся как профессионально-исполнительского так и лекционно-просветительного характера. Следовательно, сформировать у учащихся комплекс необходимых для такой деятельности навыков – одна из важных задач образовательного процесса школы.
Поиск решения вышеописанных проблем привел к решению создать конкурс «Мое любимое произведение»
Информационная справка о конкурсе.
Положение о проведении конкурса было разработано 2004 году, в этом же году он состоялся впервые. В начале его проводили на фортепианном отделении и назывался он «Конкурс самостоятельно выученной пьесы и вступительного слова к ней». Музыканты с народного, эстетического и струнного отделов, присутствующие на конкурсе в роли слушателей, вскоре тоже захотели принять в нем участие. Росло количество участников, менялся репертуар. В программу очередных конкурсов, наряду с пьесами, все больше включались произведения других жанров (полифония, крупная форма, этюды и т.д.), поисково-исследовательская деятельность учащихся в ходе подготовки к конкурсу все больше напоминала творческий проект. В связи с этим положение в 2007 году было переработано и мероприятие переименовали в конкурс учебных проектов «Мое любимое произведение»
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе учебных проектов Детской школы искусств «Форте»
«Мое любимое произведение»
Цели и задачи конкурса:
Поощрение и стимулирование самостоятельной работы учащихся.
Воспитание навыка концертного исполнительства.
Приобщение учащихся к лекционно-просветительской практике, привлечение их внимания к более глубокому изучению музыкальных произведений.
Развитие коммуникативных навыков, обучение работе с информацией в ходе подготовки проектов.
Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие учащиеся 1- 7(8) классов музыкального отделения ДШИ «Форте».
Конкурсная программа:
а) исполнение самостоятельно выученного музыкального
произведения (по выбору учащегося);
б) вступительное слово к исполняемому произведению;
в) устная (или компьютерная) презентация выполненного проекта.
III. Сроки и порядок проведения конкурса.
Конкурс проводится в декабре (январе) на территории ДШИ «Форте».
Конкурс проводится в один тур в виде Концерта-презентации.
Учащиеся допускаются к конкурсу на основании поданной преподавателем заявки.
IV. Жюри конкурса.
В состав жюри входят преподаватели музыкального отделения ДШИ «Форте».
Решение жюри конкурса является окончательным и не подлежит обсуждению
Победителям конкурса, занявшим I, II, III места, вручаются грамоты и памятные подарки.
Жюри конкурса может учредить специальные призы и поощрительные грамоты за яркое выступление.
Паспорт конкурса учебных проектов «Мое любимое произведение»
1. Название конкурса «Мое любимое произведение»
(конкурс учебных проектов)
2. Уровень проведения (статус) Учрежденческий
3. Место проведения МБОУ ДОД ДШИ «Форте» г.о. Тольятти
4. Сроки проведения Декабрь (январь) текущего учебного года
5. Количество участников Не ограничено (все желающие)
(любой учащийся, получивший рекомендацию педагога по специальности)
6. Возраст участников 6 (7) – 15 (16) лет
7. Обязательная программа Исполнение самостоятельно выученного музыкального произведения.
Вступительное слово перед исполнением (устная презентация материалов по проекту).
Практическая работа (письменная презентация материалов по проекту).
8. Система оценивания Экспресс-оценка
9. Система судейства Жюри (не менее 3 педагогов)
Счетная комиссия (члены которой не входят в состав жюри)
10. Система награждения конкурса Победители получают грамоты за I,II,III место (по сумме трех заданий);
Поощрительные призы и грамоты в следующих номинациях:
«лучшее исполнение самостоятельно выученного музыкального произведения»;
«лучшее вступительное слово»;
«лучшая презентация проекта»
Приз зрительских симпатий.
11. Методы и технологии проведения Метод поисково-исследовательской деятельности, технология учебного проекта, технология компетентностного музыкально-творческого развития учащихся.
12. Организаторы конкурса Выбираются членами методобъединения школы
Методические рекомендации
по организации конкурса
Число участников конкурса растет из года в год, поэтому многие педагоги по собственной инициативе проводят своеобразный отборочный тур в своем классе и лучших учащихся выставляют на школьный конкурс. Сам общешкольный конкурс проводится в один тур и представляет из себя концерт-презентацию творческих учебных проектов. Поскольку число желающих принять участие велико конкурс проводится дважды для учащихся корп. №2 – на территории СШ №72, для учащихся корп. №1 и №3 – на территории СШ №81.
Количество участников конкурса не оговаривается заранее и не ограничивается. Готовятся к нему все дети, изъявившие желание. Вначале учебного года педагоги впервые рассказывают детям о конкурсе (или напоминают тем, кто уже принимал в нем участие), знакомят с конкурсными требованиями, дают необходимые консультации. В программу выступления входят следующие задания:
Музыкальное произведение, выбранное и выученное участником конкурса самостоятельно. Учащийся может обратиться за помощью к своему преподавателю. Бывает так, что ребенок слышал где-то музыку, но не знает ни композитора, ни названия произведения, тем более не сможет найти эту пьесу – в этом случае педагог помогает в поиске нотного текста. Педагог также имеет право, зная возможности своего ученика, предложить на выбор несколько «доступных» для него произведений, а может предоставить учащемуся «полную свободу» в выборе программы.
Устная презентация материалов учебного проекта (Вступительное слово перед концертным исполнением музыкального произведения). Во вступительном слове в доступной и интересной форме надо рассказать о композиторе исполняемой музыки и о самом музыкальном произведении, о своих впечатлениях, своем «слышании» музыкального образа, найти ассоциативные связи с явлениями природы или жизни, сделать сравнения с другими видами художественного творчества и т.д. Дети с большим интересом выполняют это задание. Некоторые читают собственные стихи, другие танцуют, рассказывают сказки, демонстрируют выполненные поделки. Большинство делает устное сообщение. Иногда учащиеся находят такие малоизвестные сведения о жизни, об истории создания произведения или о мало исполняемых авторах, что детские работы решено в качестве учебных пособий использовать на уроках музыкальной литературы, мировой художественной культуры и слушания музыки. Время выступления ограничено – до 5 минут, поэтому весь найденный материал необходимо изложить лаконично и кратко (не выходя за установленный регламент).
Важным моментом является манера изложения. Не запрещено «читать подготовленную презентацию», но предпочтение отдается тем, кто говорит без подглядывания в текст. Имеет значение также выразительность, четкость дикции; умение устанавливать контакт с залом и удерживать его внимание.
При подготовке к выполнению проекта часто в работу включаются родители обучающихся. Они с большим интересом помогают своим детям в поиске информации, в подготовке и оформлении работы, часами репетируют «вступительное слово», неоднократно корректируют его, нередко обращаются к педагогу за консультацией или помощью. Такая включенность родителей в работу, их заинтересованность дает большой положительный эффект в деле воспитания детей, помогает привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности).
Письменная (практическая) презентация материалов по учебному проекту По итогам выполненной работы учащимся оформляется некий продукт практической деятельности. Форма и способ подачи не регламентируются, учащийся сам выбирает в каком виде представлять материалы по выбранной теме. Чаще всего дети выбирают форму письменной или компьютерной презентации Реже выполняются действительно творческие проекты: сочиняются собственные стихи, придумываются сказки, делаются игрушки, теремки, инструменты, поделки. Детской фантазии нет предела. Необычность, трудоемкость выполнения работы отмечается и поощряется жюри конкурса. Учитывается также качество предоставляемой информации, ее доступность, известность; глубина и широта проработанности выбранной темы. Больше всего ценится самостоятельность, неординарность мышления; наличие собственного мнения, выводов по теме; образность суждений, умение переводить обыденные земные понятия на язык искусства.
За неделю до концерта-презентации педагог впервые знакомится с полностью выполненным к конкурсу творческим проектом своих детей. Надо сказать, не всегда получается «радужная картина». Всех «достойных» на взгляд преподавателя допускают к общешкольному туру, на них подаются заявки ответственным за проведения конкурса (мини-орг.комитет). Согласно поданным заявкам, организаторы конкурса составляют программу заключительного Концерта-презентации творческих учебных проектов. Жеребьевка участников не проводится, очередность выступающих определяется классом обучения детей (возрастом) и уровнем сложности исполняемого музыкального произведения, т.е. соблюдается принцип постепенного усложнения исполняемого репертуара и мастерства участников. Тем, кто не допущен к участию рекомендуется доработать материал до конца вместе с педагогом, который объясняет учащемуся какие моменты в самостоятельной работе были упущены и как надо было организовать и выполнить работу. Заключительный этап конкурса, проходит в виде Концерта-презентации, проводится в концертном зале, в праздничной обстановке. Оформлением помещений и фойе занимаются учащиеся и педагоги художественного отделения школы, они же рисуют афиши, делают пригласительные билеты. На концерте присутствуют все желающие: педагоги, учащиеся, родители, родственники, знакомые, друзья и т.д. Ведет концерт один из организаторов конкурса: сначала произносится небольшое вступительное слово, потом приходит черед выступлений участников. Их вызывают по очереди, каждый конкурсант, выходит на сцену с материалами практической презентации (или иным продуктом практической деятельности) предъявляет их зрителям, дает если нужно необходимые пояснения, затем отдает членам жюри для дальнейшего оценивания. Потом произносится вступительное слово и исполняется самостоятельно выученное музыкальное произведение. После того, как закончит выступление последний участник объявляется небольшой перерыв, за время которого жюри и счетная комиссия подводят итоги конкурса. Одновременно слушатели, сидевшие в зрительном зале, подводят свой итог, по результатам которого вручается «Приз зрительских симпатий». После подведения всех итогов участники снова приглашаются в зал, где оглашаются результаты, вручаются грамоты, призы и подарки.
Технология проведения конкурса.
Конкурс базируется на технологии проведения учебного проекта (синтез творческого и поисково-исследовательского типа). Главный результат проекта – самостоятельно выученное и выразительно исполненное музыкальное произведение, вступительное слово (лекционно-просветительского характера), письменная работа (поисково-исследовательского толка), не менее важна и подготовительная работа по достижению результата.
Данный конкурс является попыткой создания технологии, способствующей формированию некоторых надпредметных умений и навыков (компетентностного музыкально-творческого развития учащихся):
умению синтезировать (комбинировать) полученные в ходе образовательной деятельности знания, умения и навыки для выполнения поставленных задач в рамках начального профессионального образования;
умению «переносить» освоенные учащимся приемы, навыки и способы деятельности со знакомого (учебного) материала на незнакомый, т.е. самостоятельно пользоваться ими на практике. (К примеру, каждый учащийся школы искусств знает, что такое T,S,D, умеет строить трезвучия и септаккорды, но все ли сумеют подобрать элементарный аккомпанемент к простейшей мелодии?)
рефлексивным умениям и навыкам: анализа, самоанализа, обобщения, выводов как в процессе подготовки к конкурсу, так и в выполняемых работах.
Последовательность выполнения учебного проекта
Этап (стадия) работы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность педагога
1. Подготовка к выполнению конкурсного задания
1) Подбор участников конкурса.
2) Определение цели и задач предстоящей работы.
3) Выбор автора, жанра музыкального произведения.
4)Установление процедур и критериев оценки результатов конкурса
5) Определение источников необходимой информации.
6) Определение способов сбора и анализа иеобходимых данных.
7) Определение способа представления результатов проекта.
Обсуждают тему творческого проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цель и задачи проекта.
Вырабатывают план действий Знакомит с требованиями конкурса. Помогает в выборе доступного задания и мотивирует учащихся.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой детей.
2. Самостоятельное выполнение учащимися творческого проекта. 1) Работа над музыкальным произведением (поэтапное освоение от разучивания до подготовки к концертному исполнению).
2) Сбор и обобщение, оформление данных по проекту (автор; эпоха; стилевые, жанровые особенности и т.д.)
3) Оптимальное распределение времени на выполнение поставленных задач
4) Подготовка письменной и устной презентации творческого проекта Поэтапно выполняют проект, выполняя поставленные задачи. Расспрашивает о ходе работы, советует, (при особой надобности косвенно направляет, руководит выполнением проекта)
3. Предконкурсное прослушивание. 1) Первое прослушивание конкурсной программы целиком.
2) Совместный анализ проделанной работы, выводы по предварительным итогам.
3) Внесение небольших корректировочных изменений (при надобности)
4) Подготовка к концерту- презентации выполненного проекта. Участвуют в самоанализе. Вносят последние корректировочные изменения в проект (при надобности), настраиваются на участие в концерте-презентации. Анализирует вместе с учащимся конкурсную программу, дает «выполнимые» советы по ее улучшению, психологически и морально настраивает учащегося на презентацию концертного выступление.
4. Презентация творческого проекта – исполнение самостоятельно выбранного и выученного музыкального произведения 1) Участие в заключительном этапе конкурса.
2) Участие в прослушивании и оценивании др. конкурсантов (в присуждении «Приза зрительских симпатий»)
3) Формулирование окончательных выводов по итогам выполнения проекта.
4) Постановка новых задач Выступают в конкурсе.
Прослушивают своих товарищей и оценивают их выступление, присуждая «Приз зрительских симпатий»
Анализируют итоги конкурса, делают выводы по итогам собственной работы Внимательно слушает участников конкурса. Оценивает усилия конкурсантов, качество работы, креативность ее выполнения. При необходимости направляет процесс анализа. Обобщает опыт работы, делает прогнозы на будущее.
Система оценивания конкурса.
Для оценивания конкурса создается специальное жюри из нескольких преподавателей (не менее 3 человек), желательно из тех, чьи дети не заняты в данном мероприятии и выбирается счетная комиссия.
Перед началом конкурса членам жюри выдаются 2 специальных бланка-анкеты с критериями оценивания заданий конкурса. Первая анкета «Оценивание самостоятельно выученного произведения» заполняется во время исполнения учащимся музыкальной пьесы. Анкета разработана таким образом, чтобы заполнить ее было быстро и удобно, т.к. времени на ее заполнение ровно столько, сколько длится само произведение. Такое оценивание мы назвали «экспресс-оценка». Заполненные анкеты сразу передаются членам счетной комиссии. К моменту окончания конкурса известно, кто их детей лучший в номинации «самое выразительное исполнение музыкального произведения».
Бланк-анкета оценивания самостоятельного выученного музыкального произведения.
Ф.И. учащегося, класс___________________________________
Композитор и название произведения______________________

п/п Критерии оценивания. Уровень (степень выраженности оцениваемого параметра) Количество
баллов
1. Уровень сложности выбранного произведения. 1) уровень сложности произведения
не соответствует классу обучения
учащегося (ниже);
2) уровень сложности соответствует
классу обучения учащегося
(произведение выбрано по классу или выше). 0
1
2. Грамотность разучивания нотного текста 1) есть ошибки, неточности в тексте;
2) текст выучен без ошибок. 0
1
3. Техника исполнения
(игровой аппарат, владение исполнительскими приемами ит.д.) 1) не владеет техническими приемами
исполнения в должной мере;
2) учащийся владеет техническими
приемами исполнения. 0
1
4. Темп исполнения. 1) выбран не правильно (замедленный
или ускоренный);
2) выбран правильно. 0
1
5. Метро-ритмическая устойчивость. 1) учащийся не держит метро-
ритмическую пульсацию;
2) учащийся держит метро-
ритмическую пульсацию. 0
1
6. Аппликатура. 1) аппликатура выбрана не верно;
2) аппликатура выбрана верно. 0
1
7. Динамика исполнения. 1) исполнение динамически
однообразно;
2) нюансировка разнообразна,
соответствует авторскому замыслу. 0
1
8. Музыкальность, эмоциональность исполнения 1) исполнение неэмоциональное,
невыразительное;
2) исполнение эмоциональное, яркое 0
1
9. Образность, наличие собственной интерпретации исполняемого произведения. 1) отсутствует собственное отношение
к исполняемому произведению;
2) присутствует своя интерпретация,
свое отношение в исполнении. 0
1
10. Сценичность поведения (выход/уход со сцены, посадка, сценическая выдержка и т.д.) 1) сценическая выдержка отсутствует;
2) сценическая выдержка
присутствует 0
1
ИТОГО БАЛЛОВ: от 0 до 10
Вторая анкета «Оценивание презентации подготовленного проекта» заполняется поэтапно: первая половина во время вступительного слова (сделать это тоже надо быстро), вторая после окончания конкурса, когда члены жюри познакомятся с представленными практическими работами. После обработки данных 2-й анкеты выявляются лучшие учащиеся в номинациях «за лучшее вступительное слово» и «за лучшую презентацию проекта». Две номинации представлены в одной анкете так как учащиеся делают устную и письменную (практическую) презентацию одного и того же материала. Разница в том, что устно информация представляется сжато, лаконично (компактно), письменная презентация не ограничивается регламентом.
Бланк-анкета оценивания презентации подготовленных материалов.
Параметры Критерии оценивания Уровень Баллы
I. Устная презентация материалов (Вступительное слово) 1. Связь информации с исполняемым музыкальным произведением 1) информация не переработана, не прослеживается связь с исполняемым музыкальным произведением;
2) найденная информация переработана и представляет с музыкальным произведением единый ассоциативный ряд. 1
2
2. Яркость, артистичность, эмоциональность выступления. 1) выступление не выразительное, эмоционально не окрашено;
2) выступление выразительное. речь яркая, эмоциональная 1
2
3. Умение наладить контакт и удержать внимание аудитории. 1) не владеет навыками общения с аудиторией;
2) владеет навыками общения с аудиторией 1
2
4. Краткость, логичность, лаконичность изложения. 1) выступление не выстроено;
2) выступление выстроено, мысли выражены ясно и лаконично 1
2
5. Наличие собственного мнения, выводов, обобщений 1) присутствует собственное отношение к излагаемой информации;
2) отсутствует собственное отношение к излагаемой информации; 1
2
ИТОГО БАЛЛОВ: до 10
II. Практическая презентация материалов проекта 1. Глубина и широта проработки выбранной темы 1) поверхностное изложение материала;
2) тема проработана достаточно глубоко, рассмотрена в разных аспектах 1
2
2. Качество и доступность предлагаемой информации 1) материалы справочно-информационного характера, взяты из 1-2 источников;
2) материалы взяты из разных источников, информация малоизвестная (труднодоступная) 1
2
3. Способ представления материала. 1) работа выполнена традиционно;
2) придуман необычный способ подачи информации (представления материала) 1
2
4. Наличие собственного мнения, отношения к излагаемой информации (выводы, обобщения, сравнения и т.д.) 1) изложение общеизвестных фактов, собственное мнение отсутствует
2) собственное мнение, выводы, обобщения присутствуют. 1
2
5. Качество оформления. 1) работа не презентабельна; качество оформления не продумано
2) качество оформления продумано 1
2
ИТОГО БАЛЛОВ: до 10
Анкеты обрабатываются счетной комиссией: для каждого участника высчитывается средний балл по каждой номинации (каждому заданию), эти суммы складываются. Победителями конкурса считаются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов по сумме трех заданий. Им присуждаются грамоты за I, II и III место. По усмотрению жюри вручаются поощрительные грамоты лучшему учащемуся в каждой номинации (задании). Традиционно вручается также «Приз зрительских симпатий»
Психолого-педагогический анализ итогов проведения конкурса
В диагностике результативности личностных достижений участниклв конкурса, овладение приемами самостоятельной художественно-творческой деятельности были поставлены цели:
1. Выявление уровня развития воображения и творческого мышления по анкете «Фантазеры», разработанной психологом школы. Анализ анкетирования позволил определить уровень компетентности – готовности к решению проблем.
2. Выявление уровня готовности учащихся к решению проблем, креативности, пластичности проводилось по анкете «Найди выход». Анализ исследования анкет показал, что 70 % участников конкурса показывают большой интерес, что является положительным моментом в проведении конкурса проектов. Это подтверждается тем, что интерес к участию в конкурсе находится в тесной взаимосвязи с личнсотными творческими потребностями, которые могут привести к активной жизненной позиции, самореализации и формированию положительного эмоционального фона у ребенка.
3. Для выявления уровня психического развития участников конкурса учебных проектов «Мое любимое произведение» была использована методика Ч.Д. Спилберга (опросник исследования тревожности). Анализ исследования показал, что у 64 % участников конкурса сформирована психологическая готовность к публичному выступлению, что позволяет сделать вывод: участие в конкурных мероприятиях способствует повышению уровня социально-психологической комфортности учащихся.
Таким образом, среди участников конкурса их различная художественно-творческая деятельность в момент презентации своего проекта способствует формированию самостоятельности, активной жизненной позиции, вариативности художественно-творческого мышления, развитию творческого отношения к любой деятельности
Заключение.
Для многих участников конкурса учебных проектов «Мое любимое произведение» стал толчком, «отправной точкой» в пути к успеху и творческому музыкальному росту. Конкур способствует оптимизации образовательного процесса в целом. Большинство участников впоследствии становятся дипломантами и лауреатами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.
Конкурс находится в стадии активного развития. На очереди включение номинации фортепианных и камерных ансамблей, номинации «Авторское музыкальное сочинение (импровизация)». Есть предложения разработать самостоятельные творческие задания для хореографов и художников., т.е. есть видимые перспективы.
Буде рады, если опыт организации и проведения конкурса учебных проектов будет способствовать решению проблемы самости и компетентностного развития учащихся начального музыкального профессионального образования. найдет своих последователей и поможет в поиске новых эффективных технологий обучения и воспитания.
Список литературы
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебное пособие, - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004 г. – 128 с.
Генике Е. Профессиональная компетентность педагога: книга – М.: Сентябрь: 2008г. – 176 с.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г. – 224 с.
Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практическое пособие.– Ростов н /Д: Учитель, 2005 г. – 324 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Часть 1: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005 г. – 228 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Часть 2: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005 г. – 238 с.
Мыськова Н.И. Роль художественно-творческой деятельности в повышении квалификации учителя: Монография. – Тольятти : ТГУ, 2008 г. –214 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении изд.2-е, испр. и доп.: Пособие – М.: АРКТИ: 2008г. – 112 с.
Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики : Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1: Саратов: Научная книга, 2006 г. – 239 с.
Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г. – 226 с.
Селевко Г. Современные воспитательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г. – 227 с.
Составитель Сукало Л.В. Педагогика творчества: из опыта работы преподавателей школ искусств – С.-П.: Союз художников: 2001г.
Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии: Книга– Ростов н/Д : Феникс, 2007 г. – 285 с.