Выпускная квалификационная работа на тему Развитие познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Педагогический колледж № 18 Митино»
Развитие познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Уткина Мария Алексеевна,
студентка группы № 46,
специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Руководитель: Стеценко Елена Романовна
Допустить к защите
_______________________2015г.
_______________________
(подпись руководителя)
Дата защиты ________________
Оценка_____________________
Москва, 2015
Содержание………………………………………………………………...2
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе
1.1. Понятие познавательной самостоятельности в педагогике………...6
1.2. Особенности развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса………………………………………………………………...9
1.3. Условия развития познавательной самостоятельности учащихся………………………………………………………………………….13
Глава II. Опытно – практическая работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе
2.1.Описание диагностик и определения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса ……………………...19
2.2. Работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса и оценка ее эффективности …………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………...37
Приложение
Введение
Актуальность исследования. В условиях модернизации современного образования проблема развития познавательной самостоятельности по-прежнему актуальна для современной школы.
Познавательная самостоятельность – это свойство личности ребенка, характеризующееся умением учащегося без посторонней помощи добывать, анализировать, систематизировать и применять на практике знания, контролировать свою деятельность, объективно оценивать её результаты. Наличие познавательной самостоятельности является незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания. Младший школьный возраст - это сенситивный период, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для развития его познавательных способностей, субъектного опыта. С началом школьной жизни у детей усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности.
В работах отечественных психологов и педагогов П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной познавательная самостоятельность рассматривалась как интегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку её результатов, в умении наиболее оптимально решать учебно - познавательные задачи.
В тоже время такие авторы, как А.В. Белошистая, Н.Я. Виленкин, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон и др. говорят о важности развития познавательной самостоятельности учеников. Так, например, А.Г. Мордкович пишет «теперь учитель должен учить искать и находить новые знания, учить жить собственным умом, учить умению учиться самостоятельно».
Под познавательной самостоятельностью, согласно М.И. Махмутова, мы понимаем качество деятельности личности, которое проявляется в готовности ученика к автономной познавательной деятельности. Так как учащиеся не всегда стремятся к самостоятельному выполнению заданий, необходимо развивать желание самому осваивать новые знания. В случае если дети не самостоятельные, необходимо их научить без посторонней помощи принимать решения, решать новые и трудные задачи, проявлять инициативу, нести ответственность за свои действия в различных проявлениях в ходе образовательного процесса, выполнять дополнительные и сложные задания без помощи учителя, родителей и одноклассников. Если учащиеся сами стремятся к выполнению различного рода заданий, это доставляет им удовольствие и развивает их как личность, то в задачу педагога входит поддерживать их стремление, начинания и оказывать всяческую помощь и содействие в желании развиваться самостоятельно [12,с. 95].
Познавательная самостоятельная деятельность в начальной школе представлена: как специально организуемое познание обучаемым с целью овладения богатствами науки и культуры, знаниями, накопленными человечеством; как творческий процесс, в котором проявляется активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Развитие познавательной самостоятельности в образовательном процессе нацелено на раскрытие потенциальных возможностей каждого обучающегося, а так же на развитие его как всесторонне - развитой личности.
Несформированность навыков самостоятельности в работе порождает снижение эффективности процесса обучения, и, как следствие, не успешности обучения, что ведет к потере познавательной активности по усвоению учащимися знаний, умений, навыков и применению их на практике.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить условия развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе.
Объект исследования - познавательная самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования - развитие познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «познавательная самостоятельность».
2. Рассмотреть особенности развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса.
3.Рассмотреть условия развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса.
4.Описать методики диагностики и определить уровень развития познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе.
5.Провести работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса и оценить ее результаты.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, количественно качественный – анализ фактического материала.
Глава I. Теоретическое обоснование развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе
Понятие познавательной самостоятельности в педагогике
Познавательная самостоятельность является одно из ведущих качеств личности и выражается у школьников в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Проблема развития познавательной самостоятельности младшего школьного возраста, находилась в центре внимания педагогов с давних времён.
Афинский философ Сократ пришел к мысли о необходимости специального руководства познавательной активности и самостоятельностью учеников в процессе обучения. Он был убеждён, что к такому руководству необходимо специально готовиться заранее, то есть предварительно готовить вопросы и задания. Он впервые разработал специальный метод обучения, активизирующий познавательную самостоятельность учащихся, – эвристическую беседу. Сократ заранее тщательно продумывал систему вопросов для бесед со своими учениками. Таким образом, он рассматривал познавательную самостоятельность и как средство активизации обучения. Позднее эту идею развивали древнеримские философы. В их трактатах содержатся глубокие мысли о существенной роли активной познавательной самостоятельности учеников в усвоении знаний [26]. Следовательно, уже в античную эпоху педагоги задумывались над тем, что для развития самостоятельности мышления учащихся, как цели воспитания и средства активизации обучения, необходимо устанавливать правильное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся. Вопрос о самостоятельной деятельности учащихся рассматривался и мыслителями эпохи Возрождения. Появляются ценные высказывания о самостоятельной работе, как средстве активизации обучения в трудах Ф. Рабле, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеция, Д. Дидро, А. Лавуазье, И.Г. Песталоцци, И. Канта и других педагогов. Появляется немало рекомендаций, посвящённых развитию познавательной самостоятельности учащихся [25]. Основы методики обучения, развивающей познавательную самостоятельность учащихся, заложил Я.А. Коменский. При изложении нового материала он рекомендовал всегда сообщать вначале что-либо занимательное и полезное, чтобы побудить у учеников готовность внимательно приступать к выполнению задания, учил в процессе изложения нового материала предлагать учащимся вопросы и задания, которые помогли бы им самостоятельно установить связь с пройденным, выделить существенное в изучаемом. Видную роль он отводил и тренировочным упражнениям, поскольку они развивают у школьников навыки самостоятельного применения знаний на практике [17,с.24]. Немало высказываний о важности опоры на познавательную самостоятельность учащихся в учебном процессе содержится в трудах Н.Г. Чернышевского [26]. В это время становится актуальной разработка методики обучения, активизирующей самостоятельное мышление детей. В разработку такой методики немало ценного внес К.Д. Ушинский. Основываясь на закономерностях мышления детей, он пришел к убеждению, что обучение должно обязательно предусматривать самостоятельный труд школьников по усвоению знаний. Он утверждал, что необходимо систематически повышать уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения [19,с.123].
В работах выдающихся представителей педагогической мысли прошлого получили развитие идеи о стремлении детей к самостоятельному познанию, оценочным суждениям, исследованию истины, воспитываемым в процессе образовательной деятельности посредством использования оптимальной системы работы учителя с учащимися [11,с.8].
Г.И. Щукина считает, что у обучающихся должна быть сформирована потребность в знаниях, развито умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в новых условиях, стремление найти свой подход к решению задачи и овладеть методами, а также суждениями, которые характеризуются тем, что учащийся имеет свою точку зрения независимо от других [24,с. 237]
Т.И. Шамова познавательную самостоятельность рассматривает как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладеть знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности [21,с.119]. В данной работе за основу взят подход структуры познавательной самостоятельности Т.И. Шамовой, представленный в таблице 1 [21,с.124].
Познавательная самостоятельность
Таблица 1

Волевой
Содержательно-операционный
Мотивационный


Стремление преодолеть познавательные затруднения
Любопытство, любознательность

Способы учений
Система ведущих знаний
Эпизодическое осознанное стремление познать новое


Практические умения
Общие навыки учебного труда

Интеллектуальные
Устойчивое стремление к постоянной умственной деятельности

Специальные умения (по предмету)


Планирование познавательной деятельности
Умение вычленить главную мысль, владение мыслительными операциями (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение и другие)

Представления, факты

Рациональная организация познавательной деятельности
Законы

Методы науки

Самостоятельность мышления (критичность, гибкость)

Самоконтроль

Умение работать в определённом темпе

Анализируя вопрос о структуре познавательной самостоятельности можно сказать, что выделяется три взаимосвязанных компонента: мотивационный, содержательно-операционный и волевой.
Состав мотивационного компонента определяется главным образом учебно-познавательными мотивами, мотивами самообразования, познавательным интересом.
В состав содержательно-операционного компонента мы включили знания и способы учения, которыми необходимо овладеть младшим школьникам в процессе учебно-познавательной деятельности.
Волевой компонент мы рассматриваем как способность младших школьников проявлять умственные усилия, трудолюбие, усидчивость, терпение, желание оказывать помощь другим.
Таким образом, познавательную самостоятельность можно определить, как свойство личности, характеризующееся готовностью совершать действия без помощи других, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные суждения, контролировать и корректировать свою деятельность, объективно оценивать её результаты, планировать свою деятельность.
1.2. Особенности развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса
Для достижения положительных результатов в развитии познавательной самостоятельности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся 2 класса, их психологические особенности, природную любознательность, особую эпизодическую расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических качеств личности. В этот возрастной период начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. А развитие младшего школьника определяется процессом обучения. Следовательно, учебная деятельность обучающегося должна вызывать устойчивый эмоциональный интерес к познанию. Как отмечал Л.С. Выготский, познавательная деятельность является сознательной и свободной, с высокой степенью развития интереса. Интерес представляется как осознанное стремление, как влечение для себя, как движущая сила образования. Процесс обучения должен обеспечивать формирование всех компонентов познавательного интереса как предпосылки для успешного развития учебной деятельности [7,с. 29].
Учебная мотивация характеризуется положительным отношением к обучению, ясным пониманием школьником важности и необходимости выполняемой им работы, осознанием сущности изучаемой проблемы, наличием познавательного интереса и активности. Когда учащиеся увлечены предметом изучения, их мыслительные способности активизируются, они легче преодолевают возникшие затруднения и воспринимают их как личные, а не навязанные окружающими [10,с. 20-23].
Характеризуя самостоятельность младшего школьника, мы отмечаем еще недостаточно устойчивый и во многом ситуативный характер отдельных ее проявлений. Что связано с психическими особенностями данного возраста. Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Вместе с тем детям присуща внушаемость и подражательность. Отмечена и такая особенность характера младших школьников как импульсивность, склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Младшие школьники очень эмоциональны, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. Школьники очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха. Их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. Самостоятельность является очень важным волевым качеством. Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными [5].
Возрастные особенности учащихся характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. При овладении системой знаний и способов деятельности обучающиеся могут проявлять познавательный интерес на разных уровнях: в виде любопытства, расширения и углубления имеющихся знаний, устойчивого стремления к постоянной умственной деятельности.
Руководящая роль в формировании правильного поведения учащихся 2 классов, развитию их познавательных способностей, принадлежит взрослым. Однако это руководство не должно заменять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия взрослых формируют черты пассивного отношения к учёбе.
Постепенно самостоятельность в учебной деятельности, становится целенаправленной, результативной, обязательной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Познавательная самостоятельность детей в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении и желании мыслить, ориентироваться в различных ситуациях, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. И характеризуется способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. Отличительной особенностью самостоятельности детей младшего школьного возраста является её организованность. Дети этого возраста умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Учебная самостоятельность школьников является одной из сторон их личностного развития, способностью расширять свои знания, умения, навыки по собственной инициативе. Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции. Большое значение для формирования познавательной самостоятельности в деятельности имеет желание успешно выполнить поставленную перед ним задачу. Дети испытывают радость, удовлетворение от того, что они что-то делают своими руками, что у них хорошо получается, что они оказывает помощь друзьям и взрослым. Все это побуждает их к активной деятельности. Важное значение имеет похвала учителя, родителей, фиксация достижений детей в форме рейтинговых шкал и сюжетных картинок [16,с.13].
Самостоятельность – основной вектор взросления человека, а самостоятельность младшего школьника залог его успешного обучения в средней школе. Развитие интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Здесь уместно привести слова В.А. Сухомлинского: «Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком. … Этот огонек легко потушить – резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания… Если же ребёнок не видит успехов в своем труде, огонёк жажды гаснет» [26]. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Таким образом, в младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. У учащихся отмечается активное стремление к познавательной самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всём иметь своё собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках.
1.3. Условия развития познавательной самостоятельности учащихся
Ведущим принципом построения современной образовательной системы является дифференциация образования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов, склонностей и потребностей учащихся, стимулом развития их творческой активности. В материалах федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [20]. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Успех обучения возможен только тогда, когда изучены потребности, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения знаниями и развития способностей.
Применительно к младшему школьному возрасту понятие "познавательная самостоятельность" следует рассматривать в динамике его развития. Для развития познавательной самостоятельности необходимо создать условия, которые способствуют достижению положительных результатов, а именно: интерес, мотивация, разнообразные формы работы, смена деятельности, применение творческих способностей, проектная деятельность. Рассмотрим данные условия более подробно.
Прежде всего, у учащихся необходимо вызвать интерес к данной теме, проблеме. Интерес ребёнка - важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Интерес к занятиям у ребенка вызывается и поддерживается различными методами: чередованием различных форм занятий (уроки, внеурочные формы, игры, викторины, школьные тематические «дни» и т.д.), использованием яркой наглядности, активных методов обучения и т.д. Развитие интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов на сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Специальное внимание должно быть уделено развитию у школьников мотива адекватного восприятия трудностей и желания исправить свои ошибки, умения оценить свои способности и опять же желания развить свои потенциальные возможности.
Мотивация включает все виды побуждений человека: потребности, цели, мотивы, интересы, стремления, идеалы, увлечения, намерения, волевые компоненты психики, психофизиологические возможности личности. «Мотив – это осознанное побуждение, которое обусловливает целенаправленную деятельность», – отмечает Т.И. Шамова в работе «Активизация учения школьников» [22,с.113]. Ю.К. Бабанский мотивы учения делит на две группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности [27]. Психологами выделяются три большие группы мотивов: познавательные, социальные, коммуникативные.
Познавательные мотивы отражают стремление учащегося усвоить знания и овладеть способами их усвоения. При наличии этих мотивов проявляются сознательность, настойчивость, самостоятельность и активность в учебной деятельности.
Социальные мотивы характеризуются стремлением овладевать знаниями, чтобы быть полезным обществу, Родине, иметь авторитет у товарищей, родителей, учителей, а также подготовиться к общественной и трудовой деятельности в последующей жизни [25].
Одним из важнейших условий развития познавательной самостоятельности является наличие разнообразных форм работы. Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Младшие школьники должны уметь ставить перед собой разные учебные задачи и решать их, действуя по собственному осознанному побуждению: "Это мне интересно", "Мне надо это сделать", без посторонней помощи стремится освоить учебный материал. Необходимо помогать учащемуся в выявлении и формировании важнейших качеств: активности в познавании, интереса, инициативы, самостоятельности, умения планировать свою работу и умении ставить перед собой цели. Поначалу, пока ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цели, для развития самостоятельности можно подавать ему варианты действий. Для выработки самостоятельности необходимо использовать специальные памятки по выполнению различных заданий, которые учат формировать определённый алгоритм в различных ситуациях (например, как выучить новое правило, как решить сложную задачу, как делать работу над ошибками и так далее). Большое значение имеет вера ребенка в собственные успехи, она постоянно должна поддерживаться учителем.
С самого начала школьного обучения помощь в выполнении домашних заданий необходимо свести к минимуму, чтобы ребенок всё делал сам. Для развития такого качества можно, например, создать ситуацию, подходящие условия для которой имеются в групповых формах труда и обучения: ребенку доверяется какое-нибудь важное задание, и если он его успешно выполняет, то оказывается лидером для других.
Индивидуальную работу можно проводить на всех этапах урока, проще всего использовать при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы.
Работа в парах является идеальной для сотрудничества и взаимопомощи и на уроках привлекает младших школьников. Организация парной работы имеет свои особенности в введении правил совместной работы (как сидеть за партой, при разговоре смотреть на собеседника, тихо говорить, называть товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, потому что это необходимо для плодотворной работы). В паре ученики учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Так постепенно у детей появляется навык работы в паре.
Групповая форма обучения предполагает такую организацию деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех или пяти учащихся для совместной учебной работы. Групповая форма обучения позволяет организовать самостоятельную работу, формировать у школьников умение коллективно и индивидуально выполнять её, оценивать полученные результаты. Работа ученика в группе сверстников развивает интерес к изучаемому и пройденному материалу, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний.
Использование группового обучения вносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, что способствует развитию отношений между учителем и группой учащихся, а также между учениками, объединенными общей целью, содержанием и результатом групповой деятельности. Групповую работу можно организовать как по единому для всех групп заданию, так и дифференцированно.
В организации групповой работы, учителю следует учитывать особенности ученического коллектива, взаимоотношения учащихся, уровень их знаний и способностей. Для этого используются разные способы разделения учащихся на группы. Группы могут формироваться на постоянной или временной основе, включать в себя учащихся примерно одного или разного уровня способностей. Если в классе уже сложилась доброжелательная атмосфера, то можно использовать в организации групп случайный выбор с помощью жребия. Эти условия создают положительный эмоциональный настрой на работу во время урока, как педагога, так и учеников.
Следующим условием, необходимым для достижения положительных результатов в развитии познавательной самостоятельности является смена деятельности во время урока. Смена видов деятельности – это такой прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся. Например, чередовать такие виды деятельности как: работа с учебником, выполнение заданий в рабочих тетрадях, работа с раздаточным материалом, выполнение заданий с помощью ИКТ технологий.
Одним из условий формирования познавательной самостоятельности младших школьников является использование в учебном процессе системы учебных творческих заданий и подготовка учебного проекта. В ходе выполнения таких заданий используются проблемные ситуации, создается что-то новое, полезное для субъекта деятельности.
Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. Учитель должен быть не просто источником готовых образцов знаний, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуицию, фантазию, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.
Таким образом, в процессе специально организованного обучения школьника познавательная самостоятельность начинает проявлять себя как некое свойство личности, проявляющаяся в умении при минимальной посторонней помощи взрослого, решать ближайшие цели и задачи своей деятельности, проявлять инициативу, самодостаточностью. В задачу педагога входит поддерживать его стремление, начинания и оказывать всяческую помощь и содействие в желании развиваться самостоятельно.
Глава II. Опытно – практическая работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса в образовательном процессе
2.1. Описание диагностик и определения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса
Исследование проводилось во 2 «А» классе МОУ «Гимназия № 56» Люберецкого муниципального района Московской области в период с 30 марта по 26 апреля 2015 года. Учитель имеет более 35 лет педагогического стажа. В классе 30 человек. Работа проводилась со всем классом. Все учащиеся здоровы, активны и эмоциональны. У многих детей есть желание учиться. В целом данный класс высокого уровня подготовки, требует от учителя быстрого темпа работы, постоянной занятости. Работа проводилась также со всеми родителями учащихся класса.
Для выявления уровня познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса использовались такие диагностики, как: анкетирование учащихся, карта диагностики познавательной самостоятельности школьника, анкетирование родителей. Рассмотрим полученные результаты.
Для определения отношения к познавательной самостоятельности было проведено анкетирование учащихся класса. (Приложение 1)
Анкетирование учащихся «Самостоятельная деятельность» (составлена на основе методик Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить отношение учащихся к самостоятельной работе в учебное и внеурочное время.
Детям предлагается ответить на вопросы и задания без предварительной подготовки.
Обработка данных: фиксируются ответы учащихся и их содержание.
Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать вывод, что большинство из них любят работать самостоятельно. Ребята хотят выполнять задания практически без помощи учителя или одноклассников. Также их привлекают творческие задания, для достижения положительных результатов им необходима смена деятельности. Интерес к самостоятельной работе основан, в первую очередь, на желании получить хорошую отметку, похвалу учителя и родителей. Учащиеся стремятся повысить свой авторитет среди одноклассников.
2. Карта диагностики познавательной самостоятельности учащихся 2 класса
Данная карта заполняется на основании наблюдения за поведением учащихся 2 класса в образовательном процессе и на основании беседы с учителем М.Б. Сильяновой. Взяв за основу исследования Т. И. Шамовой, были выделены следующие критерии определения уровня познавательной самостоятельности класса:
Условно высокий (5 и более положительных выборов) - учащиеся класса стремятся самостоятельно развивать свои знания, выполнять упражнения, решать познавательные задачи, преодолевать затруднения в учении.
Условно достаточный (3 - 4 положительных выбора) – учащиеся не всегда стремятся к выполнению заданий самостоятельно, не всегда проявляет интерес и любознательность в решении познавательных задач и выполнении упражнений.
Условно низкий (0 – 3 положительных выбора) – учащимся нужна помощь при самостоятельном выполнении заданий, при работе с книгой и другими источниками информации, а также у них снижена познавательная самостоятельность.
Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Карта диагностики уровня познавательной самостоятельности
Список учащихся Признаки познавательной самостоятельности Уровень
Стремление без посторонней помощи овладеть знаниями и умениями Сформированностьумений получать
знания из различных источников не в готовом виде Оперирование всеми
учебными умениями Положительная
мотивация к учебнойдеятельности Осуществление планирования, самоконтроля
и самооценки своей учебной деятельности Способность к дальнейшему совершенствованииКира Б. + + - + - + У Д
Илья Б. + + + + + + У В
Кристина Б. + - + - + + У Д
Артём Б. - - - + - + У Н
Яна В. + + - + - + У Д
Кристина В. - + + + + + У В
Алексей В. + - + - + + У Д
Денис В. + + + + + + У В
Валерия Г. - + - + + + У Д
Арина Е. + + - - + + У Д
Александра К. + - + + + + У В
Дмитрий К. + - + + - + У Д
Наталья К. + - + - + + У Д
Владислав К. + + - - + + У Д
Мария Л. - + + + - + У Д
Станислав Л. + - + + - + У Д
Ольга М. - - + + + + У Д
Михаил М. - - - + - + У Н
Даниил М. - + - - - + У Н
Анастасия П. - + + + - + У Д
Анна Р. + + - + + + У В
Кристина Т. + - + - + + У Д
Сергей Т. + + - + - + У Д
Екатерина Т. - + + - + + У Д
Артём Ф. - - + - - + У Н
Илья Ф. + - - + + + У Д
София Х. + + + + + + У В
Савелий Х. + - + + - + У Д
Александр Ч. + + - + + + У В
Кирилл Ш. - + - + + + У Д
Где, У В – условно высокий уровень
У Д – условно достаточный уровень
У Н – условно низкий уровень
По результатам диагностической карты был составлен рисунок 1.

Рис. 1 Анализ карты диагностики уровня познавательной самостоятельности
По результатам полученных данных можно сделать вывод, что 7 человек (23 % от всех обучающихся) имеют условно высокий уровень развития познавательной самостоятельности; 19 человек (64 % от всех обучающихся) имеют условно достаточный уровень познавательной самостоятельности; 4 человека (13 % от всех обучающихся) имеют условно низкий уровень познавательной самостоятельности.
3. Анкетирование родителей (Приложение 2)
Цель: выявить отношение родителей к развитию познавательной самостоятельности детей.
Обработка данных: фиксируются ответы родителей и их содержание.
Результаты анкетирования представлены на рисунках 2,3,4.

Рис. 2 Развиваете ли Вы в своём ребенке желание к самостоятельному обучению?

Рис. 3 Какое количество времени ребёнок тратит на выполнение
домашнего задания?

Рис. 4 Как часто Ваш ребёнок просит помощи для выполнения домашнего задания?
Анкетирование показало, что практически все родители заинтересованы в развитии познавательной самостоятельности их детей. Из ответов видно, что в среднем учащиеся тратят 1,5 – 2 часа на выполнение домашнего задания. Почти все учащиеся класса во время выполнения домашнего задания, обращаются за помощью к родителям.
Таким образом, условно высокий уровень познавательной самостоятельности имеют 7 человек (23 % от всех обучающихся) имеют условно высокий уровень развития познавательной самостоятельности; 19 человек (64 % от всех обучающихся) имеют условно достаточный уровень познавательной самостоятельности; 4 человека (13 % от всех обучающихся) имеют условно низкий уровень познавательной самостоятельности. Результаты показывают, что в классе есть учащиеся, нуждающиеся в развитии познавательной самостоятельности и имеющие к этому потенциал. Родители оказывают всестороннюю помощь своим детям в их стремлении к самостоятельному добыванию знаний. Проведенные нами диагностики показали, что есть необходимость в проведении специальной работы по развитию познавательной самостоятельности в классе.
2.2. Работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса и оценка ее эффективности
Опытно-практическая работа проходила в течение 4 недель с 30 марта по 26 апреля 2015 г. и предполагала проведение уроков и внеклассных занятий в соответствии с календарно-тематическим планом. В соответствии с поставленной целью нашего исследования, развитию познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса будут способствовать следующие педагогические условия:
- создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учащихся;
- поддержание интереса к содержанию урока;
- развитие мотивации к теме урока;
- чередование различных форм занятий, с использованием яркой наглядности, активных методов и приемов обучения;
- смена деятельности на протяжении урока;
- применение творческих и проектных заданий.
В первые дни практики детям было предложено найти материал для проекта «Нас влекут космические дали», который необходимо было представить на классном часе, посвященному Дню космонавтики. Работа по подготовке проекта велась во внеурочное время.
Во время образовательного процесса развитие познавательной самостоятельности происходило на каждом из основных предметов, таких как: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и технология.
Рассмотрим фрагменты развития познавательной самостоятельности на уроках русского языка. Интерес к урокам поддерживался на каждом занятии. Так, например, на уроке открытия новых знаний по теме «Глагол», на этапе «самоопределение к деятельности», учащимся было предложено прочитать карточку со словами и найти лишнее слово, обозначающее глагол, подчеркнуть его. (Приложение 3) Учитель попросил сформулировать и озвучить тему урока. Ребята грамотно сформулировали тему урока. По этой же теме на этапе «работа по теме урока» было предложено задание, которое заключалось в следующем: учитель показывает картинки, которые необходимо «оживить», то есть, подобрать подходящий по смыслу глагол. (Приложение 4) В течение всего урока предлагалась работа с наглядным и раздаточным материалом для работы в группе и парах. На этапе «рефлексии» была предложена игра, целью которой стало найти глагол в тексте, который зачитал учитель и хлопнуть один раз в ладоши. Следует отметить, что смена деятельности, несомненно, способствовала повышенному интересу к уроку, учащиеся с удовольствием выполняли задания. По теме «Имя прилагательное», на этапе «закрепление» использовался раздаточный материал для работы в парах. (Приложение 5) Отметку получали только первые шесть пар, правильно справившиеся с заданием. В этом заключалась мотивация – быстро и правильно сделать задание.
Например, на уроке математики по теме «Скобки», интерес урока поддерживался тем, что в начале занятия к учащимся пришла в гости белочка и принесла задания в лукошке. На этапе «актуализация знаний» было предложено решить 8 выражений, а затем найти верные ответы на грибочке и положить в лукошко. (Приложение 6) На уроках математики всегда использовался мотивирующий момент – правильно и быстро решить выражение на порядок действий. За это учителем начислялись дополнительные бонусы к ответам на уроке, после чего в конце складывалась общая отметка. Это задание особенно нравилось учащимся класса. На уроках по изучению «длины ломаной» в одном из заданий учитель использовал сразу несколько условий для развития познавательной самостоятельности, а именно: учащимся предлагалось из отрезков тесьмы составить ломанную и измерить её длину. Данное задание было интересным, необычным, творческим. Первые десять человек, правильно справившиеся с заданием получали отметки. На этапе «рефлексии» по этой же теме детям была предложена работа с карточкой. Задание заключалось в следующем: на карточке изображено несколько звёздочек. Их необходимо было соединить при помощи линейки, чтобы получилось созвездие в форме ломаной. (Приложение 7)
На учебном занятии литературного чтения по теме «С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» учащимся был предложен просмотр фрагментов мультфильма «Двенадцать месяцев» и инсценировка сказки. Ребята попробовали разыграть сцены из данной сказки. Костюмы были подготовлены заранее. При этом учащиеся менялись ролями. Детям очень понравился такой вид задания, так как они могли проявить свои творческие способности. На этапе «рефлексия» дети подвели итоги урока, затем распределили подснежники по трём корзинам, в зависимости от полученных впечатлений. На уроках литературного чтения по теме «Э. Успенский, «Разгром», учащимся было дано задание разыграть в группах стихотворение и продемонстрировать перед всем классом. Следует отметить, что практически все учащиеся класса справились с заданием и получили высокие отметки.
На уроках окружающего мира развитие познавательной самостоятельности начиналось прежде всего с формирования интереса к теме урока. Так, например, на уроке открытия новых знаний по теме «Весна в мире насекомых» учитель прочитал загадку про весну, после чего учащимся было предложено прослушать аудиозапись «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, а затем назвать тему урока. Учащиеся с небольшими ошибками справились с заданием. В течение урока учитель поддерживал интерес благодаря наглядному материалу и тематической физминутке:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
В течение всей практики на уроках окружающего мира, учащимся давалось задание «Какой сегодня этот мир?» Цель задания: по пути в школу обратить внимание на изменения в природе, которые произошли за сутки, и составить короткий рассказ. (С утра шёл дождь. На асфальте появились лужи. В них плавали большие пузыри. Люди достали зонты.) Выслушав каждый рассказ, ребята всем классом решали, чей лучше и этот учащийся получал дополнительную отметку. По теме «Весна в мире птиц и зверей» на этапе «Работа по теме урока» учащимся было предложено в группах выполнить следующее задание - найти и обвести перелётах птиц. (Приложение 8)
На каждом уроке технологии развитие познавательной самостоятельности способствовал интерес к результату деятельности каждого учащегося. Так, по теме «Нарцисс», в начале урока учащимся была предложена загадка про этот цветок, после чего продемонстрированы иллюстрации нарцисса. Учитель прочитал учащимся легенду про цветок. В процессе выполнения работы учитель показывал учащимся поделки друг друга, настраивая ребят на благоприятную обстановку. В конце урока была организована выставка работ. (Приложение 9) На уроках в основном использовалась индивидуальная форма работы учащихся. Это связано прежде всего со спецификой предмета. Можно отметить, что работа в парах не возбранялась. Иногда работу учащиеся доделывали дома с родителями. Уроки технологии особенно способствовали применению творческих способностей каждого учащегося. Так например, на уроке по теме «Совушка», учащимся предлагалось сделать из шаблонов «Сердце» сову. Учитель попросил украсить поделку аксессуарами, разнообразить сюжет. К примеру, дорисовать веточку, на которой сидит совушка, или приклеить из цветной бумаги мышку. Всем учащимся класса понравилось выполнять это задание, в результате чего были получены отличные поделки. (Приложение 10, 10.1)
На «организационном этапе» каждого урока создавался эмоциональный настрой учащихся на хорошее настроение и плодотворную работу. Например, учитель с учащимися зачитывали стихотворение:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
Обязательным моментов каждого урока была смена деятельности. За время урока учащимся предоставлялась возможность поработать с учебником, рабочими тетрадями, наглядным и раздаточным материалом и так далее.
Также следует отметить, что не только урочная, но и внеурочная деятельность была направлена на развитие познавательной самостоятельности учащихся класса, применении и обобщении различной учебной информации классного и внеклассного характера. Классный час в форме учебного проекта на тему «Нас влекут космические дали». Цель: найти краткую биографическую справку о конструкторах и лётчиках-космонавтах, собрать информацию о подготовке к первому полёту в космос и Ю. Гагарине. Планируемый результат: оформление стенда ко Дню Космонавтики и выступление учащихся с готовыми докладами. (Приложение 11) В данный вид работы были вовлечены все учащиеся класса и их родители. Самостоятельность учащихся проявилась в понимании ответственности за порученное дело, в индивидуальной работе каждого по подбору исследуемой проблемы, в проявлении интереса к отдельным фактам, в преодолении трудностей в оформлении проекта и подготовке выступлений с сообщениями.
По окончании опытно-практической работы с данным классом была проведена повторная диагностика - карта диагностики уровня познавательной самостоятельности. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Карта повторной диагностики уровня познавательной самостоятельности
Список учащихся Признаки познавательной самостоятельности Уровень
Стремление без посторонней помощи овладеть знаниями и умениями Сформированностьумений получать
знания из различных источников не в готовом виде Оперирование всеми
учебными умениями Положительная
мотивация к учебнойдеятельности Осуществление планирования, самоконтроля
и самооценки своей учебной деятельности Способность к дальнейшему совершенствованииКира Б. + + - + - + У Д
Илья Б. + + + + + + У В
Кристина Б. + + + - + + У В
Артём Б. - - - + - + У Н
Яна В. + + - + - + У Д
Кристина В. - + + + + + У В
Алексей В. + - + - + + У Д
Денис В. + + + + + + У В
Валерия Г. - + - + + + У Д
Арина Е. + + - - + + У Д
Александра К. + - + + + + У В
Дмитрий К. + - + + - + У Д
Наталья К. + + + - + + У В
Владислав К. + + - - + + У Д
Мария Л. - + + + - + У Д
Станислав Л. + - + + - + У Д
Ольга М. - - + + + + У Д
Михаил М. + - - - + + У Д
Даниил М. - + - - - + У Н
Анастасия П. + + + + + + У В
Анна Р. + + - + + + У В
Кристина Т. + - + - + + У Д
Сергей Т. + + - + - + У Д
Екатерина Т. - + + - + + У Д
Артём Ф. - - + - - + У Н
Илья Ф. + + - + + + У В
София Х. + + + + + + У В
Савелий Х. + - + + - + У Д
Александр Ч. + + - + + + У В
Кирилл Ш. - + - + + + У Д
Где, У В – условно высокий уровень
У Д – условно достаточный уровень
У Н – условно низкий уровень
По результатам повторной диагностической карты был составлен рисунок 5.

Рис. 5 Повторный Анализ карты диагностики
При сравнении первичной и повторной диагностики была замечена положительная динамика. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6
Рис. 6 Сравнительный анализ диагностик
Таким образом, мы получили результаты, подтверждающие эффективность проведенной работы по развитию познавательной самостоятельности в образовательном процессе учащихся 2 класса.
Обобщив результаты повторной диагностики можно сделать вывод, что к концу проведения опытно-практической деятельности у детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательной самостоятельности в образовательном процессе. Количество учащихся незаинтересованных в самостоятельном выполнении заданий уменьшилось на одного человека. Учащиеся, у которых наблюдался условно низкий уровень познавательной самостоятельности, стали чаще задавать вопросы, меньше пользоваться посторонней помощью при выполнении заданий. Можно отметить, что у детей с условно достаточным и с условно низким уровнем улучшились отметки по учебным предметам, а также повысился интерес к занятиям.
Анализ данных диагностик показывает, что уровень познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в процессе нашей работы вырос. Условно низкий уровень самостоятельности понизился на 3% (1 уч.), условно достаточный уровень понизился на 11 % (3 уч.). Это связано, что учащиеся этого уровня перешли на условно высокий уровень. Условно высокий уровень повысился на 14 % (4 уч.) Учащиеся достигли значительных результатов. Таким образом, можно отметить, что к концу практики учащиеся второго класса стали чаще самостоятельно выполнять домашние задания и поручения, проявлять на уроках больше самостоятельности, эмоциональной вовлеченности и инициативы к самостоятельной учебной деятельности.
Заключение
В ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи:
На основе изученной литературы было освящено понятие «познавательная самостоятельность» младших школьников. Это свойство личности характеризуется стремлением без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности, сформированностью умений получать знания из разных источников не в готовом виде, а путем глубокой умственной переработки этих знаний, оперированием всеми учебными умениями, положительной мотивацией к учебной деятельности, осуществлением самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности, способностью к дальнейшему самосовершенствованию. Развитие навыков самостоятельной работы является актуальным и основано на развитии у детей способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности, что позволит школьникам принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
На основе педагогической литературы дана характеристика особенностей развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса. Самостоятельность учащихся в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. В младшем школьном возрасте большое место продолжает занимать игровая деятельность. Игра влияет на развитие личности ребенка. Она помогает младшим школьникам формировать навыки общения, развивает чувства, способствует волевой регуляции поведения. Дети вступают в сложные взаимоотношения соревнования, сотрудничества и взаимной поддержки. Притязания и признания в игре учат сдержанности, рефлексии, воле к победе. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
Нами были рассмотрены психолого-педагогические условия развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса. Выделяются следующие условия: интерес, мотивация, разнообразные формы работы, смена деятельности, применение творческих способностей, проектная деятельность. Также для развития познавательной самостоятельности младших школьников влияет их настрой на получение положительных результатов их деятельности. Дети должны быть уверены в объективности оценки результатов их труда. В течение всего образовательного процесса необходимо комбинирование различных форм деятельности, определение их места на каждом заранее продуманном учителем этапе занятия. Ребятам интересно обсуждение результатов их деятельности и похвала учителя. Развитию познавательной самостоятельности учащихся способствует обучение поиску различных способов решения задач, выбору оптимального решения. Также очень важен положительный эмоциональный настрой на работу во время урока, как педагога, так и учеников.
Описаны диагностики и определён уровень развития познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса. Первичная диагностика показала, что высокий уровень познавательной самостоятельности имеют 7 учащихся 23 %, условно достаточный уровень познавательной самостоятельности имеют 19 учащихся 64 %, условно низкий уровень познавательной самостоятельности у 4 учащихся 13 %.
Проведена опытно-практическая работа по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 класса и дана оценка её результативности. К концу нашей работы количество учащихся незаинтересованных в самостоятельном выполнении заданий уменьшилось. Учащиеся, у которых наблюдался условно низкий уровень познавательной самостоятельности стали чаще задавать вопросы, они более активны на уроках, меньше пользуются посторонней помощью при выполнении заданий. Можно отметить, что у детей с условно достаточным уровнем улучшились отметки по учебным предметам. Качество знаний учащихся с условно высоким уровнем не уменьшилось. Проделанная работа позволяет заключить, что педагогу необходимо на уроке использовать различные формы работы, применять яркую наглядность, а также творческие и проектные задания, следить за положительным настроем, ориентировать учащихся на хороший результат.
Список литературы
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1990. -550с.
2.Андреева, И.В. Педагогика и психология / Б.Г. Андреева. – СПб .: Издательский дом «Нева», 2004. – 256 с.
3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 2001.-349 с.
4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых / Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 18. – С. 68-74.
5.Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский; Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновской; - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.- 575 с.
6.Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Аспект пресс, 2005. – 272 с.
7.Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО пресс, 2000. – 108 с.
8.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова – М.: Баласс, 2012. – 80 с.
10.Задунова Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников// Е.В. Задунова, А.А. Омельченко // Начальная школа. – 2007. – №2. – С.20-23.
11.Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин. - М.:1982. С. 5-17.
12.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории/ М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 258 с.
13.Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников/ Н.В. Небосова // Начальная школа.- 2011. - №4. – С.18-20
14.Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: Соврем. слово, 2005. – 720 с.
15.Педагогический энциклопедический словарь/ гл. редактор. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. – 3-е изд., стереотип. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2009.-529 с.
16.Песняева Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге/ Н.А. Песняева // Начальная школа.- 2014. - №5. – С.13-16.
17.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
18. Ремизова Н.В. Познавательная самостоятельность и её развитие у учащихся начальных классов/Н.В. Ремизова // Начальная школа.- 2011. - №11. – С.70-71.
19. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические труды. В 4 кн. / К.Д. Ушинский. сост., статьи примеч. И коммент. Э.Д. Днепрова. – М., Дрофа, 2005.-284 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)21. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 314 с.
22. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209с.
23.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., Просвещение, 1979.- 160 с.
24.Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина. - М., 1980.-
25. Научная электронная библиотека. eLIBRARY [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru
26. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
27. А. Я. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_kazanceva.html