Комплекс методов, средств, обеспечивающий личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании
Комплекс методов, средств, обеспечивающий личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании (На примере урока с позиции системно -деятельностного подхода в рамках ФГОС второго поколения).
Конспект урока. 1 класс.
Предмет: Русский язык.
Тип урока- закрепление и систематизация знаний
Форма урока- путешествие
Тема урока : Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ.
Основные термины, понятия: сочетания ЖИ-ШИ – пиши с И.
Задачи: 1.Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ 2.Развивать память, внимание, мышление, речь, орфографическую зоркость. 3.Воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к
природе.
Характеристика деятельности учащихся:
ставить учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
анализировать звучащие слова с сочетаниями жи—ши;
сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи—ши с его обозначением на письме;
формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями;
использовать правила правописания сочетаний жи—ши в практической деятельности;
оценивать свою деятельность
Формируемые УУДМетапредметные
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Познавательные УУД:
1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
2. Группировать, классифицировать предметы
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
. 1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Формулировка темы урока.
-Ребята, я сегодня увидела конверт , из которого достала вот такие слова:
Мыш…, ж…раф, ш…рокий, малыш…, ж…рный.
-Попробуйте догадаться-чем нам предстоит заниматься сегодня на уроке?
(ответы детей)
-А зачем нам надо знать это правило?
Тема урока: Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ.
На уроке нам предстоит выполнить много интересных заданий, которые для нас приготовили лесные жители. Но сегодня никто из них не пришел к нам . Они приглашают нас к себе в гости в свое «Лесное царство».
Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда в путь! Нас уже ждут жители леса. И сегодня мы встретимся с животными, которые живут в лесах нашей республики Хакасии. Именно они приготовили для нас много интересных заданий.
3.Прежде чем отправиться в гости, давайте повторим правила поведения в лесу.(ответы детей)
Нельзя рвать цветы!
Не ломайте ветки деревьев!
Нельзя ловить бабочек!
Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
Не разоряйте гнезда птиц!
Не трогайте птенцов руками, их покинет мать!
Не берите животных из леса домой!
Не оставляйте мусор в лесу!
Не оставляйте костров в лесу!
Не шумите! Шум пугает животных.
Лес-это природное сообщество. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.
Человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять ее. В лесу все идет по законам природы.
В природе не существует полезных и вредных животных и растений.
4.Итак, мы отправляемся в путь!
Мы в лес, словно в сказку,
Поедем, друзья.
Возьмем с собой знанья:
Без них нам нельзя.
Нас ждут приключенья, загадки, успех…
Ведь лес – это чудо
И сказка для всех!
Давай пройдемся медленно по лесу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)
5. И вот нас ждет первое задание. А приготовил для нас его….
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора. (ответы детей)
-Ну конечно, это заяц.
Заяц питается растительностью, живет под кустами.А свое задание он спрятал под грибочками.
А задание такое: Что такое речь? Какой бывает речь?
Какую речь называют письменной? Устной?
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения?
На что делятся слова?
Из чего состоят слоги?
Как пишутся сочетания ЖИ,ШИ
-Чем отличается звук от буквы?
-Молодцы, ребята! С этим заданием мы справились
5.Мы отправляемся дальше. И нас ждет другой лесной житель.А кто же это?
У кого из всех зверейХвост пушистей и длинней? (Лиса) А какая лиса? Что вы можете о ней сказать?
-Придумайте имя лисе. Как мы будем писать это слово? Почему?
А теперь послушайте задание: Вот несколько слов, но вот незадача, гласные пропали.
Мыш…, ж…раф, ш…рокий, малыш…, ж…рный.(выходят по одному и вставляют буквы, объясняют и подчеркивают орфограммы)
-Составьте несколько предложений с этими словами. (ответы детей)
Наше путешествие продолжается.
6.Кто по елкам ловко скачетИ влезает на дубы?Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.
И она приготовила свое задание.(работа в группах)-Найдите лишнее слово.
1 КРЫШИ, СТРИЖИ, КУЧА, ЕЖИ
2 ЖИЗНЬ, ЩАВЕЛЬ, КАМЫШИ, ЭТАЖИ
3.ГРУЩУ, ЖИВЁТ, ЖИРАФ, СНЕЖИНКИ
4. МАЛЫШИ, УЖИ, ОЧКИ, МОРЖИ
5. ЖИТЬ, МЫШИ, СОБАКА, МАШИНЫ
6. ШИЛО, ЖИРАФ, РАБОТА, ШИПОВНИК
С заданием справились.Молодцы!
7.Самостоятельная работа.
Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой.(Медведь)
Он предлагает вам поработать самостоятельно.(дети находят карточки по классу и исправляют ошибки)
Жизнь, грушы, пружына, шить, жыраф, ошыбка, вершина, чижы,
Слова записывают в тетрадь.
8.. Серый, страшный и зубастыйПроизвел переполох.Все зверята разбежались.Напугал зверят тех... волк.
Волк живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.
Именно он приготовил следующее задание.(работа по рядам)
Разделить слова на слоги.
-Как это сделать?
-Зачем надо уметь делить слова на слоги?
моржи, крышы, камышы, этажи-1ряд
снежынка, пушынка, лужи, ножы-2 ряд
9.Итог урока. Рефлексия.
Какое правило мы должны напомнить лесным жителям?
Самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся с учителем :-соотносят цель учебной деятельности и ее результаты;
-фиксируют степень их соответствия;
-намечают дальнейшие цели деятельности;
-Понравился ли наш урок? Чем?
-Какие задачи мы с вами ставили в начале нашего урока?
-Как вы считаете -удалось ли нам их решить?
-Кому скажем «Спасибо» за урок?
-Оцените свою работу на уроке.
-Над чем надо еще поработать?
Вы хорошо потрудились. Выполнили много заданий. Молодцы!
Вам понравилось путешествие.?Мы побывали в лесу и вспомнили, что лес и его обитатели украшают землю. Лес воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить...Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым...Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!
(Самед Вургун)