КОНСПЕКТ логопедического досуга ОО «Познание» на тему: «Книга – лучший друг»

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР - детский сад №45 «Сказка»











КОНСПЕКТ
логопедического досуга
ОО «Познание»
на тему: «Книга – лучший друг»
(подготовительная логопедическая группа)










Составила:
учитель-логопед Шуваева Т.В.
Провели:
учитель-логопед Шуваева Т.В.
воспитатель Бычкова Е.В.





2014г
Программное содержание :
- Развивать творческое воображение детей
- Обогащение словаря;
- Уточнить представление детей о библиотеке;
- Закрепить навык подбора антонимов;
- Закрепить навык подбора и определения родственных слов;
- Закрепить произношение слов со сложной слоговой структурой;
- Развивать связную речь;
- Учить отгадывать загадки;
- Познакомить с правилами поведения в библиотеке;
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа:
- Беседа по теме «Библиотека»
- Викторина по русским народным сказкам;
- Разучивание стихотворений;
- Изготовление закладок;
- Изготовление книжки-малышки;
- Посещение библиотеки;
- Чтение сказок;
- Выставка книг;
- Игры драматизации по сказкам;
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Оборудование.
Разрезные сюжетные картинки по русским народным сказкам, книжки-малышки выполненные детьми, книги с яркими обложками, оформленный тематический уголок «Библиотека».
Словарная работа
Рукопись, издательство, типография, библиотека, библиотекарь, формуляр, редактор.














Ход досуга

- Беседа;
- Припоминание пословиц о книгах, чтении;
- Чтение стихов;
- Физкультминутка - подбор антонимов;
- Пение частушек;
- Отгадывание загадок;
- Подбор родственных слов к слову «книга»;
- Складывание из разных картинок сюжетной картинки по русским
народным сказкам;
- Сюрпризный момент.


Воспитатель: Здравствуйте, дети! Совсем скоро вы станете школьниками, желаем вам подружиться с книгами. Пусть они станут для вас мудрыми, добрыми друзьями. Вы совершите с ними путешествие в удивительный и прекрасный мир знаний. Они расскажут вам о земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и других странах. Книги познакомят вас с миром природы, растений, живых птиц. С помощью книг вы совершите интересные путешествия по странам и континентам. А сколько вы узнаете новых стихотворений, загадок, сказок пословиц! Книга в трудный момент поможет, всегда даст совет, наши знания умножит, на любой вопрос даст ответ! Не зря говорят: «книга - источник знаний».
Звучит песня о книге: « Книга - лучший друг» Слова и музыка Л.Чадовой.
Воспитатель: Дети, а какие вы знаете пословицы о книгах?
Дети:
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Неграмотный - как слепой, а глаза открывает.
Хорошую книгу не в тягость, а в радость.
Книга учит – жить, книгой надо дорожить.
Библиотеку не посещаешь - много знаний потеряешь.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, достаточно ли одной бумаги, чтобы создать книгу?
Дети: Нет.
Логопед: Верно. Чтобы книга стала книгой, над ее созданием трудится много людей. Книгу надо придумать, написать, а сделать это непросто. Прежде всего, нужны талант, способности, знания. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги?
Дети: Книги пишут писатели, поэты.
Логопед: Правильно. Писатель пишет рукопись и приносит в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы. Ну, вот текст написан, отредактирован. Что еще необходимо добавить, чтобы книга стала яркой, интересной?
Дети: Надо добавить рисунки, иллюстрации.
Логопед: Верно, книгу надо проиллюстрировать. А кто создает иллюстрацию к книгам?
Дети: Художники.
Логопед: Посмотрите вот некоторые известные вам иллюстрации.
Показ иллюстрации к сказкам.
Логопед: Писатель и художник потрудились и создали книгу. А в это время далеко от издательства кипит следующая работа – производится бумага. Лесорубы валят лес, затем сплавляют его по рекам или грузят его в вагоны и отправляют на бумажный комбинат. Там химики превращают древесину в белую бумажную ленту, наконец, готовы и рукопись, и бумага. Начинается работа в типографии, здесь печатают книги. Теперь за дело берутся наборщики, печатники, переплетчики. Вот какой долгий и нелегкий путь проходят книги, чтобы придти к вам. Об этом надо помнить и обращаться с книгой бережно, с любовью, ведь создание книги большой труд. Назовите, пожалуйста, правило обращение с книгой.
Дети: Книгу брать чистыми руками, не перегибать страницы, пользоваться закладкой
Логопед: А сейчас вспомните свои труды над книгой. Покажите свои книги и расскажите о чем они.
Рассказы детей.
Логопед: Книги хранятся в библиотеке. Вспомните нашу экскурсию в библиотеку, что вам запомнилось?
Рассказы детей.
Логопед: (читает стихотворение Т.Бокова. «Правило в библиотеке»).
Есть страна чудесная на свете
Ее библиотекою зовут.
Суда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой – Библиотеке
Правила особенные есть.
Знать их обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам шесть.
Когда войдешь в страну Библиотеку –
Поздороваться со всеми не забудь
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, четко, кратко, быстро автора и книгу назови
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный ей срок
Чтобы эту книгу без проблемы,
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила ребята
Будите вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека
Будет рада вас всегда принять.

Физкультминутка (Подбор антонимов.)
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу, отвечая на вопросы логопеда.
- При встречи не прощаются, а В Библиотеке разговаривают не громко, а, и т.д.

Воспитатель: Может быть, кто – то хочет рассказать стихотворение?
Чтение стихотворений детьми:
Т. Боков «Книга»
В. Берестов «Читалочка»
Т. Блаженова «Библиотека»
Т. Вакулева «Читайте, дети»
Воспитатель: Ребята, подарите библиотекарям закладки, которые мы сделали на занятиях. (Дети дарят закладки).
Воспитатель: Стихи прекрасно читаете. А загадки отгадывать умеете?
Дети: Умеем.

Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу.
Чтоб со мной подружиться
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
Озорные человечки
Превращаются в словечки, Образуют предложения-
Требуют уважения.
(Буквы)
У бумажных птиц
100 крылышек – страниц.
(Книга)
С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам
(Газета)
У стены большой и важной
Дом стоит многоэтажный.
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
Легко читать такой рассказ-
Картинок много, мало фраз.
Он - будто кадры из м/ф
Я озадачил вас не сильно
(Комикс)
Снаружи смотришь-
Дом, как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины.
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека)
Логопед: Молодцы! Прошу вас вспомнить близкие, родственные слова к слову «книга».
Дети: Книжка – книжечка – книжица – книжный.
Воспитатель: А теперь пришло время веселых частушек!
Мы частушки любим петь русские, народные
Каждый день мы их поем, мы без них голодные!

А мне книжку подарили в день рождения моего
И, целуя, говорили: «Нет чудесней ничего!»

Ох, нам Вова всю неделю читал сказку про Емелю,
И теперь чтоб не читать хочет щуку ту поймать!

Жаль старик не догадался, что у рыбки попросить,
Он бы мог старуху злую на компьютер заменить!

Не хочу читать я книжки, там рекламы нету
Чтобы знать мне что почем дайте мне газету!

Чтобы книжки сын читал, папа рубль ему давал,
Уйму книг сынок прочёл – «папа по миру пошёл»

Нынче мама-кенгуру для своих мальчишек
Накупила им на всех 100 карманных книжек.

От души мы вам пропели книжные частушки,
Мы нисколько не устали жалко ваши ушки!

Воспитатель: В библиотеке много книг, и каждый выбирает себе по душе. Но для детей самой интересной книгой остается сказка. Дети! А какие вы знаете сказки? (Ответы детей.) Соберите из множества квадратов сказочный сюжет, и вспомните название сказки.
Проводится игра «Собери картинку».
Логопед: (читает стихотворение А. Усачева «О чтении»)
Читать ужасно интересно!
Вы можете сидеть, лежать
И – не сходя при этом с места –
Глазами книгу пробежать!
Да – да читать – ходить глазами
Заручку с мамой, после – сами.
Ходить – ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Воспитатель: В заключении нашего досуга мы дарим вам книги, пусть они будут для вас первым шагом в волшебный мир чтения!





























Использованная литература:
Граубин Г. Хочется надеяться - М.: Сибирячок, 2013.
Заходер В. Любимые страницы - Смоленск: Русич,1998.
Маршак С. Радуга-дуга - М.: Детская литература, 1984.
Михалков С. Любимые страницы - Смоленск, Русич 1999.
Рождественский В. Над книгой - М.: Сибирячок, 2013.
15