Степень окисления.Определение степени окисления в соединении.
Цель:
Задачи: Продолжить изучение валентности.
Дать понятие степени окисления.
Рассмотреть виды степеней окисления: положительная, отрицательная, нулевой значение.
Научиться правильно определять степени окисления атома в соединении.
Развивающие:
-научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий;
- отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
-способствовать развитию логического мышления.
Воспитальные:
- формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению) взаимопомощи;
- осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентаций).
Тип урока:
Первичное усвоение знаний.
Комбинированный.
Объяснительно-иллюстративное с элементами игровых ассоциаций.
Вид контроля:
- фронтальный опрос;
-работа возле доски;
-тест;
-карточки;
-игра «Крестики - нолики».
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями для определения знаний домашнего задания;
-карточки с вопросами и ответами для закрепления.
Технические средства обучения :- ПК, проектор ,экран;
-Периодическая система Д.И.Менделеева;
-презентация (авторская работа);
-учебник химия -8класс И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.
Методы и технологии:
-словесно-наглядный метод;
-«Урок-упражнение»;
-использование информационных технологий;
-игровой метод.
Планируемый результат:
элементов.
Умение работать самостоятельно с учебником.
Умение определять степени окисления у атомов химических элементов.
Научиться оценивать собственные знания по балльной системе.
I.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги по приветствуйте их. Садитесь. Дежурные скажите: «Кто отсутствует в классе?»
II. Подготовка к уроку.
Сегодня к нашему уроку понадобится: Периодическая система Д.И.Менделеева, учебник, рабочие тетради, ручки, карандаши.
III.Проверка домашнего задания.Ребята, сейчас мы проведем проверку домашнего задания. Проведем фронтальный опрос, некоторые будут работать у доски по карточкам, проведу тест, и подведением данного этапа будет интеллектуальная игра.
Работа с карточками.
1карточка
Определить массовые доли (%) углерода и кислорода в углекислом газе (СО2).
2 карточка
Определить тип связи в молекуле Н2S. Написать структурную и электронную формулы молекулы.
Фронтальный опрос
Что называется химической связью?
Какие виды химических связей вы знаете?
Какая связь называется ковалентной связью?
Какие ковалентные связи выделяют (полярные и неполярные связи)?
Что такое валентность?
Как мы определяем валентность?
Какие элементы (металлы и неметаллы) имеют изменчивую валентность?
Тестирование
В каких молекулах существует неполярная ковалентная связь?
А) J2
Б)СО2
В) О2Г) Н2О
Д) К2О
У какой молекулы при образовании ковалентно - неполярной связи образуется тройная связь?
А) СI2
Б)N2
В) О2Г)S2
Как называется положительно заряженные ионы?
А) катионы
Б) молекулы
В) анионы
Г) кристаллы
В каком ряду располагаются вещества ионного соединения?
А) СН4, NН3, Мg
Б) СI2, МgО, NаСI
В) МgF2, NаСI, СаСI2
Г) Н2S, НСI, Н2О
Валентность определяются по:
А) по номеру группы
Б) по числу неспаренных электронов
В) по типу химической связи
Г) по номеру периода.
Интеллектуальная игра «Крестики-нолики»
Найдите вещества с ковалентно -полярной связью.
КСIО2К2О
Н2КFН2S
NаCI CI2 SO3
Определите атомы химических элементов, которые имеют переменчивую валентность.
СuFe CI2
Н2Al S
K Na Cr
Молодцы, ребята мы успешно повторили домашнее задание, и я вижу, вы готовы к восприятию новых знаний.
IV. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего нашего урока: «Степень окисления. Определение степени окисления атома в соединении».
Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.
Валентность, как вы уже изучали, определяется по числу неспаренных электронов в атоме, орбиталями с неподеленными электронными парами, только в процессе возбуждения атома.
Высшая валентность элемента, как правило, равна номеру группы. Степень окисления в соединениях с разными химическими связями образуется неодинаково.
Как образуется степень окисления у молекул с разными химическими связями?
В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равна зарядам ионов.
Например:
Элемент Период, группа Электронное строение атома Движение электронов Степень окисления атома элемента
Мg3период, IIгруппа Мg+12
282 Отдает 2 êМg+²
S 3 период, VI S+16
2 86
3 S² 3 Р4
Принимает 2 êSˉ²
В соединениях с ковалентной неполярной связью (в молекулах простых веществ) степень окисления элементов равно 0.
Н2°, СI 2°, F2°, S °, AI 2°
У молекул с ковалентно-полярной связью степень окисления определяется подобно молекулам с ионной химической связью .Степень окисления элемента –это условный заряд его атома, в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов.
Степень окисления атома в отличие от валентности имеет знак. Она может быть положительной, отрицательной и нулевой.
Валентность обозначатся римскими цифрами сверху символа элемента:
II I IV
Fe Cu S ,а степень окисления обозначается арабскими цифрами с зарядом над символам элемента
Мg+², Са +², Nа +¹, CIˉ¹
Положительная степень окисления – равна числу электронов, отданных данным атомам. Атом может отдать все валентные электроны ( для главных групп это электроны внешнего уровня) соответствующее номеру группы, в котором находится элемент, проявляя при этом высшую степень окисления. (исключение О, F).
Например: высшая степень окисления главной подгруппы II группы равна +2.
Zn +²
Положительную степень проявляют как металлы и неметаллы, кроме F, He, Ne.
C +4
Nа +¹, AI +³,
Положительную степень проявляют только в соединении.
Отрицательная степень окисления равна числу электронов, принятых данным атомом, ее проявляют только неметаллы.
Атомы неметаллов присоединяют столько электронов, сколько их не хватает до завершения внешнего уровня, проявляя при этом отрицательную степень.
У элементов главных подгрупп IV-VII групп минимальная степень окисления численно равна
Номер группы -8= « минимальная отрицательная степень окисления»
Например:
S +6
S -2
Высшая 6-8= - 2
Низшая
N +5
N - 3
Высшая 5-8 = -3
Значение степени окисления между высшим и низшим степенями окислений называется промежуточным.
Например:
S +6
S -2
Высшая Низшая
А промежуточными являются :S 0
S +2
S +4
N -3
N -2
N -1
N 0
N +1
N +2
N +3
N +4
В соединениях с ковалентной неполярной связью (в молекулах простых веществ) степень окисления элементов равно 0.
Н2°, СI 2°, F2°, S °, AI 2°
Для определения степени окисления атома в соединении следует учитывать ряд положений:
Степень окисления F во всех соединениях равна « -1».
HF -1
NaF-1
CuF2 -1
Степень окисления кислорода в большинстве соединений равна (-2) исключение
О +2 F2 -1
О +2 , а у F -1
, где степень окисления
Водород в большинстве соединений имеет степень окисления +1, кроме соединения с активными металлами, где степень окисления (-1)
Na +1 H -1
Например:
Степень окисления металлов главных подгрупп I, II, III групп во всех соединениях равна +1,+2,+3.
Элементы с постоянной степени окисления это:
А) щелочные металлы (Li,Na, K,Pb,Si,Fr) - степень окисления +1
Б) элементы II группы кроме (Hg): Be, Mg, Ca, Sr, Ra, Zn, Cd - степень окисления +2
В) элемент III группы: Al - степень окисления +2
Г) F (-1)
Алгоритм составления формулы в соединениях:
1 способ
На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью, на втором с большей электроотрицательностью.
Элемент, написанный на первом месте имеет положительный заряд «+», а на втором с отрицательным зарядом «-».
Указать для каждого элемента степень окисления.
Найти общее кратное значение степеней окисления.
Разделить наименьшее общее кратное на значение степеней окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
12
Al +3 C -4
Al4 C3
Если степень окисления четное – нечетное, то они становятся рядом с символом справа внизу крест – накрест без знака «+» и «-».
Al4 +3 C -4
3
Если степень окисления имеет четное значение, то их сначала нужно сократить на наименьшее значение степени окисления и поставить крест – накрест без знака «+» и «-».
С +4 О -2
4:2=2 2:2=1
С +4 О -2
2
2 способ
Обозначим степень окисления N через Х, указать степень окисления ОN2 хО3 -2
Определить сумму отрицательных зарядов, для этого степень окисления кислорода умножаем на индекс кислорода:
3· (-2)= -6
Чтобы молекула была электронейтральной нужно определить сумму положительных зарядов:
Х·2=2Х
Составить алгебраическое уравнение:
2Х+ (-6)=0
2Х =6
Х=6:2
Х=3
N2 +3 О3 -2
V. Закрепление
Мы проведем закрепление темы игрой, которое называется «Змейка».
Правило игры: я вам раздам карточки. На каждой карточке написан один вопрос и один ответ на другой вопрос.
Я буду начинать игру. Я зачитаю вопрос, ученик, у которого на карточке есть, ответ на мой вопрос поднимает руку и говорит ответ. Если ответ правильный, то он читает свой вопрос и у того ученика у которого есть ответ на этот вопрос поднимает руку и отвечает и т.д. И у нас образуется змейка правильных ответов.
Вопросы:
Как и где обозначается степень окисления у атома химического элемента?
Ответ: арабской цифрой над символом элемента с зарядом «+» и «-».
Вопрос: Какие виды степеней окисления выделяют у атомов химических элементов?
Ответ: промежуточная
Вопрос: Какую степень проявляет металлы?
Ответ: положительная, отрицательная, нулевая.
Вопрос: Какую степень проявляют простые вещества или молекулы с неполярной ковалентной связью.
Ответ: положительная
Вопрос: Какой заряд имеют катионы и анионы?
Ответ: нулевое
Вопрос: как называется степень окисления, которая стоит между положительным и отрицательным степенями окисления.
Ответ: положительный, отрицательный
Написать формулы веществ состоящих из следующих элементов:
N и H
Р и ОZn и ClVI.Итог урока
Ребята, вы молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили сегодняшний урок. Выставление оценок с комментариями.
VII.Домашнее задание
§23, стр.67-72, задание после §23-стр 72 №1-4 выполнить.
Пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать
Всегда с охотой учиться
И никогда не унывать
И перед тем как расставаться
И расходится по домам
Хочу я с вами попрощаться
И пожелать хочу я вам.
Чтобы были вы здоровы
Чтоб всегда держали слова,
Чтобы дружбой дорожили
Чтобы весело вы жили
И во всех делах умели
Достигать заветной цели
Расстаемся мы сейчас
В добрый путь и добрый час!