Формы и методы проведения родительских собраний (из опыта работы учителя начальных классов )



Формы и методы проведения родительских собраний
(из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №8 г.о. Красноуральск Касьяновой Т.Ю.)









Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи формирование творческой личности.
«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.
Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом мне очень хотелось превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.
Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить:
организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного 13 LINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=tQTDjoqHhof1ltKtdDlOn5trwB*AFct5xldzm1-O8KSbnycp64jzAfGiDHii*TbeO4CiYpGnDAQsQmq6jLbzyvqXiViujqPrb2mNRTTytPURYah6FSgLEYeZOzKYJzZeylgZ6mf7JnISY9jTflaMRm7REEoHUtV8hf-NL1Qy4vtbDivjwfy91*6885ucCLO
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14общения15 с подростками),
тематические,
собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется мною, обсуждается на родительском комитете.
Часто для работы с родителями использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю родителей, психолога.
Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.
Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я - в мире людей».
Использую в практике проведение научно- практической конференции родителей. В такой форме прошло одно из общих родительских собраний по теме « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:
1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?
2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
3. Педагогический такт родителей.
4. Пути самовоспитания родителей.
5. В чем состоит влияние отца на ребенка?
6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?
7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.
В работе этой конференции приняли участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе, школьный психолог.
В ходе подготовки конференции учителя начальных классов выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.
Сложилась традиция использования такой активной формы работы, как родительские тренинги.
В них участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Часто использую в работе с родителями такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.
Интересная форма проведения родительского собрания– консультация для родителей.
Примерная тематика консультаций для родителей.
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
3. Грубость и непонимание в семье.
4. Талантливый ребенок в семье.
5. Вредные привычки. Как с ними бороться.
ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе.
- Родительское собрание в походе у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда - либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
- Родительское собрание - спектакль, в котором выступают их дети
- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Моя работа дала свои плоды: в классе сформировался не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает нас всех союзниками.
Самое дорогое для нас – это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.