Мастер-класс Педагогические средства организации образовательной деятельности. наиболее эффективные в условиях работы в форме полной и частичной инклюзии
Мастер – класс
«Педагогические средства организации образовательной деятельности, наиболее эффективные в условиях работы в форме полной или частичной инклюзии»
Сегодня мы представляем Вашему вниманию материал, который нам очень помог в летне-оздоровительный период, когда в наш детский сад каждую неделю приходили ребята разных возрастов, разного уровня психоречевого развития, в том числе и дети со сложной структурой дефекта.
Все мы знаем, что когда ребенок с ОВЗ начинает посещать детский сад инклюзивно с 3-х летнего возраста, он попадает в группу сверстников, которые по уровню развития могут быть чуть выше или даже чуть ниже него. Его сверстников в большинстве своем увлекает только игра и они редко задают такие вопросы воспитателям, как: «А почему он не умеет говорить?», «Почему не умеет одеваться?», «Почему не может есть самостоятельно?» и т.д. Так как в этом возрасте многие нормативные дети еще сами не разговаривают или только что научились говорить и у них самих еще многое не получается.
Мы же столкнулись с тем, что к нам приходили ребята в возрасте от 5 до 7 лет и основной задачей адаптации стала создание дружного детского коллектива в кротчайшие сроки.
У каждого из нас есть огромное количество игр на сплочение, объединение ребят, которые безусловно помогают нам научить детей:
- устанавливать доверительный контакт;
- чувствовать состояние сверстников;
- оказывать взаимопомощь;
- уметь договариваться, сосредотачиваться и быть наблюдательными;
- использовать мимику и язык жестов;
- понимать интонацию.
Мы хотим поделиться некоторыми играми, которые выручали и помогали нам в нелегкий период адаптации детей с ОВЗ в группе.
ФизминуткаСмотрите в небе самолет, А в самолете том пилот Штурвалом ловко управляет И между облаков летает Под самолетом то гора, То лес дремучий, то нора, То в небо дивится народ, То зайцы водят хоровод.
Игра «Неожиданные картинки»
Цель: развитие доверия между детьми, улучшение межличностных отношений.
Оборудование: цветные карандаши, бумага для рисования.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Передача продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется обратно к ребенку. Педагог обращает внимание какой вклад внесли ребята в каждую картинку.
Игра «Варежки»
Цель: формировать способность видеть сверстника обращать на него внимание; научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Оборудование: вырезанные рукавички из бумаги (количество пар должно соответствовать количеству пар участников).
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: Каждому ребенку дается даётся одна вырезанная рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, то есть рукавичку точно с таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички.
Игра «Кого не хватает»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Оборудование: купол или большой платок.
Ход игры: «Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из вас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза и, пока никто этого не видит, тихо прикоснусь к плечу одного из вас. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим куполом. После того как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...».
Игра «Гусеница»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ощущения взаимного доверия, сплочение детского коллектива.
Оборудование: можно использовать разнообразные шары (гимнастические или воздушные).
Ход игры: все участники должны пройти определенный маршрут в цепочке. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Построившись цепочкой, руки нужно поставить на пояс. Между животом одного играющего и спиной другого зажать воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, нужно пройти по определенному маршруту. Для наблюдающих: обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Игра «Хор животных»
Цель: повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников, вовлечение дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Оборудование: фонограмма «В лесу родилась елочка», предметные картинки животных.
Ход игры: делим ребят на 3-4 части и предлагаем исполнить хорошо знакомую песенку «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках.
Начинают уточки: «Кря-кря-кря…..»,
Продолжают коровки: « Му-му-му….» и т.д.
В самом конце предлагается спеть всем вместе.