Конспект урока по экологическому праву на тему: Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды.
Экологопользование окружающей среды.
Лицензия и контроль окружающей среды.

В новом Законе «Об охране окружающей среды» закреплены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды», к которым относятся:
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.
Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды.
Важными элементами регулирования экономического механизма является планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды и экологопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов экономического развития на основе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития.
Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций, а также других источников финансирования.
Контроль за использованием бюджетных, финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.
Плата за экологопользование включает плату за использование отдельных видов природных ресурсов, воздействие на окружающую среду.
Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взимается за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а также их использование в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.
Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду.
Суть установленного Порядка заключается в различной плате за загрязнение в пределах, не превышающих установленных лимитов; за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды.
Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются экологопользователями в федеральный бюджет РФ и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.
При получении права на реализацию проекта хозяйственной и иной деятельности заказчик должен получить лицензию на комплексное экологопользование, в которой определяются экологические условия ее осуществления на соответствующем земельном участке (акватории).
В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах» участки недр предоставляются согласно лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.
Контроль за выполнением условий лицензии на комплексное экологопользование осуществляют Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы, а также органы, специально уполномоченные РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.
В случае нарушения экологопользователем условий, содержащихся в лицензии на комплексное экологопользование, ее действие может быть досрочно прекращено или приостановлено решением Министерства природных ресурсов РФ или его территориальных органов; специально уполномоченных государственных органов РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.
Проект лицензии на комплексное экологопользование подготавливается заказчиком с момента начала разработки обосновывающей документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) хозяйственного объекта на основе:
лицензий (разрешений) на право пользования отдельными видами природных ресурсов, выдаваемых специально уполномоченными государственными органами РФ в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов;
согласованных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также других вредных воздействий на нее, выдаваемых МПР РФ и его территориальными органами;
документации, обосновывающей развитие хозяйственной деятельности и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В лицензии на комплексное экологопользование определяются экологические условия реализации намечаемой деятельности, в том числе:
объемы предельного изъятия (использования) природных ресурсов;
удельные величины образования вещества или энергии на единицу продукции;
предельно допустимые величины поступления веществ или энергии в окружающую среду от источников воздействия;
требования к состоянию окружающей среды и природных объектов в процессе и по истечении срока эксплуатации хозяйственного и иного объекта;
перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, условия и порядок их финансирования.
Конкретные параметры экологических условий, определяемых в лицензии на комплексное экологопользование, корректируются в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ.
Лицензия на комплексное экологопользование оформляется и выдается природопользователю территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ сроком на 5 лет.
Инициатор (заказчик) обращается в орган исполнительной власти (администрацию), обладающий правом изъятия и предоставления соответствующих земельных участковое ходатайством о предоставлении права на испрашиваемые земельные участки только при наличии согласованной и утвержденной обосновывающей документации и лицензии на комплексное экологопользование, в которой определены экологические условия на период строительства и эксплуатации хозяйственного и иного объекта.
Контроль за выполнением экологических условий в период строительства хозяйственного и иного объекта, содержащихся в лицензии на комплексное экологопользование, осуществляется при приемке объекта в эксплуатацию территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ с участием территориальных органов и специально уполномоченных государственных органов РФ в области регулирование использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

Вопросы для самоконтроля:
Какие экологические методы регулирования закреплены в области охраны окружающей среды?
Что включает в себя плата за экологопользование окружающей среды?
Что такое лицензия и контроль?















Источники экологического права. Экологические права и обязанности.

Понятие источников экологического права.
Законы как источник экологического права.
Экологические права и обязанности.

1. Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.
Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ и др.
Однако на практике в России и ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро.
Таким образом, источники экологического права представляет собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:
Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.
Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство Российской Федерации постановления и распоряжения; Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т. п.
В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.
3. Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.
2. 1. По юридической силе все источники можно подразделить на "законы и подзаконные акты.
Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по вопросам их ведения.
Среди законов можно выделить конституционные и федеральные законы, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относятся прежде всего Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на экологическое благополучие в стране; необходимые меры по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, охрану окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения; к числу конституционных законов относятся конституций республик в составе Российской Федерации и основополагающие законодательные акты субъектов РФ), иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные стороны экологопользования в стране (например, Федеральным законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено ограничение производственно-хозяйственной деятельности, вызванной выбросами вредных веществ и загрязнением атмосферы; Федеральным законом РФ «О животном мире» предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т. д.).
Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.
2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.
Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жилищные, семейные, властные и другие общественные отношения.
Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения. Так, Основы законодательства о земле регулировали экологические отношения по поводу использования земли, Основы водного законодательства водные отношения, возникающие по поводу водных объектов, Закон об охране и использовании животного мира по поводу дикой фауны как природного объекта и т. п.
3. По направленности призового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку, и т. п.
Процессуальные источники, в отличие от материальных, направленные на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения.
4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.
К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых общественных отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативно-правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. Экологическое право располагает такими кодифицированными источниками, как приро-доресурсовые. Среди них Основы законодательства (земельного, водного, лесного), кодексы, изданные в бывших союзных республиках (ныне самостоятельных государствах) на основании и во исполнение этих Основ, и другие законодательные акты.
Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы экологопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т. е. объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.
5. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.
Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю.
Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. Так, ГОСТ 2664085 «Земли. Термины и определения» позволяет правильно раскрыть понятие «рациональное использование земли» всеми ее пользователями как максимальное достижение, целей ее использования при учете взаимодействия с окружающей природной средой и ее охраной, т. е. этот вспомогательный акт позволяет правильно применить ответственность за нарушения рационального использования земель и предъявить соответствующие требования к пользователям земли.
К группе вспомогательных нормативно-правовых актов следует отнести руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Правом принимать вспомогательные нормативно-правовые акты наделены лишь специально уполномоченные на то органы. Так, Госстандарт РФ наделен правом принимать стандарты. Объектами стандартизации являются только те, в отношении которых имеется специальное постановление Правительства РФ.
Особое место среди источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.
Итак, под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.
Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещений принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Статьи 11 и 12 Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданину России его экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона - «О недрах» и других, посвященных отдельным природным ресурсам.
Раздел Закона «Об охране окружающей среды», в котором помечены указанные статьи, называется «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды». Однако в действительности такого экологического права у граждан РФ нет, так как отсутствует механизм его реализации, не установлены гарантии его обеспеченности, поэтому эти права так и остались декларацией. С этой точки зрения к нему нельзя применить общепринятое представление о субъективном праве как охраняемом государством виде и объеме возможного поведения.
Реальные экологические права граждан РФ должны иметь развернутый механизм государственной защиты, который закреплен в законе и может действовать на практике.
Права граждан, как и их юридические обязанности в сфере экологопользования и охраны окружающей среды, основаны на положениях Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией РФ 1993 г.
В ст. 25 указанной Декларации и в ст. 41 Конституции РФ содержится норма, признающая, что деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья человека, поощряется государством. Указанная норма является юридической базой для конструирования в отраслевых законах экологических прав граждан. Экологические обязанности граждан РФ базируются на ст. 58 Конституции РФ, которая предусматривает обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В отраслевых законах экологические обязанности граждан детализируются.
В Законе «Об охране окружающей среды» круг экологических прав граждан значительно расширен. Однако значение этого Закона состоит не только в том, что благодаря ему происходит количественное наращивание субъективных прав граждан в области экологопользования и охраны окружающей среды. По существу, речь идет о создании качественно новых прав граждан РФ, их закреплении в Законе как юридической категории, которая опирается на опыт функционирования прежних экологических прав граждан, закрепленных в нормативных актах, посвященных отдельным природным ресурсам: прав землепользования, водопользования, недропользования, пользования животным миром.
Каждая из перечисленных разновидностей права экологопользования регулируется соответствующей отраслью законодательства (земельным, горным, лесным, водным и т. п.) и является юридической формой удовлетворения, в основном, экономических потребностей граждан в процессе использования ими конкретных природных объектов. В этом смысле рассматриваемое право граждан на использование природных богатств пока еще имеет в значительной степени потребительский характер. Несомненно, в будущем его содержание изменится. Уже в наши дни право экологопользования граждан (право землепользования, охота, рыболовство и т. д.) приобретает новое социальное значение, наполняется дополнительным содержанием. Так, землепользование, выполняя традиционную (экономическую) роль, одновременно становится и формой отдыха в природной среде.
Среди экологических прав граждан приоритетное значение имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Несомненно, оно относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.
Физиологическое состояние человека не просто каким-то образом взаимосвязано с состоянием природной среды, а является качественным показателем уровня природного благополучия, «природного здоровья». Меры по охране здоровья граждан, забота о правильной, нормальной деятельности человеческого организма, его полном физическом и психическом благополучии способствуют оздоровлению всего природного организма.

Вопросы для самоконтроля:
Понятие источников экологического права.
Законодательные акты России как источники экологического права.
Экологические права и обязанности.










15