Статья ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ)
М.Р. Соколова, учитель экономики
высшей категории
МОУ гимназии №2
Взаимодействие учащихся и учителя в процессе профессионального самоопределения
(из опыта преподавания элективных курсов)
В жизни каждого человека всегда наступает момент, когда приходится решать вопрос: кем стать и куда пойти учится, т.е. выбирать профессию, что часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Как показывает практика, большинство людей к этому совершенно не готовы. И не удивительно, ведь этому их никто и никогда не учил.
Почему молодые, энергичные и активные люди, которые имеют потребность и большое желание работать, зачастую не могут это желание реализовать? Во-первых, они еще мало, что умеют делать, у них нет опыта работы и практической деятельности по какой-либо специальности и поэтому, они проигрывают на рынке труда тем людям, которые таким опытом обладают. Во-вторых, молодые люди не имеют ни знаний, ни опыта в том, как можно найти работу и как эту работу получить. Поэтому поиски работы проводятся молодежью бессистемно, хаотически, непрофессионально и зачастую приносят им многочисленные разочарования.
В начале 90-х готов прошлого столетия многие соотечественники оказались перед выбором: овладеть новой профессией или пополнить армию безработных. Бывшие инженеры, технологи, проектировщики вынуждены были менять профессию и начинать практически с нуля свою профессиональную карьеру. Многие перепробовали несколько видов деятельности, и нашли свое новое место на рынке труда.
Человек как трудовой ресурс обладает удивительным свойством – профессиональной мобильностью, которое означает, что он может учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Именно благодаря этому свойству я стала тем, кем я являюсь – квалифицированным педагогом с богатым жизненным опытом, готовым поделиться им с детьми. На мне как на преподавателе лежит большая ответственность – помочь детям определиться с тем, что в будущем сможет стать их профессией, найти себя. Справиться с этой задачей мне помогает опыт прожитых лет, ведь мне удалось попробовать себя в разных профессиях и, в конечном счёте, понять, что моё призвание – передавать опыт младшему поколению.
Перед тем, как стать учителем, я работала инженером-строителем, однако впоследствии была сокращена и решила резко сменить направление деятельности и попробовать себя в стезе учителя. Преподавать мне довелось разные дисциплины – экономику, обществознание, информатику, различные элективные курсы. В сумме всё это даёт мне возможность не только рассказывать детям сухую теорию на уроках, но и помогать реальными советами о том, как правильно самоопределиться.
Для учащихся 9 классов в гимназии разработан авторский курс «Управление карьерой». В основе содержания курса лежит многолетний опыт работы автора в данной области, а также достигнутые учащимися успехи в конкурсах по профориентации, что делает курс педагогически оправданным и методически обоснованным.
Предметом диагностики и контроля являются результаты тестирования и самодиагностики учащихся, выполненные на занятиях-практикумах, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения, навыки). Оценке подлежит в первую очередь уровень достижений учащегося минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Основным инструментом оценки учащихся является портфолио.
На уроках «Управление карьерой» учащиеся кроме информационной и профориентационной деятельности обучаются технологии составления резюме, проведения собеседования, знакомятся с основными правилами публичного выступления, презентации. Всё это помогает им быть более уверенными и успешными в своей учебной деятельности и дальнейшем выборе профессии.
Мой личный опыт послужил основой для создания воспитательной системы, под названием «Бизнес-инкубатор», которую я воплощаю в жизнь, будучи классным руководителем.
Программа предполагает включение в сотрудничество педагогов, родителей, социальных партнеров, которые помогут учащимся сориентироваться и самоопределиться в профессиональной деятельности через системообразующую деятельность – социальное проектирование, которое будет осуществляться в микро-коллективах, созданных на основе центров по интересам.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладения навыками самопознания и саморазвития, определения профессиональной ориентации.
Идея создания «бизнес – инкубатора» стала необходимым условием объединения детей, классного руководителя и родителей для решения очень важных и перспективных задач в воспитании.
Бизнес-центр дает учащимся возможность:
познать себя и выбрать будущую профессию в различных сферах деятельности;
открыть в себе творческие, интеллектуальные способности;
познакомиться с миром профессий;
создать проект личного профессионального плана и его реализовать. Одним их направлений практической деятельности программы является организация экскурсий на предприятия Нижнего Новгорода и знакомство с различными профессиями, создание презентаций по профориентации.
Новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути. Современная школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.
Очень важно, чтобы выпускники школы и их родители владели полной информацией о перспективных потребностях рынка труда, системе профессионального образования территории и с учетом этой информации могли выбрать направление предпрофильной и профильной подготовки в школе.