Конспект урока по технологии на тему Мерки для построения чертежа поясного изделия(юбки) .Правила снятия , запись . Прибавки , виды , назначение .
Класс : 6 класс
Тема :Мерки для построения чертежа поясного изделия(юбки) .Правила снятия , запись . Прибавки , виды , назначение .
Цель : Дать понятия о мерках для построения чертежа юбки ; формировать навыки правильного снятия мерок , их записи .
Задачи урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
Научить находить конструктивные линии фигуры, правильно снимать мерки с фигуры человека;
Развивающие :развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки:
Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
Формировать логическое мышление , умение анализировать, делать выводы;
Развивать речь, мышление, внимание, память , навыки работы в группах.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке (точность снятия мерок);
Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.
Формирование УУД
Познавательные УУД: сопоставление.
анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.
Регулятивные УУД : целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и само-оценка.
Коммуникативные УУД : диалог, монолог, учебное сотрудничество
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация . юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждую пару учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты .
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Из представленных моделей одежды найдите юбку ( Слайд 1)
А теперь давайте вспомним :- Каковы виды юбок по силуэту ?- Как делятся юбки по покрою ?-- Какие вы знаете юбки по назначению ?- Какой ассортимент тканей используется для изготовления юбок ?- Какие факторы влияют на выбор ткани и отделок для юбки ?3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Проблемная задача.
Внимательно посмотрите на изображения .( Слайд 2.)
- В чем состоит проблема ?- Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?
(Учащиеся видят, что на одной модели изделие узко , а другой – велико .)
Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека. Изделия изготовлены без учета индивидуальных мерок .- Какая пословица подходит для сегодняшнего урока ? (7 раз отмерь , 1 раз отрежь .) (Слайд 3 )
Формулирование учащимися темы , учебных задач урока
4. Изучение новой темы.
Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру. (Слайд 4 )Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…
- Линия воды находится на линии шеи.
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 13-15 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
- На уровне середины колена будет располагаться линия колен. (Слайд 5 )Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента.
(Сообщение учащихся)
1 девочка : Историческая справка : Сантиметровая лента появилась впервые в 1847 году во Франции. Мягкую линейку, т.е. сантиметровую ленту, придумал Алексис Лавинь — мастер-портной французской императрицы Марии-Евгении . Для этой женщины он разрабатывал и шил самые оригинальные и красивые наряды на то время. Этот мастер-портной является основателем первой в мире школы моды Esmod, которая существует и по сей день.
2 девочка : Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
(Слайд 6 )Правила снятия мерок
1.Человек должен стоять в нижнем белье , в своей естественной осанке .
2.На л.талии завязывают тонкий поясок – установочный пояс .
3. Мерки с женской фигуры снимают по правой стороне .
4 . Сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру.
5. Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длины.
6. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере , так как чертеж строят на одну половину фигуры.
7. Мерки длины записывают полностью.
8. Обозначение мерок.
О – обхваты С – полуобхваты. Д – длины.
9. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.Все величины записывают в сантиметрах.
Помни ! От точного и правильного снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.
Снятие мерок
№ п/п Обозначение мерок Название мерок Как снимать мерки Назначение мерок
1 СтПолуобхват талии Измеряется по самому узкому месту туловища
Для расчета длины пояса и расчёта ширины вытачек.
(Слайд 7 )2 СбПолуобхват бёдер Горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота. Для расчёта ширины юбки по л.бедер . (Слайд 8 )
3 ДиДлина изделия От линии талии вниз до желаемой длины изделия Определения длины юбки. (Слайд 9 ) Если размеры одежды будут полностью совпадать с размерами человека, то он просто не сможет её надеть. Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движения , дыхания и кровообращения человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).
Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
Например прибавки для юбки:
Пт – Прибавка к полуобхвату талии.
Постоянная величина Обеспечивает свободу движения
Пб – Прибавка к полуобхвату бёдер .Постоянная величина Обеспечивает свободу движения
(Слайд 10 )Физкультминутка .5.Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»
Цель: формирование навыков снятия мерок с фигуры человека
Инструменты: сантиметровая лента, тесьма для опоясывания, тетрадь, ручка
Игра «Ателье» (Работа в парах )Девочки получают задание, объединится в группы по два человека (портной - заказчик) и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в карточку для клиента. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Целевой обход учителя
Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.
6. Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Закрепление полученных знаний.
1. Назовите основные правила снятия мерок для юбки.
2. Какой буквой обозначаются длины? Ширины?.
3. Какая мерка определяет ширину юбки?
4. Какая мерка определяет длину юбки?
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?
- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)
- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)
- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)
- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)
7.Рефлексия
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я выполняла задания…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смогла…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… (Слайд 11 )8.Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.
9.Домашнее задание.
Записи в тетради , приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.