Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки
План-конспект урока.
Раздел: Конструирование и моделирование поясных швейных изделий.
Класс: 6.
Тема: Из истории одежды. Стиль в одежде. Иллюзии зрительного восприятия. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа прямой юбки. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Цели урока . Образовательная: Способствовать формированию: основных понятий истории возникновения одежды, знаний о стилях одежды, правилам и последовательности снятия мерок.
Развивающая: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся :анализировать ,систематизировать ,сравнивать, обобщать, оценивать .
Воспитательная: Способствовать формированию и развитию эстетических, экономических, экологических и других качеств личности.
Методическое оснащение урока:
Наглядные пособия: Учебный манекен, сантиметровая лента, таблица мерок и прибавок.
Раздаточный материал: Бланки с перечнем правил снятия мерок.
Средства обучения: Сантиметровая лента.
Межпредметные связи: Биология (анатомия: изучение фигуры человека), изобразительное искусство, история.
Ход урока.
I .Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Повторим известные факты о истории одежды, и ее стилях.
Несколько тысячелетий люди даже не думали разделять одежду на женскую и мужскую. Нашим предкам набедренная повязка, фартук, подобие юбки служили прикрытием независимо от их пола, возраста и социального положения.
Однако, со временем представления об одежде менялись.
Юбка в течение веков не раз меняла свою форму, но длина ее оставалась непостоянной исключительно в двадцатом столетии. Коко Шанель предприняла попытку укоротить подол юбки. Несмотря на то что постаревшая законодательница моды давала прогноз: длина юбки остановится на отметке - середина колена, - юбки все равно ползли вверх.
Стиль- это совокупность деталей внешнего вида, существующих в одобряемом обществом единстве.
Стиль складывается из определённого набора деталей одежды, обуви, прически, украшений.
Индивидуальный стиль- это совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему непохожесть на других и личную привлекательность.
Основные виды стилей :
Классический (деловой, офисный);
Спортивный;
Романтический;
Фольклорный (национальный, народный).
Иллюзии зрительного восприятия окружают нас везде, и часто мы их используем сами, не замечая этого. Существуют различные зрительные иллюзии, но есть и такие которые учитываются при моделировании одежды. Зная их можно изменить восприятие фигуры человека, зрительно уменьшить или увеличить рост человека, скрыть излишнюю полноту или иные недостатки или наоборот можно подчеркнуть достоинства фигуры.
Конструкции юбок: Прямые, диагональные, клиньевые, конические.
Прямые юбки – состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, она может иметь разрезы, различные складки, сборки, кокетки, карманы и т. д. При моделировании её можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой.
Клиньевые юбки - состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Количество клиньев может быть как чётным, так и нечётным. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бёдер, а ниже линии бёдер образуются равномерные фалды. Застёжка располагается в боковом шве, если количество клиньев чётное, и – находится сзади при нечётном числе клиньев.
Конические юбки – как правило не имеет вытачек и по конструкции может быть одношовной или двухшовной, в зависимости от ширины используемой ткани и модели. В зависимости от степени расширения конические юбки делят на: клёш, колокол, «солнце», «полусолнце». Конструктивные линии конических юбок - линия талии, линия бёдер и линия низа на чертеже выглядят как части окружностей.
III.Повторение изученного материала.
Мерки – основные размеры фигуры человека произведенные путем измерения. Измеряются мерки с помощью сантиметровой ленты. Мерки снимают по правой стороне фигуры. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. Мерки обхватов записываются в половинном размере и называют «полуобхват» (условно обозначают буквой «С»), а мерки длин записывают полностью (условно обозначают буквой «Д»).
При снятии мерок стоять надо прямо, без напряжения. Одежда должна быть легкой. Талию предварительно опоясать шнурком. При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. Чертеж строится только на половину фигуры.
Мерки необходимые для построения чертежа юбки:
Полуобхват талии (Ст) – мерка снимается сантиметровой лентой горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.
Полуобхват бёдер (Сб) – мерка снимается сантиметровой лентой горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц и смыкается спереди с учетом выпуклости живота.
Длина спины до талии (Дтс) – мерка снимается сантиметровой лентой от седьмого шейного позвонка по линии позвоночника до линии талии.
Длина изделия (Ди) – мерка снимается сантиметровой лентой от линии талии до желаемой длинны изделия.
Прибавка – это разница между шириной (или длиной) изделия и соответствующей этому участку меркой. Это величина, на которую увеличивают мерку, чтобы получить нужный объем готового изделия. Чем больше прибавка, тем объемнее и свободнее одежда.
Прибавки обозначаются большой буквой П и строчной буквой или сокращенным словом, указывающим на участок, к которому она дается.
IV. Работа по теме урока.
Правила ТБ и санитарно-гигиенические требования при снятии мерок.
Рассмотрение названий мерок, необходимых для построения чертежа поясного швейного изделия.
Определение правила снятия каждой мерки в отдельности.
Запись результатов снятых мерок в тетрадь.
Проверка правильности снятия мерок.
Работа с учебником. Изучение таблицы прибавок.
Как вы видите, приведенные прибавки – величины не постоянные и зависят от многих факторов: направления моды, вида изделия, структуры ткани…
Применяя их для каждой отдельной модели, вы постепенно научитесь самостоятельно подбирать нужные прибавки.
Раздаются бланки для самооценивания.
Фамилия, имя
№ Критерии оценивания Балл
1 Подготовка к снятию мерок 2 Снятие мерок 3 Запись мерок в тетрадь 4 Запись прибавок в тетрадь 5 Правильность снятия мерок и определения прибавок Средний балл V.Уборка рабочих мест.
VI .Итог урока .На сегодняшнем уроке вы приобрели практический опыт снятия мерок для построения чертежа поясного швейного изделия, получили много полезной информации, которая пригодится на последующих занятиях и в жизни.
Выставление оценок