Открытый урок по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) — 6 класс
Класс: 5 Учитель Оглоблина Людмила Николаевна
Тема урока: Соединительные швы: накладной, двойной. Цель урока: образовательная: познакомить учащихся с видами соединительных швов: накладной, двойной; - сформировать навыки по выполнению соединительных швов, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности; коррекционно-развивающие: - развивать зрительный и глазомерный контроль; - развивать мелкую моторику, координацию движений при выполнении операции; - развивать связную речь при анализе выполненной работы с использованием специальной терминологии; - активизировать словарь: бельё постельное, нательное, столовое; соединительные швы; - развивать эстетический вкус; воспитательные: - способствовать воспитанию аккуратности и внимательности во время работы; - способствовать воспитанию навыков культуры труда. Оборудование: образцы швов, технологические и инструкционные карты, рисунки, альбом «Машинные швы», плакаты «Техника безопасности», учебник «Швейное дело», альбом для работы, швейная машина, кусочки х/б ткани, набор ручных инструментов, линейка, хлопчатобумажные нитки, карта пооперационного контроля. Словарь: бельевые швы, соединительные швы, краевые швы, накладной шов, двойной шов, ширина шва. Ход урока. 1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на урок: чтение учителем стихотворения. Есть столько интересных дел, Но как к ним приступиться? Тут важно, чтоб вы захотели, И мы начнём трудиться. Мы сможем многому с вами научиться, И вышить коврик изо льна, И модно нарядиться. Вероятно, нет человека, который не хотел быть красиво, со вкусом, одетым, но для этого надо уметь шить, выполнять ручные и машинные работы. ( Обратить внимание на пословицы на доске) 2.Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы будем выполнять образец накладного шва с одним закрытым срезом (запись темы в тетрадь) работать, грамотно пользуясь технологической картой, правильно называть термины и употреблять их в речи, развивать точные и ловкие движения. (Пословицы) 3.Актуализация прежних знаний. Вопросы: 1. Какие виды белья вы знаете? (постельное, столовое, нательное) 2. Как называются ткани, которые идут на изготовление белья? 3. Ткань, какого цвета чаще всего выбирают для белья? 4. Есть ли мода на цвет и вид ткани для постельного белья? 5. Что входит в комплект постельного белья? 6. Назовите, что относится к столовому белью. 7. Назовите, какие предметы относятся к нательному белью. Примерные ответы учащихся. 1. Постельное бельё - это пододеяльники, простыни, наволочки. 2. На изготовление белья идут бельевые ткани: бязь, сатин, ситец, льняное полотно. 3. Чаще всего выбирают ткань белого цвета или с мелким рисунком на светлом фоне. 4. Сейчас в моде темные цвета: синий, коричневый, темно-красный, и другие. 5. Комплект постельного белья состоит из пододеяльника, простыни, двух наволочек. 6. Скатерть, салфетки. 7. Ночные сорочки, пижамы. 4.Изучение нового материала. В результате соединения двух или нескольких слоев материала машинной строчкой получается шов. Шов - место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Ширина шва – это расстояние от строчки до среза детали. Какие бывают швы? Соединительные, краевые и отделочные. Мы с вами продолжим знакомство с соединительными швами. Какие швы относятся к соединительным? ( стачные, запошивочные, накладные, двойные) Наиболее прочный соединительный шов - это двойной шов. Показать образец двойного шва. Для чего он применяется? Применяется при пошиве постельного белья, при соединении отдельных частей изделия из шелковых прозрачных тканей и тонких хлопчатобумажных материалов.
Правила выполнения двойного шва.
Как выполняется двойной шов? Сложить детали изнаночными сторонами внутрь, сметать и стачать на расстоянии 5 мм от среза. Срезать припуски до ширины 4 мм. Вывернуть, сметать, располагая шов на сгибе. Проложить машинную строчку на расстоянии 7 мм от сгиба. Сейчас 6 класс будет выполнять практическую работу по обработке боковых срезов сорочки двойным швом, но чтобы не получить травму при выполнении ручных и машинных работ существуют правила ТБ, которые мы повторяем каждый урок. Повторение правил ТБ в шутливой форме. 1. Не надевать рабочую форму никогда. 2. Не знать счёта иголкам, шить ржавой иглой, всюду их бросать. 3. Наставить как можно больше предметов на платформу швейной машины. 4.Голову наклонять как можно ниже к движущимся частям машины. 5. Руки можно класть в любое место и даже под иглу. 6.Ножницы передавать острыми концами, класть с левой стороны остриём к себе. 7.Утюг не ставить на подставку, включать и выключать, держась за провод. 8.Нитка должна быть очень длиной , 3 метра. Учащиеся дают правильные ответы по ТБ. Накладной шов тоже является соединительным. Какие знаете накладные швы? Накладной шов с двумя открытыми срезами применяются для настрачивания тесьмы на основную деталь. На лицевую сторону одной детали лицевой стороной вниз накладывается другая деталь, намётывается и настрачивается, ширина строчки зависит от модели. Тесьму настрачивают на расстоянии 1-2 мм. Накладной шов с двумя закрытыми срезами применяют для обработки деталей ручек для хозяйственной сумки, бретелей, завязок. Знакомство учащихся с накладным швом с одним закрытым срезом. а) рассмотреть шов, б) прочитать технологическую карту, Накладной шов с одним закрытым срезом применяется для настрачивания накладных карманов, фигурных кокеток и др. Одну деталь подворачиваем с лицевой стороны на изнаночную и заметываем, затем заметанную деталь накладываем на другую, намётываем и настрачиваем. Ширина шва зависит от модели. а) рассмотреть образец б) прочитать технологическую карту в) показ учителем приёмов работы г) работа учащихся 5.Физминутка. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернём, И к себе скорей прижмём, А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей. Проверка соблюдения ТБ. При обходе рабочих мест учитель контролирует соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий, правильно ли организовано рабочее место, правильную посадку за швейной машиной во время работы, правильные приемы в работе, соблюдение технологических условий и технологической последовательности, правильности выполнения швов. 6.Рефлексия. - Назовите понятие по его значению. 1) место соединения двух или нескольких деталей строчкой...(шов); 2) с каким швом вы познакомились? 5 класс 3) какой шов вы сегодня закрепили, выполняя обработку боковых срезов? Составить синквейн по опорным словам: шов, какой? применение. Итог урока. Сегодня мы познакомились с приемами работы по изготовлению образцов бельевых швов. Повторили и получили новые сведения о бельевых швах. На следующем уроке мы продолжим эту работу. А сейчас вы сами оцените свою работу с помощью карточек, красные - отлично, синие - хорошо, жёлтые – удовлетворительно. Молодцы, все старались и работы получились хорошие.