Открытый урок по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) — по теме Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц- 5 класс
Конспект урока по трудовому обучению \швейное дело\ в 5 классе.Тема: Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
Автор: учитель трудового обученияОглоблина Людмила Николаевна
Тема урока: Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о видах ремонта одежды, научить пришивать пуговицы.Задачи:1.Образовательная - способствовать формированию у учащихся знаний о видах ремонта одежды, научить выполнять мелкий ремонт одежды, пришивать фурнитуру, ухаживать за одеждой.2.Коррекционно – развивающая - осуществлять коррекцию речевой, зрительной деятельности, развивать практические умения пришивания пуговиц.3.Воспитательная – воспитывать точность и аккуратность при выполнении ремонта одежды, трудолюбие, бережное отношение к одежде, эстетический вкус.4.Здоровьесберегающая - осуществлять профилактику нарушения осанки.Тип урока : комбинированный.Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, демонстрация наглядностей и приемов выполнения работы, инструктаж по ТБ, инструктаж выполнения работы, практическая работа.Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.Методическое оснащение урока:1.Материально-техническая база кабинета технологии:-компьютер, презентация;-инструменты, приспособления : иглы, ножницы, наперстки;-материалы: ткань;2.Дидактическое обеспечение:-учебники «Швейное дело», « Технология», -рабочая тетрадь,-дополнительная литература: журналы «Все для женщины», «Школа и производство»;-плакаты;- учебно - техническая документация:-инструкционные карты: «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями», «Пришивание пуговицы с ушком», « Пришивание пуговицы на стойке»;-образцы пуговиц, тканей;-материалы для контроля знаний учащихся:карточки-задания, кроссворд, тест, загадки.Словарная работа:понятия : ремонт, фурнитура.Ход урока.1.Организационный момент. Психологический настрой.-приветствие,-проверка явки учащихся,-проверка готовности учащихся к уроку,-настрой учащихся на работу.2.Проверка выполнения учащимися домашнего задания.(подготовка сообщений)3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Актуализация опорных знаний.Слово учителя:-Дорогие дети, какие вы сегодня нарядные.-Скажите, для чего человеку нужна одежда?-Какие виды одежды вы знаете?-Какие изделия изображены на рисунках?Чтобы выглядеть аккуратным и опрятным. Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, следует приучать себя к бережному отношению к вещам.-Какие могут быть повреждения в изделии при носке? Как их устранить?Разгадывание кроссворда.(Приложение1.)Нужно своевременно пришивать оторванные пуговицы ,крючки или кнопки, зашивать распоровшийся шов, штопать появившиеся маленькие дырочки.Отгаданное в кроссворде ключевое слово – ремонт.Понятие слова – «Ремонт».Вопросы учащимся:- Вы ремонтировали свою одежду?-Какой ремонт вы выполняли?Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся получить на уроке.4.Целеполагание, планирование деятельности на уроке.Учащиеся называют тему урока. Сообщение целей и задач урока.5.Освоение нового материала.5.1.Виды ремонта одежды:-ремонт распоровшегося шва,-наложение заплат,- замена фурнитуры (Фурнитура- это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве. К фурнитуре относятся : пуговицы, кнопки, крючки и петли, застежки-молнии, пряжки, цепочки-вешалки).Какой ремонт требуется этому изделию? (демонстрация рубашки без пуговицы)Вот сегодня мы будем учиться правильно пришивать разные виды пуговиц.5.2.Сведения о пуговицах.История возникновения. (Сообщение).Презентация.Вопросы беседы.-Для чего служат пуговицы в одежде? (Для застегивания и отделки.)-Какие бывают пуговицы по форме? (Демонстрация пуговиц).-Из каких материалов изготавливают пуговицы?-Какие бывают пуговицы по назначению? (Плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские).Пуговицы очень разнообразны по материалу , размеру, форме, цвету.По способу крепления к одежде различаются пуговицы с глазками, т.е. с двумя или четырьмя отверстиями, и глухие, имеющие с затылочной стороны точеное или проволочное ушко.Пуговицы подбирают к изделию в цвет или в тон основного материала или отделки, нитки для пришивания подбирают в тон пуговиц или ткани.В зависимости от назначения пуговицы и толщины ткани их пришивают вплотную к ней или на стойке. Первым способом пользуются в изделиях из тонкой х\б или шелковой ткани , а также при отделке (декоративные).Стойка , применяемая во втором способе, нужна для того, чтобы пуговицу было легче застегивать и при этом не стягивалась бы ткань изделия. Для прочности можно пришивать пуговицу с прокладкой из ткани, которую подкладывают с изнаночной стороны основного материала, и с подпуговицей.Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 4-5 стежками в каждую пару отверстий, закрепив нитку петлей на изнаночной стороне ткани.Пришивают пуговицы нитками , сложенными вдвое.6. Закрепление изученного материала.6.1.Задание:Подобрать для данной ткани пуговицу.6.2.Карточки-задания.7.Физкультминутка.Нам пора передохнуть
Потянуться и вздохнуть...
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать
Прочь усталость, лень и скука
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей
Это мы легко умеем
Как упрямые все дети
Скажем: " Нет "- на все насвете
Напоследок пошагаем
Выше ноги поднимаем
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть."
8. Сказка-быль.
Как-то раз повесил решил Ванюша пошалить и оторвал все пуговицы на своей курточке..
- Зачем же ты, мальчик, пуговицы оборвал?- спросила проходящая женщина.
- Ну и что. Оборвал, так оборвал, — ответил Ваня.
-Зачем же ты, голубчик, курточку обидел?
-Ваня отпарировал: «Обидел – не обидел».
-Как же ты теперь в зимнюю стужу согреешься ?-не унималась женщина.
-А у меня дом есть, — захохотал мальчик.
Повесил Ваня курточку в шкаф, потому что тепло стало, ведь весна наступила. Лето быстро пролетело, осень жёлтыми листьями землю засыпала, а там и белые мухи с неба полетели.
Увидел это Ваня, схватил курточку и побежал в школу. А ветер полочки курточки распахивает, на рубашку снег падает и сразу тает. Еле добежал до школы, продрог весь.
А к вечеру раскраснелись у Вани щёки, голова заболела, температура подскочила.
-Ах, какой же я балбес, — воскликнул Ваня.
Учитель: Почему, по-вашему, Ваня назвал себя балбесом?
Практическая работа.«Пришивание пуговиц».8.1.Вводный инструктаж учителя:-сообщение названия практической работы;-разъяснение задач практической работы;-ознакомление с объектом труда (образцом);-ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления),-ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по Инструкционным картам),-предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы,-инструктаж по технике безопасности.8.2. Самостоятельная работа учащихся.8.3.Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):8.3.1Формирование новых умений:-проверка организованности начала работы учащихся;-проверка организации рабочих мест учащихся ( рабочий стол, инструменты , приспособления);-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;8.3.2.Усвоение новых знаний:-проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.8.3.3.Целевые обходы:-инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;-рациональное использование учебного времени учащимися.8.4.Заключительный инструктаж учителя:-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;(самооценка, взаимооценка, самопроверка по эталону.)-разбор типичных ошибок учащихся;-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.9.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.Выполнение творческой работы.10.Уборка рабочих мест11.Подведение итогов урока учителем.Рефлексия.-сообщение учителя о достижении целей урока;-объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;-выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.Инструкционная карта.Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы с двумя отверстиями. Отмерить нитку для работы , сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.3. Пропустить иглу в отверстие пуговицы и вывести иглу с ниткой.
4.Пропустить иглу во второе отверстие пуговицы, ввести в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.5.Выполнить 4-5 стежков в отверстия пуговицы.6.закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.7.выполнить работу по пунктам 1-6 для пуговицы с четырьмя отверстиями, при этом выполнять 2-4 стежка в каждую пару отверстий.
Инструкционная карта.Пришивание пуговицы с ушком.Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.3. Пропустить иглу через отверстие ушка пуговицы.4.Ввести иглу в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани.
5. Выполнить 4-5 стежков в отверстие ушка пуговицы.6.Закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.Инструкционная карта.Пришивание пуговицы на стойке.Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, карандаш.1.Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы. Отмерить нитку для работы, сложить ее вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки.2.Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани.3.Выполнить 2-4 стежка в отверстия пуговицы. При шитье пуговицу слегка оттягивать, чтобы она не прилегала к ткани.4. Вывести иглу на лицевую сторону ткани, обвить нитки под пуговицей 4-5 витками для получения стойки.
5.Закрепить нитку петлей на изнаночной стороне ткани.Кроссворд
1 - одежная фурнитура, вид застежки, инструмент для вязания;2- деталь верхней одежды для ее подвешивания (хранения в подвешенном состоянии);3- накладная деталь в фартуке ( одежде) для хранения вещей;4- последовательный ряд стежков на ткани;5- вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды, змейка;6- одежная фурнитура, вид застежки для застегивания женских и детских платьев, пальто, меховых шуб вырабатываются из стальной или латунной проволоки различной толщины.Ответы: 1-крючок, 2-вешалка, 3-карман, 4-шов, 5-молния, 6- петля