Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
«Коррекционная работа в образовательном учреждении»
Авилова Татьяна Николаевна
учитель высшей кв. кат.,
классный руководитель 1 - 4
специального (коррекционного)
класса 8 вида
МОУ Мулянская сош
Пермского района
Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Работаю в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В новом законе «Об образовании», в ст.2 п.16 читаем: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий. В п. 27 дается определение инклюзивного образования, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Одним из вариантов инклюзивного образования является обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в отдельных классах общеобразовательной школы.
Развитие таких детей чаще всего идет в индивидуальном направлении, и не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен темп развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Они отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, низкой познавательной активностью. У них сниженный объем памяти и внимания, отстает словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-образное нарушено меньше. Очень часто значительно отстает от нормы речь, поэтому, как следствие интеллектуальные функции формируются с опозданием, не развиты коммуникативные навыки. Такие дети подвержены страхам, неврозам, остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивым настроением. Очень важно, чтобы сам ребенок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы мог общаться с разными людьми, был коммуникабельным и эмоционально устойчивым. Общеобразовательная школа, в которой имеются такие дети и отдельные классы таких детей, расширяет среду для общения, обеспечивает их активное участие в общешкольных делах, содействует их социализации. Но, чтобы «проживание» школьной жизни носило развивающий характер, необходимо создавать специальные условия, средства, формы взаимодействия с окружающей средой. В течение 9 лет работаю с данной категорией детей, постоянно нахожусь в поиске новых средств и способов обучения, воспитания и развития личности ученика.
Два года назад открыла для себя и внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажам, героем мультфильма. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту, избавиться от страха, позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы учителя и ребенка. Поэтому я использую элементы занятий куклотерапией на различных уроках и во внеурочное время, тем самым определяю общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами куклотерапии.
Цель своей работы вижу в приобщении детей с ограниченными возможностями в здоровье к работе с куклой, направленной на развитие мелкой мускулатуры рук, координации движений моторики, творческого воображения, развития коммуникативных навыков, устной речи.
К достижению цели идем через решение следующих задач:
1. Научить детей изготовлению кукол из различного вида материалов (из бумаги, ткани, картона и т.д.)
2. Разработать диалоги детей с кукольными героями;
3. Обеспечить участие детей в постановке кукольных спектаклей;
4.Овладеть нравственными ценностями: добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, честность, достоинство и ложь;
5. Научить правилам деятельности в группе.
6.Развивать речь детей, выражать эмоции, чувства, состояние, движения, сравнивать их с характером персонажа (куклы), которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
7.Учить ориентироваться на социально значимые нормы в поведении;
8. Повышать личностную саморегуляцию.
Куклы делаем сами: все вместе, сообща из подручного материала и ткани. Не все сразу получается. Учимся кроить, шить одежду, украшать ее орнаментом. Изготавливаем кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Много положительных эмоций получаем от совместного труда.
Благодаря воле и воображению ребенка кукла «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Ученик, работая с куклой, проецирует на нее качества своего характера, отождествляет себя с ней, воспринимая тем самым окружающее наиболее ярко и образно. Кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых много нового; обыгрывая разные волнующие его ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится посредством кукол проявлять положительные чувства и эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявить. Он погружается в мир сказок, на примере которых происходит познание и развивается мышление.
Куклы помогают сохранить работоспособность ребят в течение урока. Использую их в - первые 3-5 минут – в фазу вхождения в урок и в последние минуты урока после периода устойчивой оптимальной работоспособности детей, с целью закрепления нового материала; а так же во время динамических пауз в процессе обучения, которые положительно влияют на умственную работоспособность детей.
Занятия куклотерапией в классе положительно сказались на результатах, которые не заставили себя долго ждать. Улучшился психологический климат. Учащиеся стали добрее, чувствуют себя уютно и спокойно, улучшилось настроение, взаимоотношения стали основываться на взаимной симпатии. Дети стали целеустремленнее, у них улучшилась память, речь, сократились пропуски уроков. За последние три года фактически дети не пропускают занятия. За 2010 – 2011г не было ни одного пропуска урока. В 2011 – 2012 г – всего было пропущено 27 уроков, столько же в 2012 – 2013 учебном году. Имея к обучению особые ограничения, каждый такой ребенок и весь класс в целом, достиг высоких результатов в обучении - имеет стабильную успеваемость. За 2011 – 2012, 2012 - 2013 учебные годы успеваемость по всем предметам составила 100%; качество обученности по письму и развитию речи, чтению и математике – более 50 %, по труду, ИЗО, музыке 100%.
Вступая в учебный диалог с куклой, у детей «горят глаза», появилась осознанная мотивация к познанию нового (каждому хочется быть в главной роли куклы или почувствовать себя в роли актёра- кукловода, участвовать в диалоге или рассказать монолог). Учащиеся оценивают ответы одноклассников, аргументируют свою позицию, дают советы. Дети уверены в поддержке товарища, педагога, родителей, почувствовали ответственность за общее дело, появилось желание и возможность приносить радость людям.
Благодаря куклотерапии помогаю детям приобретать важные социальные навыки:
- развивается познавательная деятельность - работая над куклой, ученик пошагово продумывает порядок ее изготовления, что максимально позволяет им приблизиться к последовательным, логическим умозаключениям.
- развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления. Дети учатся здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку во время закрепления пройденного материала на уроках. Во время динамических пауз ребята вместе с куклой танцуют, выполняют различные физические упражнения, изучают пространственные направления. То, что просит выполнить педагог «выполняет» кукла, или ребенок в образе куклы. Ученики с большим удовольствием выполняют различные задания от имени куклы и для неё. На уроках чтения, развития речи, ИЗО, труда предлагаю поздороваться за руку всем с куклой Забавой, погладить ее ладошку, рассказать ей о том, что больше всего понравилось и чему научились на уроке. На уроке математики Забава может спросить таблицу умножения, на уроке русского языка – различные понятия. Кукла Забава успокаивает ребенка и подбадривает в случае его ошибки в ответе, говорит ему добрые слова.
- укрепляется и развивается мелкая, тонкая моторика, мускулатура рук. Трогая, проглаживая, разворачивая и сворачивая, скручивая ткань (или любой другой материал), вырезая из бумаги, вытачивая из палочки, вылепляя в технике папье-маше, осваивается ребенком все то, с чем он познакомился, чему научился. Например: на уроке чтения изучая сказку В. Сутеева, предлагаю детям, одев на руки куклы-рукавички, поздороваться за руку кукле - ежику Колючке с куклой Зайцем - прыгуном, помять ладошки, посмотреть в глаза; в сказке «Гуси-лебеди» сестрице Алёнушке – поздороваться с печкой, с речкой, с яблонькой, спросить о том, что интересует.
- расширяется кругозор и прививается эстетическое воспитание ребенку, дающее положительные результаты: эмоции, яркое восприятие жизни средством веселых ярких, поднимающих настроение кукол. Учащиеся одевают кукол на руки, ведут диалог от их имени друг с другом, в парах, тройках, разыгрывая диалог-экспромт или по теме в качестве закрепления или повторения пройденного материала по произведениям. Поставить пьесу, создать мини - кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое, а для учащихся с интеллектуальным недоразвитием достаточно трудное, поэтому, совместно придумываем и разыгрываем бытовые мини-сценки и выступаем друг перед другом. Эстетическое воспитание учащихся, как правило, начинается с мини- выступлений и спектаклей, кукол и игр.
- положительные эмоции, реакции на публичное выступление достигается в процессе систематических репетиций. Например, во время репетиций сценок, мини-спектакля при коррекции заикания одного из мальчиков (Беклемешева Димы, страдающего дефектами произношения, заключающимися в неправильном образовании звуков, соответствующих отдельным буквам.) ширма постепенно опускается на более низкий уровень, в конечном счете, ребенок, работающий с куклой, оказывается отделенным от зрителей-одноклассников, родителей лишь каркасом. Разыгрывая сюжеты, связанные с ситуацией, провоцирующей патологическую реакцию, изготавливая куклы и маски с изображением пугающих персонажей и образов, дети деактуализируют вызываемые ими эмоции и подготавливаются к функциональной тренировке в реальных условиях их проявления. Оживляя куклу-марионетку, ребенок впервые ощущает ответственность за действие куклы. Ребенок приобретает опыт управления своим страхом, тем самым избавляя себя от эмоционального напряжения, средством теневых кукол. Со своей куклой - страхом ребенок может сделать все, что угодно (порвать и выбросить). В этом терапевтическая сущность теневых кукол.
- происходит дифференциация ощущений посредством вязаных, ярких пальчиковых кукол, связанных по размеру пальчика ребенка и одевающихся на пальчик и прорабатываются проблемы идентификации и общения посредством веревочных кукол.
Плоскостные куклы и объемные куклы. – часто используются в работе с детьми для ролевых игр. Таким образом, работая с куклой, ребенок видит, что каждое ее движение зависит от него самого. Он получает обратную связь, что помогает ему корректировать свое поведение, делая движения куклы более выразительными. Для развития пальцев рук ребенка использую в практике тактильную игрушку - куклу набитую крупой – крупяничку. Она влияет на активность и беглость его речи. В основе куклы - холщовый мешочек с круглым дном.
Социальная адаптированность детей проявляется в участии детей в проекте «Семь добрых дел». Среди них и добрые дела, которые они совершают
совместно с учащимися общеобразовательного 3б класса. Вместе они разработали и реализовали проект «Добрые дела – добрым людям»:
подготовили кукольный спектакль «Рождественский дед» и выступили в детских приютах «Радуга» и «Доверие» г.Перми; перед учащимися нашей школы; перед студентами педагогического колледжа №1. В подарок детям-сиротам, студентам смастерили и подарили тряпичные куколки: «Ангелочек», «Зайчик на пальчик с конфетой», провели игровые программы. Администрация приютов «Радуга» и «Доверие» выразила нам благодарность в устной и письменной форме.
подготовили и принимали участие в краевой выставке «Наши руки не знают скуки» и провели мастер-класс по народной тряпичной игрушке с учащимися коррекционных классов. Работа отмечена благодарностью.
подготовили более двухсот тряпичных кукол для учащихся - участников районной конференции «Сохранение культурно-исторического наследия и национально-культурной самобытности народов Пермского края», имеем благодарность;
подготовили и принимали участие в краевой и районной выставках по ДПИ «Покров», имеем диплом, благодарственное письмо за подготовку детей;
подготовили и принимали участие в поселковой выставке «Дочки - матери», имеем диплом за участие.
Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его разных видов познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.
Куклы доставляют радость детям. А что может быть важнее психологического здоровья детей? А кто смеетеся – здоров. Значит, наши куклы лечат.
Таким образом, игра с куклами является важным средством формирования познавательных и психических процессов, способствующих полноценному развитию учащегося в классном коллективе.
Свой опыт представила на мастер-классе среди учителей начальных классов района в октябре 2013 года и получила не только одобрение, но и желание перенять его. С удовольствием с учащимися научим изготавливать куклы и использовать их в различных ситуациях школьной жизни.