Особенности использования методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Особенности использования методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
В условиях ограниченных возможностей здоровья, учитывая дефекты познавательной деятельности обучающихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность детей. Но только лишь развитием данных видов деятельности обучающихся нельзя ограничиваться, так как не будут в должной мере решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.
Прежде чем приступить к сообщению обучающимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. На мой взгляд, этого возможно достичь путем создания игровой или жизненно-практической ситуации, в которой обучающиеся почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи.
К примеру, прежде чем, учащиеся будут знакомиться с темой: площадь прямоугольника, учитель спрашивает у них: «Удобно ли определять площадь прямоугольника путем наложения на него мер площади? Представим себе, что нам нужно определить площадь нашего кабинета, где стоят парты, стулья, полки с книгами и т.д. Для того, чтобы измерить эту площадь наложением квадратных метров, необходимо все вынести из класса. Это потребует огромных затрат времени и сил. А знаете ли вы, как еще можно определить площадь класса?». Обучающиеся не могут дать ответ на этот вопрос, они готовы слушать объяснение учителя. При этом целесообразно использование метода рассказа, или изложения знаний.
Рассказ – это последовательное логическое изложение материала. Этот метод при обучении математике чаще всего применяется при ознакомлении с теоретическими знаниями (правилами, свойствами действий, порядком действий), вычислительными приемами.
При объяснении учитель связывает новый материал с пройденным, включая его в систему знаний, устанавливая связи и взаимосвязь между уже имеющимися у обучающихся знаниями и приобретаемыми вновь. При это возможно широкое использование предметных пособий, справочников, таблиц, схем. Изложение знаний, т.е. слово учителя, сочетается с наблюдениями обучающихся.
Также при обучении детей с ОВЗ следует применять и методы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической.
Беседой учитель пользуется тогда, когда учащиеся имеют определенный запас представлений для формирования на их основе новых понятий, знаний. Он готовит систему вопросов, учитель управляет восприятием, помогает выделить главное, установить взаимоотношения между изучаемыми фактами, свойствами объектов и ведет обучающихся к обобщениям и выводам, выбору верного пути решения поставленной задачи.
После беседы учитель должен дать обучающимся образец ответа в виде связного рассказа. Например, после беседы о прямоугольнике и свойствах его углов и сторон учитель дает образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы у прямоугольника прямые. Противоположные стороны равны».
При ознакомлении с новым материалом, особенно в старших классах, используется метод работы с учебником. Но следует помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми обучающимися. Естественно, что этот метод можно применять лишь тогда, когда в учебнике материал изложен достаточно подробно, с правильно подобранными примерами – образцами.
Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы. Метод самостоятельных и практических работ используется для закрепления умений и навыков. Самостоятельная работа в процессе закрепления математических знаний может быть организована различными способами.
В одних случаях она требует от обучающихся использования лишь репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. В других – в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мыслительную деятельность, связанные с применением знаний в сходной ситуации. И наконец, в самостоятельной работе от обучающихся может потребоваться использование продуктивной творческой деятельности (применение знаний в новой ситуации, решение новых задач).
Итак, выбор методов определяется конкретными условиями обучения. На какой бы метод или их сочетание ни использовал учитель на уроках математики, он должен учитывать психофизические особенности обучающихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности обучающихся, на их воспитание и развитие, максимальное ослабление и преодоление дефектов мыслительной и эмоционально-волевой деятельности обучающихся.