ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Хальметова Т.Д.
МБУ СОШ №64
городского округа Тольятти

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит перед учителями разные проблемы. В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ, одна из важных задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь этим детям в социализации, расширении их кругозора и круга общения, развития у ребят способности к самообразованию.
Для решения этой проблемы наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение технологии проектирования.
Идея использования этого метода в обучении определённо не нова. Инновация состоит в том, что этот метод я использую как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми ОВЗ ,обучающимися в дистанционной форме, решая образовательные задачи и способствуя успешной социализации детей с ОВЗ.
В чем же преимущества этого метода при обучении детей с ОВЗ?
В период работы над проектом, ребёнок с ОВЗ находится в тесном контакте со здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними, расширяется его круг общения, он перестаёт чувствовать себя не таким как все, появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Выступая при защите своего проекта, учащиеся с ОВЗ получают опыт общения с классом, опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт является основой для успешной социализации подобных детей в будущем.
У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям. Между учащимися складываются дружеские отношения, которые впоследствии выходят за рамки работы над проектом.
Целью использования метода проектирования в дистанционном обучении детей с ОВЗ является удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование исследовательской деятельности, умения работы с источниками, формирование умений выступать публично, вести дискуссии, создание межпредметных связей прежде всего с уроками ИЗО, информатики и литературы, формирование толерантности и навыков работы в команде, формирование аналитического и критического мышления.
В своей практике на уроках английского языка я активно использую этот метод. Из опыта своей работы я поняла, что проектная деятельность делает учебный процесс значимым, где ученики раскрывают свой творческий потенциал, реализуют коммуникативные потребности, проявляют фантазию, самостоятельность, креативность. Метод проектов помогает интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.
В практике иноязычного образования в школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени (1–2 месяца, четверть). Детям очень нравится работать над мини-проектами, над которыми они работают в течение урока, затем защищают в конце урока. Большинство учащихся серьезно и творчески относятся к выполнению таких работ. Мы, учителя английского языка, стараемся поощрять любые творческие начинания наших учеников. Все работы учащихся вывешиваются на стендах класса. Ученики с ОВЗ с удовольствием принимают участие в таких проектах. Они работают самостоятельно или в группах, получают удовлетворение от того, что они вносят свой посильный вклад в общую работу, им очень нравится исследовательская и оформительская работа.
На уроках английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи желательно поощрять их самостоятельность.  Во вторых, в процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.  
В-третьих, проекты могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.  Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, искать информацию в справочниках, брать интервью у других людей искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программе Microsoft Office.
Ребята с ОВЗ становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Они без принуждения многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как интересное занятие. В результате целенаправленной и систематической работы у каждого ребёнка формируется банк творческих работ, у них повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные и исследовательские умения и навыки работы в сотрудничестве.
Таким образом, этот метод на уроках с учащимися в традиционной форме, так и в работе с учащимися с ОВЗ в дистанционной форме помогает решать образовательные задачи и способствуют успешной социализации детей с ограниченными возможностями.
15