Мастер-классФормирование ключевых компетенций обучающихся с использованием технологии дебатов на уроках химии и во внеурочное время

Чмыхало Ольга Геннадиевна, зам. директора по УВР,
учитель химии высшей квалификационной категории,
МБОУ «Боградская сош», 89134475598
Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием технологии дебатов на уроках химии и во внеурочное время
Цель: Представление опыта деятельностного подхода в обучении химии.
Задачи:

·    Сформировать основные принципы построения урока с использованием технологии дебаты;

·     Развитие  потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;

·    Развитие умения работать в коллективе, находить аргументы и контраргументы, отстаивать своё мнение; 

·    Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор;
Презентация в программе Power Point;
Форма: мастер - класс
Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Большие требования предъявляет общество к выпускникам школы XXI века. Выпускник должен самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. И это задача компетентностного подхода и современных педагогических технологий обучения.
Потребности формировать определенные способности и компетентности задает направление отбора учебного материала, который позволит расставить нужные аспекты в преподавании, отработать с учащимися необходимые поведенческие модели. 
Чтобы решить эти задачи, требуется ввести в процесс преподавания современные педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся по достижению определенной цели и его самооценку.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность размышлять по поводу того, что знают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, к взаимодействию, к совместному решению задач. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, принимаются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Таким образом, к интерактивным методам относятся: ролевые игры, мозговой штурм, дискуссия, дебаты.
Применение компетентностного подхода позволило мне, как учителю органично включать в урок разнообразные формы проведения уроков, используя различные виды групповых работ. Это такие формы групповой работы как: большой круг, вертушка, аквариум, мозговой штурм, дебаты. На уроках с использованием таких форм ребенок не только может выразить свое мнение, свой взгляд, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить.
  Т.о. результативность обучения в современных условиях требует замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системнодеятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных, развивающих технологиях обучения. Одной из таких технологий являются «дебаты».
«Дебаты» - соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.
Выпускники школы, принимавшие участие в дебатах, успешно обучаются в ВУЗах, участвуя в семинарах, конференциях и других интерактивных формах взаимодействия.

Данные результаты подтверждают, что условия созданные мною на уроках и во внеурочное время позволяют обучающимся чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, и делает продуктивным сам процесс обучения.
 2. Представление системы уроков.
При проведении дебатов учитель выступает как организатор спора – выдвигает некоторый тезис, который одна команда учеников должна обосновать, другая опровергнуть. Или, учитель предлагает не готовый тезис, а проблему, кратко сформулированная, она становится темой урока. Команды учеников сами выдвигают тезисы, являющиеся альтернативными вариантами решения проблемы, и обосновывая свою позицию, подвергают критике или опровержению позицию оппонентов. Победителя в споре определяет судейская команда.
Технология «Дебаты» предполагает:
Активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации
Организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
Обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Дебаты на уроках химии:
Проблемные дебаты (затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы)
Экспресс-дебаты по мини-проблемам (по материалам учебника или рассказу учителя, при закреплении учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности).
Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой – либо проблеме.
В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки.
 Преимущества «Дебатов» перед другими технологиями
- междисциплинарность;
- сочетание развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности;
- представление учащимся различных средств для самореализации и самообразования;
- способность формировать социальную ответственность, обусловленность поступков;
- открытость
· для взаимодействия с другими педагогическими технологиями.
Я использую технологию дебаты в своей педагогической деятельности в модифицированном формате.
Этапы:
формулировка темы и её аспектов
формирование команд (не по 3 чел, а по 5-6 ч.)
сбор информации (на уроке работают с текстом учебника, с документом)
проведение дебатов (сами определяют роли) (раздать правила)
оценивание судьями итогов дебатов (иногда в роли судей могут выступать все ученики, не вошедшие в дебатирующие команды)
 
Каков результат?
Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение);
Проявление самостоятельности в суждениях и оценках;
Развитие устной монологической речи;
Развития коммуникативных навыков - умение работать в коллективе, выступать перед аудиторией, отвечать на поставленные вопросы;
Толерантное отношение к окружающим.
 Темы для дебатов по химии:
«Глюкоза – многоатомный спирт»
«Молочная кислота – органическая кислота»
«Гидроксид алюминия – основный гидроксид»
«Аминокислоты – органические кислоты»
«Алюминиевая посуда лучшая на кухне»
«Алкогольные напитки приносят вред здоровью человека»
«Химия самая главная из наук!»
«Наращивание темпов добычи нефти приведет к неминуемой катастрофе»
3. Имитационная игра.
Дебаты по теме: «Спирты нам необходимы»
Цель урока – развитие критического мышления для решения проблем в профессиональной деятельности, в практических ситуациях, приобщение к нормам и ценностям открытого общества, выработка коммуникативной культуры, способности найти компромисс.
Деление на команды:
Команда утверждения (формулирует аргументы подтверждающие выдвинутый тезис);
Команда опровержения (готовит контраргументы выдвинутому тезису)
Судьи, определяют команду – победителя дебатов;
Таймспикеры , следят за временем
Команда У будет доказывать, что спирты нам необходимы.
Команда О будет опровергать их точку зрения, утверждают, что спирты представляют опасность, и мы можем обойтись и без них.
Помимо команд у нас есть тайм-спикеры, которые будут хранителями времени урока и четко следят за соблюдением регламента. Кроме вопросов, которые вы можете задавать командам, предусмотрено выступление из зала в поддержку той или иной команды.
Правила для участников дебатов
1. В дебатах участвуют две команды с одинаковым числом игроков.
2. Команды выступают поочередно, продолжительность выступления 45 мин.
1-й раунд выступления капитанов: представление команд и их позиций.
2-й раунд прения по первому вопросу темы.
3-й прения по второму вопросу темы.
4-й прения по третьему вопросу темы.
5-й подведение итогов. Подводить итоги может капитан или любой игрок, которого он назначит.
3. После любого выступления (кроме двух последних итоговых) можно задать не более 2 вопросов. На вопрос отводится 15 сек, на ответ 30. Вопросы можно задавать только после того, как выступающий закончит свою речь.
4. Для подготовки ответа каждая команда может взять в течение «игры» два двухминутных перерыва.
5. Итоговые выступления не должны содержать новых аргументов.
6. Победителя определяют судьи.
 
Правила этикета во время дебатов:
если один говорит, остальные слушают;
хочешь сказать, подними руку;
не прерывай того, кто говорит;
критикуй мнение, а не личность его высказывающую;
не смейся, когда кто-то говорит (исключение шутка выступающего);
будь краток и четко выражай свои мысли;
старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
реши, что ты хочешь любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину?
Не ошибись в выборе!

Протокол судьи
Ваша роль чрезвычайно важна: именно вам предстоит определить команду победителя дебатов. Чтобы выполнить задачу, вам необходимо:
1) внимательно слушать и кратко записывать ключевые моменты выступлений на обороте протокола (советуем разделить лист пополам и фиксировать выступления команд на разных половинах);
2) заполнять протокол, оценивая каждое выступление по трем критериям:
содержание выступления (соответствие теме, полнота и правильность определений, убедительность аргументов, их разнообразие, критика оппонента, работа с вопросами);
структура выступления (выделение главной идеи, последовательность, непротиворечивость); стиль изложения (культура речи, корректность поведения, соблюдение регламента
Работа в группах с целью подготовки.
Выступление команд, оценка судьями.

4. Моделирование
Выбор темы для дебатов и разработка аргументов и контраргументов

5.Рефлексия (Анкета)
Правила для участников дебатов
1. В дебатах участвуют две команды с одинаковым числом игроков.
2. Команды выступают поочередно, продолжительность выступления 4-5 мин.
1-й раунд выступления капитанов: представление команд и их позиций.
2-й раунд прения по первому вопросу темы.
3-й прения по второму вопросу темы.
4-й прения по третьему вопросу темы.
5-й подведение итогов. Подводить итоги может капитан или любой игрок, которого он назначит.
3. После любого выступления (кроме двух последних итоговых) можно задать не более 2 вопросов. На вопрос отводится 15 сек, на ответ 30. Вопросы можно задавать только после того, как выступающий закончит свою речь.
4. Для подготовки ответа каждая команда может взять в течение «игры» два двухминутных перерыва.
5. Итоговые выступления не должны содержать новых аргументов.
6. Победителя определяют судьи.






Правила этикета во время дебатов:
если один говорит, остальные слушают;
хочешь сказать, подними руку;
не прерывай того, кто говорит;
критикуй мнение, а не личность его высказывающую;
не смейся, когда кто-то говорит (исключение шутка выступающего);
будь краток и четко выражай свои мысли;
старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
реши, что ты хочешь любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину?
Не ошибись в выборе!

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315