Конспект заседания родительского клуба Семья
Психологические условия адаптации первоклассников к школе.
Участники:
- учащиеся 1-х классов и их родители;
- дошкольники и их родители (подготовительная группа).Ответственные:
- Киселева Е.А. – учитель начальных классов;
- Дудникова Е.А. – учитель начальных классов.
Цели: повышение уровня личностной и социальной компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, взаимодействия с детьми для успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
- повышение учебно – познавательной мотивации и уровня осведомленности родителей;
- исследование особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе у дошкольников и первоклассников;
- исследование специфики детско – родительского взаимодействия;
- формирование и развитие коммуникативных умений и конструктивных способов взаимодействия ребенка и взрослого.
Ход встречи
Ведущиий 1: Здравствуйте! Рада приветствовать вас на очередной встрече нашего открытого родительского клуба «Семья». Сегодня участники встречи находятся не только в этом зале, но и дома в режиме on-line. Предлагаю нашу встречу начать с совместного приветствия участников клуба.
Ведущий 2: Предлагаю образовать круг приветствия (все участники и ведущие встают в круг), возьмем, друг друга за руки и поприветствуем, друг друга по кругу, разными способами (Например произнося «Добрый вечер, Елена Анатольевна!», «Привет, Никита!», улыбка и т.п. (у всех участников занятия бейджики с именами). Сначала приветствуем участников, которые находятся на связи с нами в режиме on-line.
Ведущий 2: - С каким настроением вы пришли сегодня на нашу встречу? (ответы)
Все мы пришли сегодня с разным настроением. Надеюсь, что наша с вами встреча пройдет в доброжелательной атмосфере и будет полезна для каждого из участников.
Для того чтобы настроится на совместную работу предлагаю поиграть в игру «Дышащее животное». Дети, родители и педагоги стоят в кругу, держась за руки и, изображая совместное животное, пробуют дышать определённым способом. Делая шаг вперед, совершают глубокий вдох, делая шаг назад, совершают выдох. Повторяется несколько раз. Упражнение повторяется до достижения синхронности. Вы готовы к совместной работе.
Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Ведущий 1: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.3. Опять сложите лист пополам.4. Снова оторвите правый верхний уголок.5. Сложите лист пополам.6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий 1: А почему? Как вы думаете? (ответы родителей)
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Различны их способности, возможности и личностные качества. Мы подошли к цели нашей встречи - Психологические условия адаптации первоклассников к школе.
Для продолжения работы предлагаем разделимся на группы: группа родителей и группа ребят. Родители проходят с Еленой Анатольевной, а ребята идут со мной.
Работа в группах
Группа ребят с ведущим 2, группа родителей с ведущим 1.
Ведущий 2: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать рисунок “Мои ожидания и опасения от обучения в школе” (подготовлен лист формата А3, который разделен на две части – на одной половине нарисовано солнышко, на другой – тучка, и карандаши).
Ведущий проводит с детьми беседу “Мои ожидания и опасения от обучения в школе” и вместе приходят к выводу и совместно изображают трудности и позитивные стороны обучения в школе.
Далее физминутка.
Ведущий 1: Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Ваше задание “На листе бумаге, разделённом пополам, написать с одной стороны – позитивные ожидания, а с другой стороны – опасения от поступления и обучения вашего ребёнка в школе”. (родители получают лист формата А3, разделенный на две половины, на одной стороне «+», на другой – «-»). Предлагаю сравнить ваши и детские опасения и ожидания. (работы вывешиваются на доску). Беседа с родителями по рисункам. Мы сравнили ваши работы и работы детей, как вы думаете, есть ли проблемы трудный ли это период для детей? (ответы). Можем ли мы помочь детям его преодолеть? (ответы). Если вы не возражаете, предлагаю вам немного теории о периоде адаптации. (презентация на ноутбуков).
Остались ли у вас еще вопросы (вопросы родителей).
Как вы думаете, чем в первую очередь вы можете помочь своим деткам? (Проводить с ними больше времени. Помогать делать уроки. Участвовать в делах ребенка.).Вот сейчас мы с вами и будем учиться проводить время с детьми и помогать им. А поможет нам в этом Сайфуллина Инна.
Совместное занятие родителей с детьми.
Изготовление новогодней шкатулки.
Рефлексия.
Ведущий 2: Обратную связь предлагаю осуществить ответив на вопросы:
- Что нового я унесу с собой с занятия?
- Буду ли я это применять в своей семье?
- Помогут ли совместные занятия с детьми в преодолении трудностей адаптационного периода?
- С каким настроением я уйду с занятия сегодня?
Ведущий 2: “Спасибо!!! До свидания!!!”
Заключительное упражнение: дети, родители и педагоги образовывают круг и по очереди благодарят друг друга за занятие и активное участие (в разной форме). Далее предлагается вместе поблагодарить всех общими громкими аплодисментами. После этого все вместе говорят друг другу спасибо, передавая движение по кругу. Движением может быть рукопожатие или похлопывание по плечу.