Интерактивная литературная игра по творчеству А.Л.Барто для учащихся нач.классов. В игре использованы современные педагогические технологии:работа в малых группах, техно


«Всем детям ровесница»
Интерактивная литературная игра для учащихся начальных классов
по произведениям А.Л.Барто.
автор разработки педагог-библиотекарь
ГБОУ Школа №1998 «Лукоморье» Л.Н.Стогова
Цели и задачи:
1. знакомство с биографией и творчеством А. Л. Барто;
2. воспитание лучших нравственных качеств: любовь к родине, уважение к старшим, помощь младшим, внимательное отношение к близким;
3. формирование устойчивого интереса к чтению, расширение кругозора, развитие творческой активности;
4. умение работать в малых группах, командное взаимодействие;
5.умение работать с различными источниками информации, обобщать и анализировать материалы при создании компьютерной презентации.
Подготовительный период:
1.Оформляется книжная выставка «Всем детям ровесница», где представлены книги  и портрет А. Л. Барто.
2.Учащиеся рисуют иллюстрации к любимым стихам А.Л.Барто. Готовится выставка творческих работ.
3.Учащимся 4-х классов предлагается приготовить сообщение с презентацией о жизни и творчестве А. Барто ( 3 мин.) (самостоятельно или с помощью родителей, учителя или библиотекаря).
Примерная тематика сообщений:
Краткая биография (семья, школа, первые стихи, участие в антифашистском конгрессе в Испании… до 1941 года)
Героические страницы биографии (1941-1945 гг.) (военный корреспондент, агитбригады, концерты)
3.Послевоенные годы (радиопередача «Найти человека», поэма «Звенигород»)
4.Мирная жизнь. А.Барто – автор сценариев кинофильмов «Подкидыш», «Слон и веревочка» и др.
Создание презентаций и подготовка сообщений вовлекает учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, развивает творческую активность, учит работать с различными источниками информации (книги, периодические издания, Интернет), побуждает к анализу и обобщению материалов, углубляет знания по истории нашей страны, по литературному наследию А.Л.Барто.
5.Группа учащихся 1-2 классов учит наизусть стихи А.Л.Барто и читает их с элементами театрализации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Уважаемые родители и учителя и все наши гости! Сегодня у нас праздник. Мы отмечаем день рождения замечательной детской писательница Агнии Львовны Барто. Представляете, ей бы сейчас могло исполниться 110 лет!
слайд (Портрет и название)
А поскольку Агния Львовна была человеком веселым, очень любила и ценила юмор, то начнем мы наш праздник тоже весело - с клоунады, которую сочинила сама Агния Львовна Барто.
(музыка)
Выходят два клоуна (учащиеся) и начинают вести разговор:
1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун - Нет, я не выл!
1 клоун - Ну, и они не выли!
2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун - Нет, не я один, а мы…
2 клоун - Кто это – мы?
1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун - Кто – вымытые?
1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун - Что променяли?
2 клоун - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
Библиотекарь: Ребята! Вот какую веселую клоунаду для нас сочинила Агния Барто. Спасибо, нашим замечательным клоунам. А сейчас, пришло время вспомнить, где и когда родилась эта писательница, как она начала писать стихи. Давайте послушаем наших старших учеников из 4-го класса. Они подготовили интересный рассказ по биографии поэтессы.
2 слайд
Ученик 1. ( 1-е сообщение с презентацией):
(17 февраля 1906 года в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова появилась на свет обыкновенная девочка – Агния, которая в будущем станет известной детской писательницей. Барто – это не настоящая фамилия, а придуманная, т.е. псевдоним. В детстве, все свое свободное время проводила она вместе с отцом-ветеринаром, помогая ему лечить заболевших зверушек и т.д.).Библиотекарь: А теперь, когда вы познакомились с первым этапом жизни этой замечательной писательницы, давайте немного отдохнем и поиграем. Наши знакомые клоуны решили переписать в тетрадь любимые стихи Агнии Барто и кое-что конечно перепутали. Вы должны найти ошибки и вписать слова в кроссворд. Мы узнаем, как назывался сборник стихов, который вышел в 1936 году и с которым вы конечно знакомы.
Для того, чтобы мы могли активно включится в игру, давайте разобьемся на команды по 6 человек. В каждой команде выберем капитана.
И так, все готовы? Капитаны? И так, мы начинаем игру!
Игра «Подскажи словечко».
Каждая команда получает карточки со стихами А.Барто, в которых есть ошибочные слова, отыскав ошибку, команда поднимает руку и идет вписывать слово в кроссворд на доске.
1 команда: 2 команда:
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший. (мишка)
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (лягушки)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в печку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в печке мяч. (речка)
Я люблю свою кроватку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (лошадка)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык,
Опрокинул грузовик. (кот)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
2177415179705Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он ежихе шлёт поклон. (слониха)
Библиотекарь: Какое же слово получилось по вертикали? (игрушки) Да, именно так назывался сборник стихов А.Барто, который увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.
Библиотекарь: Ребята, вы немного отдохнули, и давайте продолжим наше знакомство с биографией замечательной поэтессы.
И так, на дворе 1941 год. Кто знает, какое страшное событие для русских людей началось в этом году? Правильно, в июле 1941 года на нашу страну вероломно напали войска фашисткой Германии. Началась Великая отечественная война. А о том, как в годы войны жила А.Барто нам сейчас расскажет ученик 4-го класса_____________.
Ученик 2. (сообщение с презентацией):
(Во время Великой Отечественной войны Агния Барто уезжает на фронт. Там она сочиняет и читает стихи, пишет в газетах, выступает по радио. В канун Дня Победы, этого великого праздника, случилось самое страшное событие в ее жизни. Погиб ее сын Гарик. Она уже больше не будет писать о бычках, зайчиках и мишках. Раз и навсегда в ее жизнь вошло горе. Чтобы пережить горе, она стала ездить по детским домам и писать о детях, которые потерялись во время войны.).Библиотекарь: Стихи Агнии Барто удивительны ещё тем, что позволяют нам с вами поиграть. Согласны? Но нужно проявить свою фантазию, творческое воображение, наблюдательность и изобретательность. Сейчас у нас снова игровая пауза.
Игра « Сочиняем сами»
Библиотекарь:
В СТИХОТВОРЕНИИ 2 КУПЛЕТА, Я ВАМ ПРОЧИТАЮ ПЕРВЫЙ, А ВТОРОЙ ВЫ ДОЛЖНЫ придумать сами. Готовы? Тогда, начинаем!
Ученик 1.
Мы знаем, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
- Так что же мы придумаем, чтоб не было больше зимы? (дети придумывают и называют свои варианты)
- Что же придумала Агния Барто? (мы читаем второе четверостишие).
Ученик 2:
Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето. (показать стекляшку зелёного цвета)
Библиотекарь: Теперь, когда мы отдохнули, пришло время познакомиться с послевоенным периодом жизни А.Барто. Ведь именно после войны в тяжелое для страны время, когда все силы были направлены на восстановление разрушенного хозяйства, Агния Львовна решила помочь тем людям, которых война раскидала по разным городам и селам, оставила детей сиротами.
Выступление ученика 3 . Презентация: Послевоенные годы (радиопередача «Найти человека», поэма «Звенигород»)
Библиотекарь: Давайте, послушаем отрывок из поэмы «Звенигород» - рассказ о детях, потерявших родных во время войны.
Читают ученики 1-2 классов:
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то...
После, чуть не целый год,
Дети рисовали
Сбитый черный самолет,
Дом среди развалин.
Вдруг настанет тишина,
Что-то вспомнят дети...
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать...
Это только Лелька
Не умеет вспоминать —
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожженного крыльца
Мальчика Никиту.
Был у Клавы старший брат,
Лейтенант кудрявый,
Вот на карточке он снят
С годовалой Клавой.
Защищал он Сталинград,
Дрался под Полтавой.
Дети воинов, бойцов
В этом детском доме.
Здесь портреты их отцов,
Карточки в альбоме.
Вот какая тут семья —
Дочки тут и сыновья.
Библиотекарь:
Трудное послевоенное время постепенно проходит, страна возрождается, строятся новые города, восстанавливаются заводы и фабрики. Люди начинают чаще ходить в кино, улыбаться и верить в будущее…
Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма «Подкидыш», автором сценария которого была А.Барто.
(фрагмент х/фильма «Подкидыш»)
Библиотекарь: Ну, вот подходит к концу наше необычное путешествие в мир творчества А.Л.Барто.
Мы многое узнали об этом человеке, вам было интересно? Что вам особенно запомнилось, что удивило?
(ответы детей)
Библиотекарь: В завершении нашего необычного занятия, я хочу предложить игру, которую нам подсказала А.Л.Барто своим замечательным стихотворением.
Послушайте и отгадайте, о чем идёт речь?
Ученик:
Мы его построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
Но сначала А потом вернёмся к маме. (самолёт)
Библиотекарь: Этот предмет из загадки можно смастерить. Перед вами на столе лежат листочки бумаги, из которых мы сейчас будем мастерить бумажные самолётики. Искусство складывания бумажных самолётиков называется аэрогами, от японского слова «оригами». Готовы?
Игра «Самолет»
Ребята делают самолетики в течение 5 мин. Самолётики по желанию можно разрисовать: это могут быть звёздочки, птицы, звери, дать название и т. д. Готовые самолетики команды выкладывают на край стола.
Парад самолетов принимает приглашенный учитель ОБЖ.
Библиотекарь: Давайте запустим наши самолётики. Проведем соревнование, какой самолетик дальше улетит. А потом, следуя стихотворению А. Барто, «вернёмся к маме», домой!
(музыка)
Заключение.
Мы с вами познакомились с биографией и некоторыми стихотворениями Агнии Львовны Барто. Их очень много и в других её книгах (назвать и показать книги, представленные на выставке). Читайте их и помните: своё сердце она без остатка отдала вам, дорогие девочки и дорогие мальчики! Будьте счастливы!