Конспект урока географии по теме «Мировое хозяйство» на основе техно-логии модерации.
Конспект урока географии по теме «Мировое хозяйство» на основе технологии модерации.
Описание материала: данная разработка урока составлена на основе авторской программы по географии 6-10 классы под редакцией В.И. Сиротина и ориентирована прежде всего на учителей, работающих по учебнику В.П.Максаковского (М.:Просвещение). Актуальность: В числе главных проблем сегодняшней школы стоит низкая мотивация, как учителей, так и учеников, а одной из причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Тема урока: «Мировое хозяйство».
Цели урока: - учащиеся воспроизводят основные понятия « мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная географическая интеграция», ТНК;- объясняют причины специализации стран мира, роль ТНК в экономике разных стран;- показывают роль международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.Задачи урока:Образовательные:- способствовать усвоению новых знаний;- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.Развивающие:- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешнихсвязей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;- развивать практическую направленность знаний и умений;Воспитательные:- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировоесообщество;- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу.Тип урока - урок изучения нового материала.Методы: словесный, наглядный, практический.Организационная форма: групповая, индивидуальная работа.Материалы и оборудование: 1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;2. Компьютерные презентации «Предпосылки возникновения мирового хозяйства», «Мировое хозяйство»;3.Учебники «География» В.П. Максаковского, 10 класс;4. Атласы « География» 10 класс.Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения, приводятся ниже по каждому методу отдельно.
Ход урока:
1. Инициация.Метод «Найди похожих» Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии, сплочение.Кол-во участников: весь класс.Материалы: ученики, сидящие на стульях.Учитель (ведущий) объясняет, что он будет задавать вопросы, а те, к кому они относятся выходят в круг. Вопросы можно задавать как серьёзные, так и шуточные. Например: «Кто сегодня завтракал?» и т.д.Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.2. Вхождение или погружение в тему.На предыдущем уроке заранее определённые учителем учащиеся получают задание подготовить к данному уроку краткое сообщение и компьютерную презентацию по теме «Предпосылки возникновения мирового хозяйства». Цель: формулировка темы и целей урока.Подготовленное сообщение заслушивается всем классом и одновременно демонстрируются слайды:
Перед учащимися ставится вопрос: Как называется исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями? ( Учащиеся отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Мировое хозяйство»)
После чего совместно с учителем формулируют цели урока.3. Формирование ожиданий учеников.Метод «Ладошка»Цель: выяснение ожидания учеников от изучения данной темы.Материалы: листы бумаги формата А4 и ручки по количеству учеников.Проведение: каждому ученику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на каждом пальце написать, что он ожидает от данного урока.Затем ответы зачитываются вслух.4. Интерактивная лекция.Цель: передача и объяснение информации.Заслушивается заранее подготовленное сообщение учащихся «Мировое хозяйство» и одновременно демонстрируется компьютерная презентация по этой же теме. Слайды:
5. Проработка содержания темы. Деление на группы. Используя карточки 4-х цветов, заранее наклеенные на спинки стульев.Цель: деление учеников на 4 группы для дальнейшей работы над темой урока.Метод «Автобусная остановка»Цель: групповая работа учащихся над темой урока.Материалы: 4 листа А4 с записанными на них вопросами,4 фломастера или ручки.Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на ученическом столе) расположен лист с записанным на нём вопросом по теме. Остановка № 1. Вопрос № 1. Понятие о мировом хозяйстве.Остановка № 2. Вопрос № 2. Международное географическое разделение труда.Остановка № 3. Вопрос № 3. Международная экономическая интеграция.Остановка № 4 . Вопрос № 4. Интернационализация хозяйственной жизни. Транснациональные корпорации (ТНК).В течение 5-ти минут в каждой группе, на каждой остановке обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят к следующей остановке по часовой стрелке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их в течение 3-х минут. При этом записи, сделанные предыдущей группой исправлять нельзя. Затем следующий переход к остановке и ещё 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей 1-й остановке, она в течение 3-х минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты своей работы.6. Домашнее задание.с. 98-102, письменно задание (Приложение № 2)7. Подведение итогов. Рефлексия.Метод «Что ты думаешь о…?»Цель: помощь ученикам ещё раз взглянуть на изученные вопросы и выразить своё мнение.Материал: 4 листа, 4 фломастера.Каждая группа получает лист с перечнем вопросов изученной темы для того, чтобы выразить своё мнение. Каждый вопрос темы содержит следующие пункты:- я научился…- я могу научить других…- я не понял…- в дальнейшем я собираюсь…Список использованной литературы:1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. [Электронная версия].- 2005 - 2008.2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012 - 255 с. – (Серия «Это - ты»).3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /В.П.Максаковский.-: Просвещение, 2008- 398с.4. Курс "Технология интерактивного обучения"