Методическая разработка по теме Реализация технологии дебатов на уроке обществознания
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему " Реализация технологии дебатов на уроках истории и обществознания"
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ-1: с 10.11 по 14.11. 2014 г
ИБ-2: с 24.11 по 28.11. 2014 г
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнила: Томашевская И.В.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Безенчук
Самарской области
Самара 2014г
Оглавление
Введение3 – 5 стр.
Основная часть..5 – 9 стр.
1. Теоретическое описание
2. Описание изменений в образовательном процессе:
3. Содержательно-технологический блок
4. Контрольно-оценочный блок
5. Ресурсный блок (условия)
Заключение.9 стр.
Информационные источники10 стр.
Приложение ..................................................................................... 11 стр.
Введение
В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Актуальность.
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно - образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Для достижения этих целей необходимо поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе. К сожалению, как показывает практика, в настоящее время учебный процесс в школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в реализации своих запросов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.
При традиционном обучении нет возможности формировать личностные качества, которые позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нем.
Проблема: ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Технология "дебаты" представляет собой интеллектуальную игру, которая позволяет значительно повысить уровень развития детей, приобрести навыки ораторского искусства, научиться свободно общаться и повысить интерес к получению нового.
Целью работы является изучение особенностей применения технологии дебатов на уроках истории и обществознания, распространение собственного профессионального опыта для дальнейшего его использования в воспитательно-образовательном процессе.
Исходя из этого можно выделить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику технологии дебатов;
2. Показать реализацию технологии дебатов на уроках истории.
Ожидаемый результат: это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их, повышение коммуникативных навыков, ученики учатся свободно общаться.
Основная часть.
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя истории и обществознания вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации технологии дебатов на всех этапах обучения истории с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Итак, дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.
Дебаты могут принимать различные формы. Число участников колеблется от 2-х до четырех в каждой команде. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им дается возможность участвовать в перекрестных вопросах.
Наиболее распространенным и приемлемым для учащихся старшего школьного возраста является следующий формат (вид) дебатов: – в дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает.
Команды также имеют право на 8-минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом, который они могут использовать полностью перед каким-либо из выступлений или частями.
За соблюдением регламента игры следит таймкипер, который показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления или таймаута –промежутка времени, который команда может взять для совместного обсуждения вопросов или контраргументов.
То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне.
Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.
Согласно правилам, команды должны отстаивать свои позиции до конца игры. Поэтому на первый взгляд кажется, что при обучении дебатам не вырабатывается такой навык, как способность достигать компромисса. Однако, поскольку учащимся придется тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придется взвешивать различные стороны, анализировать различные подходы. Косвенным образом это способствует развитию готовности к компромиссу.
В игре две команды по три человека обсуждают заданную тему. При этом одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Победа
присуждается той команде, которая набрала больше очков. Оцениваются глубина и разнообразие аргументации, логичность и структурированность выступления, культура речи.
Каждый из игроков (спикеров) имеет свою задачу:
первый – заявляет позицию своей стороны и выдвигает аргументацию;
второй – опровергает точку зрения оппонентов, выдвигая контаргументы и усиливает позицию своей команды;
третий – подводит итоги, проводя сравнительный анализ аргументов сторон, доказывая свою правоту.
Выступления спикеров строго регламентированы
(6,5,5 минут соответственно). Отдельно выделяется время на обмен вопросами. Особенностью игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной позиции, они до конца отстаивают свою точку зрения.
При всех своих достоинствах, в классическом виде игра мало подходит для использования на уроке. Главным недостатком является ограниченное число участников.
Модифицированный вариант, используемый на уроке, позволяет охватить, фактически всех желающих принять участие в дискуссии. Он включает в себя:
· групповую работу (выработка единой линии защиты на основе
домашних заготовок);
выступление лидера;
свободный обмен мнениями всех желающих высказаться.
Обратная связь.
Особенностью обратной связи на уроке является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.
Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:
- кто является лидером, кто - аутсайдером;
- насколько дружная работа;
- насколько ученики активны;
- к кому обращаются при ответе - к учителю или к оппонентам;
- характер выступлений: глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов.
Результаты наблюдений позволяют определить:
- степень усвоения учебного материала;
- степень заинтересованности учеников, насколько им интересен материал и формулировка темы;
- степень овладения культурой ведения дискуссии.
Интересны для учителя и последние выступления команд. Они максимально показывают, насколько ученики могли понять позицию оппонентов, смогли не просто опровергать отдельные положения, а понять логику доказательств и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.
Например, дебаты актуально провести по теме "Трудовые мигранты нужны
России".
Данная тема является логическим продолжением тем "Нации и межнациональные отношения", "Социальная сфера". Тема является актуальной, так как в современной России доля иностранных рабочих увеличивается значительно.
Урок был проведен по всем правилам классических дебатов. Класс разделился на две группы: "утверждающая сторона" и "отрицающая сторона". "Утверждающая" сторона выдвигала аргументы в необходимости привлечения иностранных рабочих в Россию, "отрицающая" сторона доказывала, что иностранные рабочие не нужны России. Была судейская группа из числа учителей истории и обществознания. Эта группа анализировала аргументы той и другой группы. Был назначен тайм - кипер, ученик, который отслеживал временные рамки выступления обеих групп.
В начале урока были поставлены цель урока и задачи урока. После представленных аргументов участники дебатов обменялись вопросами по теме.
Цель и задачи урока были выполнены. Обучающиеся пришли к выводу, что миграционные процессы в России - это сложные процессы. Миграция населения затрагивает все сферы общества: экономику, политику, социальную, духовную.
Ресурсный блок. Требования к условиям реализации программы
1. Программные условия. Дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т. д.
2.Материально-технические условия. В здании - свободно конструируемых многофункциональных клубных пространств, оснащенных необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
3.Информационные условия. Свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.
III. Заключение. Подводя итог, хочу сказать следующее.Уроки в форме дебатов необходимы. Учащиеся серьезно подходят к подготовке и самому процессу спора. Для них участие в дебатах возможность продемонстрировать свои способности, самостоятельность в суждениях и оценках самоутвердиться в коллективе, реализовать творческий потенциал. Для старшеклассников спор по правилам привлекателен и тем, что он в определенной мере удовлетворяет эстетическим потребностям: уважительное отношение друг к другу, организованность всего процесса это красиво.
Информационные источники:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. М., «Первое сентября», 2010.
2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М., «Просвещение», 2007. 158 с.
3. Сунгатуллина Э.М.Использование интерактивных методов преподавании истории и обществознания.//Преподавание истории в школе, № 3, 2004 г.
Нормативные документы
1. Закон РФ об образовании.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Интернет ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – cайт Министерства образования и науки РФ
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - cайт Министерства образования и науки Самарской области.
Приложение.
Конспект урока «Трудовые мигранты нужны России».
Цель урока: формирование представлений о противоречивых миграционных процессах в России.
Задачи урока:
Образовательная:
показать формирование новой социальной общности на территории России- мигранты, показать сложности взаимодействий различных социальных общностей в современной России, провести анализ отношений различных социальных общностей и социальных групп к иностранным рабочим в России.
Воспитательная: формирование толерантного отношения к различным народам и нациям, проживающим на территории России.
Развивающая: умение анализировать явления и процессы, различать факты и оценки, соотносить теоретические обобщения и реальные процессы.
Помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения в дальнейшем.
Ход урока:
Учитель:
- Добрый день, дорогие учащиеся, добрый день уважаемые гости.
Сегодня у нас несколько необычный урок. Это урок - дебаты.
Уроки-дебаты одна из новых образовательных технологий. Сегодня в такой несколько необычной форме мы проведем урок по теме «Иммигранты нужны России». Почему мы выбрали для обсуждения такой, казалось бы, не касающийся вас, школьников, вопрос?
Во- первых, на предыдущих уроках мы изучали такие темы «Социальные группы и социальные взаимоотношения», «Нации и межнациональные отношения».Социальная система общества состоит из различных социальных групп, общностей. Иммигранты, приезжающие работать в Россию, это тоже отдельная социальная общность, которая изменила социальную картину нашего современного общества. С каждым годом количество иммигрантов в России увеличивается. Сегодня мы уже говорим о значительном числе прибывших в Россию иностранных рабочих. И с таким положением мы должны считаться, определить как нужно относиться к данному социальному явлению.
Тема трудовой миграции действительно сегодня является актуальной. Какую роль играют иностранные рабочие в экономике страны? Какие проблемы связанные с миграцией населения, возникают в нашем обществе? Эти актуальные вопросы сегодня поднимаются на всех уровнях власти. Проблема трудовой миграции обсуждается в СМИ, на всех уровнях власти, с мигрантами мы встречаемся ежедневно на улицах. Мигрантов становится все больше в нашей стране. Они занимают различные ниши в обществе, соглашаются работать в самых тяжелых и неблагоприятных условиях, получать небольшие деньги за свой труд, и, несмотря на все сложности, и остаются в России.
Вот такую сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке. Класс разделится на две группы: утверждающая сторона и опровергающая сторона. Утверждающая сторона выступит со своими доводами в защиту трудовой миграции. В своих тезисах они докажут необходимость привлечения иностранных рабочих в экономику России. Их оппоненты выступят с доказательствами ненужности привлечения иностранной рабочей силы в Россию.
На уроке присутствует группа экспертов из числа учителей школы. Группа экспертов дадут объективную оценку работе обеих команд. Кроме того, они оценят работу групп по нескольким критериям, это и умение четко и аргументировано отстаивать свою позицию, представлять доказательства своей точки зрения. Эксперты оценят умение группы отвечать на вопросы своих оппонентов, умение группы вести дискуссию. Судьи определяют более аргументированные доказательства. Они заполнят протокол, укажут сильные и слабые стороны выступающих сторон. Группа экспертов получила листы для ведения протокола.
Кроме того, дебаты ведутся по строго определенным правилам и среди нас будет тайм-кипер, следящий за временем. На высказывание своей точки зрения будет выделятся 5 минут, на ответы от 3 до 5 минут. После выступлений команд и ответов судьи подведут итоги дебатов, определят победителей, выскажут свою точку зрения.
Победителем становится команда, представившая более убедительные аргументы, доказательства своей позиции. Учитывается и умение дать четкий ответ на те или иные вопросы противоположной группы, культура поведения
Итак, мы представляем участников дебатов, команда «Утверждающие» и команда «Опровергающие». Группа «Утверждающие « выступает с заявлением того, что иностранные рабочие сегодня необходимы для развития экономики России. «Опровергающая сторона» докажет обратную позицию. Но прежде всего, мы представим факты российской действительности. Слово
предоставляется ученице.
- Прежде чем мы начнем говорить об иностранных рабочих в России, их положительной или отрицательной роли мне бы хотелось представить неоспоримые факты.
Тема иностранных рабочих, или проще сказать, гастербайтеров в России, актуальна. Об этой проблеме говорится в СМИ уже не первый год. Позиции по этой проблемы в обществе диаметрально противоположны.
На сегодняшний день в России проживает и работает несколько миллионов иностранных рабочих Точную цифру о количестве иммигрантов в России не может назвать никто, т.к. многие иностранные рабочие приезжают в Россию нелегально, и устраиваются на работу тоже нелегально, а следовательно, они нигде не числятся, экспертные оценки колеблются от 6 до 12 миллионов человек. Согласитесь, что это достаточно серьезная цифра для России, где численность своего населения составляет 142 мил человек.
Бурный рост привлечения иностранной рабочей силы начался в 2005 году. Максимальное число мигрантов было привлечено в 2008году - 2мил,425 тысяч, а в 2011году чуть меньше – 1 мил,720 тысяч. Потребности в иностранной рабочей силе оцениваются на 2012 году в 1 мил, 745 тыс. человек.
В 2012 году российской экономике потребуется более 111 тысяч зарубежных водителей и машинистов, почти 74 тысяч операторов и слесарей-сборщиков стационарного оборудования, более 20 тысяч специалистов в области естественных и инженерных наук и почти 87 тысяч руководителей учреждений, организаций и предприятий.
Если посмотреть по отраслям, то наибольшее число иностранных рабочих заняты в строительстве, ЖКХ, горных и горно-капитальных работах. Около 100 тысяч мигрантов работают в сельском хозяйстве.
Почти четверть рабочих квоты предназначена для неквалифицированных рабочих, занятых во всех сферах экономики. Откуда же пребывают
иностранные рабочие в Россию?
В 2010 году в Россию приехало пять миллионов трудовых мигрантов, с Украины 1,5 миллиона человек, с Узбекистана 1 мил, 200 тысяч, с Таджикистана 800 тысяч человек, с Киргизии -382 тысячи человек.
На Москву и Московскую область приходится 35% всего миграционного потока. Квота на иностранных работников только в Москве составляет 200 тысяч человек.
Трудовые мигранты в России, может ли российская экономика обойтись без них ?какие социальные, правовые, национальные проблемы возникают в связи с их присутствием в нашей стране. Возможно ли экономическое развитие без участия мигрантов?
На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить.
«Утверждающая» группа.
- Мы считаем, что иностранная рабочая сила нужна России и российской экономике. В качестве доказательства приведем несколько аргументов.
1 ученик. Первый аргумент - демографический.
До середины 20 века население нашей страны устойчиво росло, во второй половине 20 века темпы демографического роста снизились, а начиная с 1994-1995, рост населения прекратился. Далее пошел процесс сокращения населения (депопуляция) Сегодня, население страны уменьшается. Каждый год наша страна теряет около одного миллиона человек. Сокращение населения существенно ухудшает экономическую ситуацию: на рынке труда ощущается дефицит рабочей силы. По оценке экспертов, в течение ближайших 14 лет трудоспособное население страны уменьшится на 10 миллионов человек. Для развития же экономики России необходимы трудовые ресурсы.
Откуда взять эти необходимые трудовые ресурсы? Выход один – привлечение рабочих из других стран. России без мигрантов не обойтись. Как подсчитали специалисты Центра стратегических реформ, для того, чтобы наша страна в ближайшие 15 лет перешла в разряд экономически развитых
держав, ей уже сейчас не хватает, как минимум, 8 миллионов рабочих рук. Как подсчитал один из главных демографов страны профессор Анатолий Вишневский, для восполнения постоянно убывающего трудового потенциала необходимо, чтобы в Россию ежегодно приезжало 700 тыс., Демографы же предсказывают, что к 2015-му году трудовые ресурсы в России сократятся на 8 млн., а к 2025-му - на 18-19 млн. человек. Для сравнения: сейчас, по информации Росстата, в ней занято около 75 млн. работников. Как отмечается в докладе, подготовленном группой независимых экспертов по инициативе Представительства ООН в Российской Федерации, если нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2025 году население России сократится до 125-135 млн. человек, а к 2050-му - и вовсе до 100 млн. По мнению аналитиков ООН, сдержать сокращение населения России можно за счет иммигрантов. а к 2035-му - до 1мил 200 тысяч или 1мил 300.тыс человек. По мнению экспертов, уже в ближайшие годы конкурентоспособность национальных экономик будет зависеть не столько от энергоресурсов, сколько от достаточного количества рабочих рук. Победят страны, которые сумеют заманить к себе иностранных специалистов, а самых нужных и ценных из них - интегрировать в свое общество."Если Россия захочет остаться большой страной с большим влиянием, то она должна стать страной большой иммиграции - такой как США, Австралия, Бразилия или Канада.
2-й ученик. Второй аргумент- экономический.
Не престижный труд.
Я соглашусь с мнением своего одноклассника, что иностранная рабочая сила нужна России. Да, действительно ситуация такова, что российская экономика не может обойтись без привлечения рабочей силы из-за рубежа. Миграция служит важным структурным компонентом рынка труда. Мигранты заполняют не престижные ниши. Если провести анализ трудоустройства приезжих рабочих, то выясняется, что большое количество так называемых гастарбайтеров, заняты неквалифицированным трудом:
уборка улиц, сфера ЖКХ, строительство, сельское хозяйство, т.е. там, где меньше всего механизирован или автоматизирован трудовой процесс. Мигранты соглашаются на самую низкую оплату труда. Российская молодежь считает не престижным заниматься такой работой. Именно поэтому мы считаем, что без данной категории людей российская экономика не сможет развиваться дальше.
3-й ученик. Мигрантофобия.
И еще одно доказательство хотелось бы привести в качестве аргумента. Экономика Советского Союза во многом развивалась благодаря миграции рабочей силы. Многие стройки в СССР были воздвигнуты благодаря рабочим из соседних республик. В советское время в Россию ехали, чтобы зарабатывать. Многие стройки были «многонациональными», работали и украинцы, и молдаване, и армяне. Так что с точки зрения истории в этом плане, мало что изменилось, миграционные процессы были всегда. На сегодняшний день изменилась лишь география приезжих. Если раньше ехали из республик, входящих в состав СССР, так называемое сейчас ближнее зарубежье, то в настоящее время едут в Россию и из стран Дальнего зарубежья, в частности Китай, Корея. Не надо бояться мигрантов. Мы считаем, что называемой Мигрантофобии (т.е. боязни мигрантов) не должно быть.
4-й ученик. Культурогический аспект.
В качестве доказательства хочется привести культурологический аргумент. Дело в том, что Россия всегда была многонациональным государством. В России проживает более ста народов. Русская нация, как основополагающая, всегда развивалась в соседстве с другими народами, нациями. И при этом она не утратила своей культуры, языка, обычаев. Иностранная рабочая сила, как отдельная социальная группа, не сможет отрицательно повлиять на культуру русской нации. Россия заинтересована в том, чтобы к нам приезжали на постоянное место жительства высококвалифицированные рабочие, готовые интегрироваться в наше общество, пускай приезжают к нам
те, кто знает наш язык, культуру и истории. Как раз об этом и говорил в своих выступлениях премьер-министр В.В.Путин. Кроме того, В.В. Путин считает необходимым повысить уровень отечественного образования, как такового, поскольку «низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ»
Итак, наша группа утверждает - России нужна иностранная рабочая сила.
Выступления второй группы ( опровергающая сторона.)
1-й ученик.
Аргумент 1. Подрыв российского рынка труда.
Сейчас под прикрытием термина «демографическая яма» предлагается открыть границы для иностранной рабочей силы. Это в корне не правильно. Надо понимать, что работодатель всегда выберет дешевую рабочую силу, вместо дорогой. Предприниматель выберет дешевый труд мигрантов, вместо модернизации производства. В сложившихся условиях трудовые мигранты соглашаются на любые условия, тем самым они подрывают российский рынок труда. Последствием становится рост безработицы среди россиян, снижение стоимости труда, расширение теневой экономики. Таким образом, иностранцы только «сбивают цены» на ранке труда. У нас в стране итак высокий уровень безработицы. Только по Прилузскому району на 1 января 2012 года 687 безработных. Это только официально зарегистрированных, А сколько безработных по стране? В условиях нестабильной экономической ситуации рабочие места необходимо оставлять именно своим рабочим, а не приезжим. И этот самый главный экономический аргумент нашей группы. Иностранные рабочие не нужны российской экономике.
2-й ученик. Теневая экономика.
Точное количество мигрантов в нашу страну не знают даже те, кто должен заниматься этой проблемой непосредственно. Нелегальная миграция выгодна многим. Предпринимателям, нанимающим нелегалов и обирающих их. В Подмосковном Серпухове нелегалы выращивают зелень по цене 5 рублей за килограмм. Зелень надо вырастить, помыть, уложить в красивые
пакеты несуществующих фирм). И все это 3- 5 рублей за килограмм! Тут же предприниматель продает её посредникам уже за 100 рублей, на прилавок эта зелень идет за 250 рублей за килограмм. Выгоды от нелегалов ощущает каждый, кто столкнется с иностранными рабочими как работодатель, потребитель услуг и, к общему стыду, "правоохранитель", - отмечает профессор Высшей школы экономики, руководитель Центра демографии и экологии человека РАН Анатолий Вишневский ( сюжет). Например, разрешение на работу на «сером рынке» стоит порядка 20 тысяч рублей. Из них только десятая часть, две тысячи, идет в казну государства, остальное в карманы чиновников и посредников. И чем меньше квота в регионе, тем дороже стоит разрешение на работу. Т.е нелегальная миграция способствует росту коррупции. Любой полицейский, остановивший на улице гастарбайтера, может порвать его миграционную карту и потребовать денег.
3- ученик. Аргумент экономический.
Наша группа считает, что трудовая миграция наносит серьезный ущерб экономике страны. В первую очередь за счет денежных переводов за границу. Наряду с официальными каналами переводов есть и неофициальные. В последние годы из России ежегодно мигрантами вывозилось от 12 до 15 млрд.долл., это официальные, зарегистрированные мигранты. Проанализируем бюджет некоторых стран.
Бюджет некоторых стран, формируется за счет поступлений денежных переводов из России. Посмотрите на таблицу.
Страна
Бюджет формируется за счет переводов с России
Таджикистан
85%
Армения
53%
Узбекистан
35%
Грузия
24%
Азербайджан
19%
Киргизия
17%
Итак, мы видим из таблицы, что бюджеты многих стран формируются за счет поступлений из России.
А ещё по подсчетам специалистов Россия ежегодно теряет огромное количество денег из-за нелегальной рабочей силы, по разным оценкам, от 5 до 8 млрд. долларов в год. Пока российским предпринимателям выгоднее нанимать мигрантов, не надо платить социальные налоги, в том числе в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования и т.д. государство только теряет от этого. Но тогда наша страна никогда не сможет выбраться из числа отстающих держав.
4-й ученик. Аспект культурологический.
Мы против иностранной рабочей силы.
В Россию едут представители разных стран. Особое опасение вызывают выходцы из Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана, Китая и т.д. Зачастую, культурный уровень представителей этих стран очень низкий. Они не знают нашей страны, не могут свободно говорить на русском языке, поэтому не могут интегрироваться в наше общество. Живут, как правило, отдельными группами, их главная цель не интегрироваться, а заработать деньги. А Выходцы из иностранных глубинок, сел и деревень даже не знают русского языка. Общаются с внешним миром посредством «старшего» в группе. Опять же попадают в полную зависимость и от работодателя и от своего «старшего». Чаще всего у них нет не только плана, но и представления как они будут здесь жить, как и где они будут работать. И столкнувшись с реальной действительностью, многие из них теряются, попадают в прямом смысле слова в рабство к предпринимателям как российским, так и своим же соотечественникам. Такие мигранты не украшают Россию.
5-й ученик. Здоровье нации.
С точки зрения здоровья. Мы повторимся, что многие иностранные рабочие едут в нашу страну нелегально, а это значит, что у них нет элементарного медосмотра. Среди мигрантов высокие показатели по СПИДу, туберкулезу. По некоторым заболеваниям показатели в десятки раз выше, чем у россиян. Например, туберкулезом болеют 32 россиянина из 100 тысяч. Среди иностранных рабочих этот показатель 643 на те же сто тысяч населения.
При этом работают они сейчас практически везде, в том числе и в заведениях общепита - и в «Макдоналдсе», и в суши-барах, и в киосках с шаурмой. А свои медицинские книжки они нередко покупают с рук за достаточно символическую сумму. Поэтому медосмотр и обязательная флюорография проходят мимо них. При этом, по словам заместителя председателя комиссии ВОЗ по внелегочному туберкулезу в РФ Владимира Хоменко, многие скрывают свое заболевание, чтобы не потерять работу или не оказаться на длительном лечении. Даже те, кто становится бактериовыделителем. Такой больной в течение часа может инфицировать от 36 до 70 человек. А если контакт с бактерионосителем случился не один раз, то, как утверждает врач, инкубационный период может существенно уменьшиться. В результате риск заболевания туберкулезом даже для вполне благополучных жителей мегаполиса многократно возрастает. Не это ли весомый аргумент в том плане, чтобы остановить или существенно изменить въезд иностранцев в Россию.
Вопросы для утверждающей группы:
1. Какая польза от миграции, ведь огромные суммы переходят в Узбекистан, Таджикистан и другие страны, а их бы можно использовать на благо России?
( ответ Утверждающей группы: Тяжелая экономическая ситуация в странах ближнего зарубежья приводит к тому, что люди в поисках лучшей жизни вынуждены покидать свою страну, своих родных и ехать в неизвестность, чтобы обеспечить себя и свою семью материально.
Прежде всего, это плюс для тех, кто зарабатывает деньги и отправляет их к себе домой. В этих бедных странах снимается социальное напряжение.
Отправляя деньги к себе на родину трудовые мигранты содержат на эти средства такие социальные институты как образование, медицину, социальные предприятия. Тем самым снижается «социальное напряжение» в стране. Это очень важно для России . Ведь социальный взрыв там, приведет к потоку уже не мигрантов, а беженцев. Т.Е. выгода обоюдная и для России - получаем рабочую силу и для мигрантов – зарабатывают деньги, и для стран, из которых выезжают - снижается напряжение в стране.
2. Увеличение числа мигрантов может привести к социальному напряжению и национальным конфликтам. Как быть с этими проблемами?
Да , действительно, масштабная миграция населения несет не только выгоды, но и большие риски. Для предотвращения национальных конфликтов необходимы несколько условий, во- первых, нельзя мигрантам давать больше льгот, чем россиянам. Во -вторых, нельзя допускать компактные поселения на национальной почве. Принципиально важно избегать замкнутых этнических анклавов. В таких анклавах не происходит сближение мигрантов с российским обществом, а наоборот идет дальнейшая обособленность, замкнутость. Обособленность приведет только ко многим социальным рискам как для России. так и для самих приезжающих. И в -третьих, необходимо повышать образовательный уровень приезжающих, с тем, чтобы они быстрее адаптировались в наше общество. И социальные проблемы мигрантов действительно «кричат». 3,3 мил мигрантов с неурегулированным статусом, Более 80 % из мигрантов бедные и очень бедные, готовые на любые условия труда. Они живет в ужасных условиях: экономят на питании, без медицинской помощи, без жилья, снимают комнатушки на 10-20 человек. На наш взгляд, государство должно готовиться к приему мигрантов.
Вопросы для отрицающей стороны.
1. Без иностранной рабочей силы не возможно развивать экономику России. Чем вы сможете компенсировать нехватку рабочей силы в
стране? Ведь известно, что молодежь не идет на многие работы, т.к. они тяжелы и оплата очень низкая. Что делать в данной ситуации?
Ответ. Мы считаем, что компенсировать нехватку рабочей силы можно за счет внутренних резервов: переселение из деревень, где высокий уровень безработицы, Т.е. мы считаем, что восполнить трудовые ресурсы возможно за счет внутренних резервов.
Второй путь - переселение русскоязычного населения из бывших республик СССР, многие бы русские переехали бы жить в Россию, просто для них нужно создавать условия. Да и с точки зрения культуры нам ближе выходцы из Украины, Белоруссии , чем Средней Азии.
И третье, нужно работать над механизацией, автоматизацией производственных процессов, повышать уровень образования своих трудовых ресурсов и нам не нужны будут мигранты, сами справимся.
2. Насколько острой видится проблема взаимодействия между российскими гражданами и иностранными рабочими?
Проблема очень серьезная. Она не чувствуется здесь в селе. На самом деле неприязнь есть. Большой % населения отрицательно относятся к мигрантам, не интересуются сложившейся ситуацией. Социальная напряженность и так высока, зачем нам ещё проблемы с иностранными рабочими, когда у нас и так много своих экономических и социальных проблем в стране.
3. «Скажите, ребята, а вам не жалко этих иностранных рабочих, живущих вот в таких страшных условиях?»
Ответ группы.
-Нет, они сами приехали сюда, их никто не звал. Почему мы их должны жалеет, в нашей стране много бедных, безработных. Нужно помогать своим людям. Создавать свои рабочие места, для русских. Посмотрите как много безработных и бедных среди своего населения. Я считаю, что государство должно заботиться о своих рабочих, о своем народе, а уже потом о иностранных рабочих. Они не нужны России. Это наша точка зрения.
Заключительное слово утверждающей стороны.
Итак, подводя итоги нужно сказать, что в условиях современности Россия не может обойтись без мигрантов. Чтобы компенсировать годовую естественную убыль населения, нужно принимать равное годовое количество мигрантов. Российское общество не готово к такому повороту событий. Общественное мнение не в пользу иммигрантов. Если мы не хотим этнических конфликтов, нежна огромная подготовительная работа. Страну нужно готовить к переселенцам, объяснять, что такие люди нужны, нужна их интеграция в обществе. Необходимо, чтобы иммигранты восприняли, поняли нашу культуру, жили по российским законам. Но сначала нужно изменить отношение к иммигрантам и смотреть на них не как на дешевую рабочую силу или людей низшего сорта, а относится к ним просто - как к людям. По мнению В.В. Путина необходимо менять законодательство, касающееся иммигрантов, повышать их культурный и профессиональный Миграция имеет и надгосударственный характер. Мы должны использовать её в интересах страны. уровень с целью интеграции данной социальной группы в российское общество. Миграционные процессы это данность, мы не можем полностью контролировать их.
Заключительное слово «отрицающей стороны».
Утверждающая сторона приводит доказательства в пользу иностранной рабочей силы в основном только экономического характера. Наша же группа выступает против мигрантов. С точки зрения экономики – существенной выгоды для России от мигрантов нет .Средства мигрантами уходят за границу, растет теневая экономика, коррупция, преступность, национальная неприязнь. Нужно серьезнее рассматривать внутренний рынок труда, заботится о собственных трудовых ресурсах, своих безработных хватает.
Необходимо модернизировать производство, тогда и молодежь пойдет работать, зная, что есть достойная оплата и хорошие условия труда.
Необходимо учитывать и общественное мнение. Российское общество не готово принять на «равных» иммигрантов. И иммигранты не готовы к серьезной интеграции в российское общество.
Не думайте, что кто-то приедет в Россию и наведет порядок или построит социальные объекты и иммиграция –это не выход. . Россия это прежде всего наш дом и нам здесь нужно самим строить, учить, лечить и т.д.Минусов от миграции больше чем плюсов.
Общество, где большое количество иностранных работников не имеют никаких прав, продаются чуть ли не на вес, называется рабовладельческим обществом.
Наши демографические проблемы не решить за счет миграции. И последнее проблема массовой миграции это проблема крайне острая и коварная и однозначного ответа на него нет.
Заключительное слово учителя.
- Ну вот и все, обе стороны высказали свое мнение по поводу иностранной рабочей силы. Естественно, этот вопрос очень сложный, неоднозначный и простого решения здесь не найти. Сейчас судьям предстоит решить какая группа была более убедительна в своих доказательствах, своих аргументах.
Мы же проведем небольшую рефлексию с участниками дебатов. Перед вами анкета, где вы должны ответить на вопросы.
Анкета для участников дебатов:
Что больше всего понравилось во время дебатов?
Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?
Что вам пригодится в практической деятельности из того, что мы делали на занятии?
Что заставило вас задуматься? О чем вам хотелось бы поразмышлять после занятия?
Ответы учащихся на анкету такие(приводятся несколько ответов)
Я узнал, что проблема трудовой миграции действительно такая сложная, я не думал, что иностранных рабочих так много в стране.
Я был удивлен тем, что иностранные рабочие едут на работу в Россию и нанимаются на самые тяжелые работы.
Я научился выступать на дебатах, это очень интересно, немного волнительно.
Заключительное слово экспертной комиссии.
Нам было сложно оценить выступления обоих групп. Всегда при проведении дебатов одной стороне легче представит свои аргументы. Группа, выступающая против трудовой миграции представила аргументы более убедительно и разносторонне. Им было изначально легче это сделать. Но у второй группы были представлены убедительные доказательства в защиту трудовой миграции в Россию. Видно то, что учащиеся глубоко изучили тему трудовой миграции. Позиция обеих сторон не изменилась и после проведенных дебатов. Мы пришли к выводу, что в данных дебатах выиграли обе стороны. Нельзя отдать предпочтение какой-то стороне. Проблема поднятая на уроке действительно очень сложная. И думается, что изучение проблемы отношений между гражданами России и мигрантами продолжится.
Заключительное слово учителя.
В завершении урока нужно сказать следующее. Действительно, проблема, поднятая сегодня на уроке очень сложная. Как Россия будет её решать, как будут строится отношения между различными социальными группами в стране? От решения этих задач зависит наше с вами будущее. Возможно. Это очередной «вызов» нашей стране. От того, как Россия ответит на этот вызов, зависит будущее России. В любом случае, для сохранения своей страны, своей экономики и для дальнейшего развития необходимо учитывать нравственные ценности общества. Необходимо более терпимо относится к представителям иной культуры, иной нации. Именно в сохранении многообразной многонациональной культуры Россия возможно дальнейшее развитие страны.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15