Методическое пособие по дисциплине «Технология», на тему «Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент, виды».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ «Тк. Им. Н.Д. Кузнецова»
______________К.Т. Ткачев
_______________20_____г.
Методическое пособие по дисциплине «Технология», на тему
«Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент, виды».
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии:
15.01.26 Токарь-универсал
Самара, 2016
Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.
Цели урока:
Закрепить знания по устройству токарно-винторезного станка.
Познакомить с видами и назначением резцов, способом установки.
Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков. 
Формировать у студентов политехнические, общеобразовательные, производственные умения и навыки. 
Воспитание уважения к труду.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Объект труда:
1. Токарно-винторезные станки. 2. Токарные резцы. Оснащение: станок  SAMAT400XV, модель токарного станка, резцы, модели резцов,  учебник- «Технология» 10-11 классы, пластины под резцы,  детали, выполненные на станках,  карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран. Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения:
1. словесный; 2. исследовательский; 3. демонстративный; 4. частично-поисковый; ХОД УРОКА: I. Организационный этап.
1.1.    Приветствие учащихся и проверка посещаемости
1.2.    Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3.Назначение дежурных. 1.4. Вводный инструктаж. Сообщение темы урока (слайд 1).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись  в тетрадях  темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений:- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). - Для обработки металлических деталей на станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему? 3. Актуализация знаний - Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки. II. Проверка домашнего задания.
2.1. Тестирование.Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.
2.2. Беседа.
Вопросы для учеников: 1. Назначение станка. 2. Назвать основные части станка на экране (слайд 7).III. Объяснение нового материала. Постановка учебной проблемы.
Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).
На экране демонстрируем четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 8). - Вопрос для учеников:
- Что у них общего и чем они отличаются? - Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина.
- Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды 9,10)
Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца». - тело резца служит для закрепления в резцедержателе; - головка непосредственно участвует в процессе резания. Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.
-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки); - передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки); - угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл; - угол резания δ (дельта) = α + β. Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».
Токарные резцы различают: - по направлению подачи - правые, левые; - по конструкции головки - прямые, отогнутые; - по способу изготовления - цельные, составные; - по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные. - по виду обработки; - проходные - для обработки уступов; - подрезные - для обработки торцов; - отрезные - для отрезания заготовок; - резьбовые - для нарезания резьбы. Демонстрация резцов в работе на слайдах(14-17)
1.Обработка наружной поверхности. 2. Подрезание торца. 3. Протачивание канавок. 4. Отрезание заготовок. 5. Растачивание отверстий.
III. Закрепление нового материала Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков и группу девочек.
Для группы мальчиковПрактическая работа № 1  «Установка резца по центру задней бабки»
Цель работы: Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На   станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.
Практическая работа № 2  «Отработка навыков управления станком»
Цель работы: Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.
Учитель делает целевые обходы. Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
IV. Повторение и обобщение материала.
4.1. Решение заданий карточек-тестов
4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
V. Задание на дом. -  Составьте кроссворд по изученной теме.
VI. Итог урока.
- Теперь подведем итоги урока (беседа): - Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
- Уборка рабочих мест. VII. Рефлексия.
Самоанализ методического пособия по дисциплине «Технология», на тему
«Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент, виды».
проведенного 5.12.2016 года в группе 2123.Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.
Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла.Цель урока:
1.Закрепить знания по устройству токарно-винторезного станка.
2.Познакомить с видами и назначением резцов и способом установки.
3. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков. 4.Формировать политехнические, общеобразовательные, производственные умения и навыки. 5. Воспитание уважения к труду.
Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты, модели резцов, тренажёр,  инструкционные карточки, презентация.  У учащихся на рабочих местах имеются учебники, тесты, тетради.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то, чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка учащихся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности уч-ся к восприятию нового материала.Была сообщена  тема урока и совместно с учащимися определены цели. Для организации внимания использовалась презентация.
Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала.
Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль. Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа. Текущий инструктаж. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу,   рабочие места были организованны. Практическая работа выполнялась по группам, под наблюдением учителя.
Закрепление знаний проводилось в форме тестирования, показало усвоение учащимися изученного материала.
При проведении итога урока все уч-ся получили д/з, оценки прокомментированы, (выставлялись с помощью учащихся).Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.