Экспериментальная деятельность в детском саду


Проектирование детской экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте
16 Мая 2014
0На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Я стараюсь не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
 В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно . Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Поэтому назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию, воспитание в детях стремления к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программы и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию. Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей, через экспериментирование. Предмет: экспериментальная деятельность детей. Цель: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: - изучить научно-теоретическую литературу по данной проблеме; - систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование; - поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности; - развивать инициативу, активность, самостоятельность; - способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”. Гипотеза: в процессе детского экспериментирования дети научатся: - выделять проблему; - принимать цель; - решать проблему; -сопоставлять различные факты; - осуществлять эксперимент; -делать выводы. Концептуальная основа: формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего “я” с другими людьми, свободно выражать свое “я”. Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать оптимальный. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ “я” на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира. В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом. Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей. Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т.д. Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты. Используя экспериментирование в работе с детьми, я реализую следующие: - учу детей, ставить цель, - решать проблемы, возникшие в ходе исследования, - выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, - делать выводы из полученных результатов. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводятся консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях. С внедрением проектно-исследовательской работы значительно выросли показатели роста личности ребенка. Но они будут высокими только в том случае, если воспитатель будет придерживаться правила трех “П”. Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем. Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка. Для дальнейшей работы по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через «игры эксперименты»”. Я ставлю следующие цели и задачи: -повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования; -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/; -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Приложение Игровое экспериментирование Тема: “Лед – это вода” Цель: - создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; - тает в тепле; -развивать мышление при выборе способа действия; -стимулировать формулирование выводами детьми; -воспитывать аккуратность в работе. Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки. Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок. Ход занятия Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда. Что же случилось с водой? Ответы детей: -она превратилась в лед; -зимой вода в реке замерзла; -и т.д. Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда? После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо — плохо”. Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой: -можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут); -можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут); -можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать); -можно положить в теплую воду, там лед растает; -можно оставить просто в группе, у нас тепло; Выбирают три гипотезы и проверяют их: -поставить на батарею; -погреть в руках; -положить в теплую воду. Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта. Выводы: -быстрее всего лед тает в теплой воде; -я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли; -на батарее лед не таял дольше всего. Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает. Вывод: Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы: Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.