Поисково-исследовательская деятельность с детьми в детском саду + конспект


Поисково-исследовательская деятельность с детьми в детском саду
«Почемучка» так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что бы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и родителями) стоит важная задача повысить качество воспитания и образования подрастающего поколения
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Вся воспитательно – образовательная работа в старшей группе нашего детского сада построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.
Создали необходимую среду для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами.
Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Конспект занятия
Цель: Определить значение воды и показать отношение человека к воде.
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), познакомить со стояниями воды (твердое, жидкое, газообразное), уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость бесцветная, безвкусная, прозрачная; совершенствовать внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к воде.Методы:
игровой, наглядный, практический, словесный
Приёмы:
игровой, художественное слово, сюрпризный момент,
рассматривание, вопросы, хоровые и индивидуальные ответы
Материал и оборудование:
Панно «Кто где живет?», инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, лимонная кислота, соль, зелёнка, марганцовка, ложечки. Молоко, пуговицы. Символы, обозначающие свойства воды. Эмблемы «Помыл руки, не забудь плотно закрыть кран». Игра тренажёр.
Организационный момент:
Эмоциональный настрой детей. Сюрпризный момент. Колодец с водой.
Основная часть:
Дидактическое упражнение «Расскажи про воду»;
Опыты с водой; Физкультминутка: игра «Капельки и тучки»;
Дидактическая игра «Кто где живет?» (работа с панно); Подведение итогов;
Заключительная часть.
Ход занятия.
У нас сегодня удивительно интересное занятие, на которое мы пригласили гостей.
Ребята, посмотрите к нам в гости пришла веселая капелька. Она очень любит путешествовать и уже облетела всю планету.
А вы хотите с ней отправиться в путешествие?
Ребята, а вы знаете, как называется наша планета?
Как вы думаете, почему она разрисована красками различных цветов?
А какого цвета больше?
Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?
А где она находиться? (в морях, реках, океанах).
«Быстрая игра».
Ребята, а давайте поиграем в быструю игру .Какая бывает вода?
Можно я скажу первая (дождевая, морская, холодная, теплая).
Скажите мне пожалуйста, где находится вода на нашей планете?
Давайте проверим правильно ли вы назвали.
Вода – это источник жизни на Земле. Подумайте и ответьте мне, что случится, если вода исчезнет?
Давайте проверим правильно ли вы ответили.
Каму нужна вода и для чего?
Посмотрите, правильно ли вы ответили.
А еще кому нужна вода?
Давайте проверим.
Дети, без воды очень плохо. А как вы думаете вода может навредить? Расскажите как?
Давайте проверим правильно ли вы ответили.
Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться, менять свое состояние. А вы знаете, в каких состояниях, встречается вода в природе? (жидкое,твердое,газообразное).
А вы хотите поиграть со мной в игру. Только будьте внимательны.
Назовите картинки, в которых спряталась вода.
Молодцы! Продолжаем играть.
Давайте еще один разочек.
Дети, а вы знаете почему вода не заканчивается?
Потому что в природе, есть круговорот воды.
Давайте вспомним и расскажем сказку о круговороте воды в природе.
Сказка.
Жила была веселая капелька со своими сестричками, в небольшом лесном озере.
Жили они очень дружно и весело. Однажды пригрело солнышко, влага с поверхности озера начала испаряться и подниматься вверх.
И наша веселая капелька оторвалась от своих сестер, и устремилась вверх, она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе.
Там капелька встретилась, с другими такими же капельками. Они образовали облако, солнышко все припекало и припекало, а капельки все прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой.
Там высоко в небе очень холодно. И капельки, что бы согреться стали прижиматься друг к другу.
Они снова из водяного пара превратились в воду.
Они стали тяжелыми и упали на землю в виде дождя.
Наша капелька упала в небольшой ручеек, который подхватил её и весело журча понес её к лесному озеру, в которое он впадал.
И капелька встретилась там со своими сестрами.
Ребята, скажите, а кто живет в море, реке и океанах? (морские обитатели).
Водные обитатели не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Поместите их в свои дома.
«Игра – расселение».
Мы сегодня свами много разговаривали о воде, вспомните пожалуйста, что такое вода? (жидкость).
Правильно – это жидкость. Она течет, а когда идет дождь она (капает).
А еще её можно налить, перелить, отлить из одного сосуда в другой.
Опыт №1. «переливание воды».
Хотите попробовать перелить с одного стакана в другой. И мы узнаем, что вода это жидкость. Её можно наливать и переливать.
Посмотрите – это символ, который обозначает, что вода – это ЖИДКОСТЬ.
Опыт №2. «вода бесцветная»
Как вы думаете, какого цвета вода?
Давайте проверим. Посмотрите у меня в одном стакане налита вода, а в другом молоко. Какого цвета молоко?
А про воду можно сказать, что она белого цвета?
Сейчас мы проверим. У меня, есть пуговица, я её спрячу в воде. Получилось? А почему?
Правильно, потому что вода прозрачная и в ней все видно.
А теперь я спрячу пуговицу в молоке. Получилось?
Потому что молоко белого цвета.
Вывод: теперь мы узнали, что вода бесцветная.
Это символ обозначает, что вода бесцветная.
Дети, давайте отвлечемся и поиграем.
«Игра капельки и тучки».
Мы отдохнули, тогда продолжаем наши опыты с водой.
Опыт №3. «вода меняет цвет»
Мы знаем, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Посмотрите, в этот стакан, я добавлю волшебный кристаллик.
Что произошло с водой?
Посмотрите у меня, есть волшебная капелька. Что теперь произошло с водой?
Вывод: дети, мы теперь, знаем, что вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.
Это символ, который обозначает, что вода может менять цвет.
Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? А это вы попробуете сделать дома и мне на следующем занятии расскажете.
Опыт №4. «вода безвкусная».
А теперь я предлагаю вам, ребята попробовать воду на вкус.
Возьмите стакан с голубой капелькой.
С красной – сладкая.
С желтой – соленая.
С зеленой – кислая.
Вывод: вода безвкусная, но она может менять свой вкус в зависимости от, того вещества которое в неё добавить.
Это символ, который обозначает, что вода меняет вкус.
А знаете ли вы, что воду нужно беречь. А как можно беречь воду и зачем?
Вывод: воды много, но для умывания, жилья, приготовления пищи, необходима только очищенная вода.
А чтобы получить чистую воду люди, затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Посмотрите, это символ, который обозначает, что нужно плотно закрывать кран.
Давайте вспомним, что обозначают эти символы.
Ребята, а где же наша капелька? Вспомните, что образуется из капельки? (реки, моря, океаны).
Где же она может быть?
Дети, нет ли вокруг нас ни какого ручейка, озерца, посмотрите вокруг.
Вон колодец, а вдруг она спряталась там. Пойдемте посмотрим.
Дети и что же там. Вот они капельки сестрички, не в море, не в океане, а вот в бутылках.
Дети, мы сегодня с вами много нового узнали, и по этому получили в дар от природы ВОДУ,
Запомните дети навсегда:
Символ жизни на Земле – вода
Цени её и береги
Мы ведь на планете одни.
Ув. гости вам понравилась наше путешествие.
Мы хотели вас принять в наше общество «Хранителей воды».
И вручить вам эмблемы.