РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» для старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»
Тотемского муниципального района Вологодской области
ПРИНЯТАПедагогическим советом
МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»,
протокол от 27.08.2015г.№ 01
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»
от 28.08.2015 г. №
__________ Н.Ю.НикулинскаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«С чего начинается Родина»
для старшего дошкольного возраста
на 2015 – 2016 учебный год
пос. Текстильщики
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………… …3
Пояснительная записка……………………………………………………3
Цели и задачи Программы………………………………………….4
Принципы и подходы к формированию Программы……………..5
Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………5
Планируемые результаты освоения Программы…………………………6
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………8
2.1. Общие положения…………………………………………………………8
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях………8
2.3.Содержание программы в разрезе модулей……………………………….9
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов………………………………………15
2.4.1 Виды детской деятельности (ФГОС ДО) ……………………………………….15

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………17
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды……..17
3.3. Кадровые условия реализации Программы……………………………….21
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы…………………..22
3.5. Финансовые условия реализации Программы……………………………24
3.6. Планирование образовательной деятельности……………………………24
4.Календарный учебный график………………………………………………..24
5. Календарно – тематическое планирование………………………………….25
5.1. Календарно – тематическое планирование первого года реализации Программы……………………………………………………………………….25
5.2. Календарно – тематическое планирование второго года реализации Программы …………………………………………………………………........29
6. Режим дня и распорядок…………………………………………………….33
7.Список используемой литературы…………………………………………...33
1.  Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа «С чего начинается Родина» (далее Программа) разработана в соответствии с п. 2.9. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). Программа является дополняющей к обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики» Тотемского района Вологодской области.
Методологической основой для разработки Программы «С чего начинается Родина» является вариативная примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.), а также наличие богатого материала краеведческого содержания о своём родном крае, малой родине Вологодчины. Актуальность данной программы связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона, города, посёлка но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике.
Основными направлениями краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения. Вологодская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников.
Основные цели Программы - развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, расширение знаний у старших дошкольников, представлений о родном посёлке, городе и Вологодской области, истории возникновения, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи Программы:
Образовательные:
формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
обогатить знания старших дошкольников о родном посёлке, городе Тотьма, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Познакомить детей с жизнью и творчеством отдельных знаменитых сельчан, горожан.
Формировать у детей представления о символике родного города
Развивающие:
воздействовать на личность ребенка в планомерном комплексном сочетание форм и методов работы ;
развивать познавательный интерес к изучению родного посёлка, города, области; достопримечательностей, событиям прошлого и настоящего, способствовать социализации воспитанников;
развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины, развивать творческие способности детей.
Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу, селу.
Воспитательные:
формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
прививать навыки здорового образа жизни;
воспитывать уважение к труду жителей посёлка, города, создающих красоту, проявляющих заботу о родном уголке ;
усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
Принципы разработки Программы:
принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего). Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
Принцип модульного планирования материла (предполагает подачу изучаемого материала по модулям)
принцип занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей);
принцип ориентирования на общечеловеческие понятия (ребенок, как полноправный партнер, гражданин);
принцип самореализации (учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы каждого воспитанника);
принцип интегрирования (организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем),
Принцип наглядности (широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности, иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.)
Значимые характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Программа «С чего начинается Родина» рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста 5 - 8 лет.
Сроки реализации программы - 2 года.
Общее количество часов –  68 часов.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, к котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам (совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.).
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка 5-8 лет.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художетсвенно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города – День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города.
Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макет.
Планируемые результаты освоения парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина»
Достижения ребенка («Что нас радует») по итогам освоения содержания Программы первого года реализации.
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному посёлку, городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.Достижения ребенка («Что нас радует») по итогам освоения содержания Программы второго года реализации.
Сформированность у детей основ знаний о родном посёлке, районном центре городе Тотьма, Вологодской области; о достопримечательностях (памятниках и других объектах) села, города, об истории быта на Тотемской (Вологодской) земле, развитии промышленности, инфраструктуры.
Сформированность у детей представлений о пользе каждой профессии, о том, что только благодаря труду тотьмичей и всех вологжан и жителей области наш край является жемчужиной русского севера и важной частью большой России. Ребенок проявляя интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу и его достопримечательностям.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям .С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское
коллекционирование. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Содержание парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина», главным образом, направлено на социально – коммуникативное развитие, развитие духовно-нравственной культуры ребенка.
Жители Вологодской области называют своей малой родиной Вологодскую землю, которая, действительно, может гордиться своими земляками, своей историей. Вологодчина издавна славится льном, маслом, кружевами. С людьми, культурой, искусством, историей Вологодчины на примере родного посёлка, города Тотьмы происходит знакомство старших дошкольников в ходе реализации Программы.
У родного посёлка, города есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где находится посёлок, город. Город, посёлок выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хранить память о чем-либо. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе есть памятники – они напоминают о людях, которые жили в городе, их делах. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах – защитниках Отечества, писателях, художниках. Город гордится своими известными земляками. В городе (селе) трудятся родители. В городе происходили раньше и происходят сейчас разные события, которые связаны с функциями города (выпускают различную продукцию, проводят выставки и концерты). В городе строят новые и красивые дома, районы.
Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.
2.2. Реализация содержания Программы в пяти образовательных областях
Образовательная область Содержание
социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Вологодчины, стремление сохранять национальные ценности.
познавательное развитие Приобщать детей к истории Вологодского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Вологодского края
художественно-эстетическое
развитие Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Вологодского края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
физическое развитие Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Вологодского края.
2.3. Содержание программы в разрезе модулей.
Реализация Программы в каждой возрастной группе проходит по трём модулям: природа родного края, наше наследие, история родного уголка.
Содержание 1 модуля - Природа родного края (посёлка, района, области)
Цель: формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе.
Задачи: формировать у детей краеведческие представления о природе, реках, растениях, животном мире, исчезающих видах флоры и фауны родного края;
воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно;
воспитывать желание больше узнать о природе Тотемской земли.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего теория практика
Модуль 1. Природа родного края 1.1 Растительный мир ближайшего окружения (территории детского сада, поля, луга и леса) 2 1 1
1.2 Обитатели наших лесов 2 1 1
1.3 Реки нашей местности (Сухона, Еденьга, изготовление коллажа «На речном дне») 2 1 1
1.4 Природа родного края в творчестве тотемских поэтов и художников 2 2 Итого по модулю 1 8 5 3
Тематическое планирование второго года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего Теория Практика
Модуль 1. Природа родного края (посёлка, района, области) 1.1 Редкие растения Вологодского края 1 1 1.2 Редкие животные наших лесов 1 1 1.3 Памятники природы Тотемского района. 1 1
1.4 Крупные реки и водоёмы Вологодчины (рисование «На берегах Сухоны») 2 1 1
1.5 Природа родного края в творчестве тотемских поэтов и художников, в том числе современников (Встреча со Скорюковой В.Б.) 2 1 1
Итого по модулю 1 7 4 3
Содержание 2 модуля - Наше наследие.
Цель: воспитание развитой личности через активизацию познавательного интереса дошкольников при при общении детей к русской национальной культуре (знакомство с крестьянским бытом, традициями, устным народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, играми жителей Вологодчины.
Задачи: знакомить детей с народными традициями Вологжан, включать их в детскую жизнь;
пробуждать интерес к истории и культуре родного города, края;
способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
воспитывать чувство национального достоинства.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего теория практика
Модуль 2. Наше наследие 2.1 «Добрые избы» (устройство деревенского дома) 1 1
2.2 «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (знакомство с русской печью, утварью) 1
1
2.3 Хозяюшкины помощники (о предметах обихода) 1
1
2.4 «Ходит сон близ окон» (тотемские колыбельные песни, пестушки) 1 1
2.5 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (об обряде чаепития Тотьмичей) 1
1
2.6 «Куколка, покушай, да моего горя послушай» (во что играли наши прабабушки, изготовление куклы - скрутки) 2 1 1
Итого по модулю 2 7 1 6
Тематическое планирование второго года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего Теория Практика
Модуль 2. Наше наследие 2.1 Подвижные игры прабабушек, прадедушек 2 1 1
2.2 Фольклор в жизни Тотьмичей (оформление книжки – самоделки) 1 1
2.3 Тотемские игрушки (экскурсия в Петровскую ремесленную школу, лепка глиняной игрушки) 2 2
2.4 Росписи Вологодчины 2 1 1
Итого по модулю 2 7 2 5
Содержание 3 модуля - История родного уголка.
Цель: формирование представлений о родном посёлке, городе как о малой Родине, интереса к традициям города и людям, прославившим его;
формирование ребёнка как свободной творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека гражданина и патриота с активной жизненной позицией.
Задачи: дать краеведческие сведения о родном посёлке, городе (районе), об истории их возникновения, о достопримечательностях, промышленности, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках;уточнить представления детей о своём ближайшем окружении, семье, о семейных историях и традициях;
воспитывать гуманное отношение к своим близким;
воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Характерные особенности модуля:
Данный модуль представлен разделами - история родного посёлка, окружение родного посёлка, история города Тотьмы, чем славен город Тотьма.
В содержание раздела «История родного посёлка» дети знакомятся с историей посёлка - говорящее название посёлка «Текстильщики», со значимостью культуры – лён (Лён в жизни людей), знакомятся с одеждой изо льна - Сошью Маше сарафан, с особенностью труда людей, работавших на льнозаводе - Моя семья в истории посёлка, с особенностями развития родного уголка, с достопримечательностями – памятником участникам ВОВ, с улицами , предприятиями - Посёлок сегодня, с увлечениями местных умельцев, их знаменитым ремеслом - Умельцы нашего посёлка.
В разделе «Окружение родного посёлка» дети имеют возможность познакомиться с историей детского сада – начальной школы, запомнить названия соседних деревень своего посёлка, познакомиться с историей возникновения посёлка Усть – Еденьги - посёлка бывшего лесопункта, с предприятия микрорайона , социокультурным окружением – библиотекой, узнать новые сведения о близких родственниках - о людях ВОВ, о людях, внёсших значимый вклад в развитие посёлка, знать в лицо творческих людей.
В разделе «История города Тотьмы» детям предлагается познакомиться с историей возникновения Тотьмы, улицами своего города, особенностями их названий, историческими и архитектурными памятниками Тотьмы, особенностями тотемской росписи, людьми, прославившими родной город
(художники, поэты), оценить красоту и привлекательность родного городка.
В разделе «Чем славен город Тотьма» дети узнают об истории солеварения в Тотьме, о прошлом названии тотемских улиц, о том, почему Тотьму называю «Тотьма – город «русских Колумбов»», познакомиться со славными Тотемскими картушами и другое.
(художники, поэты и др., в том числе современники) Продукты тотемских предприятий (Организация выставки «Тотемский продукт») Презентация мини- музея «То, что сердцу дорого»
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего теория практика
Модуль 3. История родного уголка История родного посёлка 1 О говорящем названии посёлка «Текстильщики» (об истории посёлка) 1 1 2. Лён в жизни людей (экскурсия в музей) 1 1
3 Сошью Маше сарафан (рисунки детей, украшение сарафана изо льна) 1 1
4
Моя семья в истории посёлка (о людях, работавших на льнозаводе) 1 1 5 Посёлок сегодня (о достопримечательностях – памятнике участникам ВОВ, об улицах, предприятиях) 1 1 6 Умельцы нашего посёлка (встреча с творческими людьми) 1 1
7 Школа - сад в жизни посёлка. 1 1
История районного центра города - Тотьмы 1 Об истории возникновения Тотьмы (экскурсия в музей) 1 1
2 Улицы моего города (рисование «Набережная») 2 1 1
3 Тотьма – город мореходов (экскурсия) 1 1
4 Исторические и архитектурные памятники 2 2 5 Тотьма – расписная (о тотемской росписи) 2 1 1
6 Люди, прославившие родной город
(художники, поэты) 2 1 1
7 Тотьма сегодня (видеофильм) 1 1
8 Развлечение «Мой край родной» 1 1
Итого по модулю 3 19 8 11
Тематическое планирование второго года обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Всего Теория Практика
Модуль 3. История родного уголка Окружение родного посёлка 1 История детского сада – школы (рисунки на тему «Мой любимый детский сад») 1 1
2 Соседи нашего посёлка (создание карты населённых пунктов) 1 1
3. История посёлка Усть – Еденьги (фотоальбом) 1 1 4. Предприятия микрорайона (Тотемские электрические сети, встреча со специалистом предприятия) 1 1
5. «Книжкин дом» экскурсия в местную библиотеку 1 1
6. Моя семья в истории ВОВ (оформление газеты) 1 1
7. Мы их благодарим (о людях, внёсших значимый вклад в развитие посёлка) 1 1 8. Умельцы нашего посёлка (встреча с творческими людьми) 1 1
Чем славен город Тотьма 1 «Соль земли русской» (экскурсия в музей об исто рии солеварения) 1 1
2 Улицы моего города (прошлое и настоящее, изготовление макета) 2 1 1
3 Тотьма – город «русских Колумбов» (конструирование кораблей) 1 1
4 Исторические и архитектурные памятники 2 2 5 Славные Тотемские картуши (лепка из солёного теста) 2 1 1
6 Люди, прославившие родной город
(художники, поэты и др., в том числе современники) 2 1 1
7 Продукты тотемских предприятий (Организация выставки «Тотемский продукт») 1 1
8 Презентация мини - музея «То, что сердцу дорого» 1 1
Итого по модулю 3 20 7 13
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Реализация Программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника:
• образовательная деятельность:
• целевые прогулки по посёлку, городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе в музей, на предприятие;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, людьми труда, людьми искусств, творческими людьми;
Основной принцип построения организованной образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
игровой;
музейной педагогики;
метода проектов;
домашнего кинотеатра.
Методы и приемы:
• диалоги,беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Виды детской деятельности (ФГОС ДО)
Содержание Программы реализуется в различных видах детской деятельности
Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет)
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
Двигательная (овладение основными движениями)
При реализации настоящей Программы педагогами часто используются такие виды детской деятельности как: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Педагогу необходимо учитывать то, что интеграция краеведческого содержания при реализации программы происходит следующим образом:
участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта
участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт посёлка, города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, тотьмичей;
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в посёлке, городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка… Психолого-педагогические условия поддержки детской инициативы, способствующей положительной социализации:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОУ, группы, а также территории, прилегающей к ОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию содержания Программы;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх ;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Учреждении, группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Помещение Вид деятельности, процесс Участники
Групповая комната Развитие речи
Познавательное развитие
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных историко – географических представлений
Сюжетно – ролевые игры, театрализованные
Самообслуживание
Трудовая деятельность
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Игровая деятельность Дети, педагоги
Музыкально-физкультурный зал
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста
Праздники, развлечения, концерты, встречи Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста
Вид помещения функциональное использование оснащение Групповая комната
Развитие речи
Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных историко – географических представлений Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по развитию речи, познавательному развитию, физическому развитию, художественно – эстетическому развитию
Географический глобус
Географическая карта мира
Карта России, карта Вологодской области, Тотемского района
Муляжи овощей и фруктов
Календарь погоды
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей рек, гербарии
Подборки комплектов открыток, фотографий, буклетов о родном крае,
Магнитофон, аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности Сюжетно – ролевые игры
Самообслуживание
Трудовая деятельность
Самостоятельная творческая деятельность
Ознакомление с природой, труд в природе
Игровая деятельность Детская мебель для практической деятельности
Книжный уголок
Уголок для изобразительной детской деятельности
Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр, подвижных,
Природный уголок с материалами родного края,
Конструкторы различных видов
Различные виды театров
Раздевальная комната
Информационно – просветительская работа с родителями Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал Методический кабинет
Осуществление методической помощи педагогам
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов Библиотека педагогической и методической литературы
Библиотека периодических изданий
Пособия для занятий
Опыт работы педагогов
Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов
Иллюстративный материал
Изделия народных промыслов родного края
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя
Групповые занятия,
Тематические досуги
Развлечения
Театральные представления
Праздники и утренники
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Библиотека методической литературы, сборники нот
Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
Музыкальный центр
Пианино
Разнообразные музыкальные инструменты для детей
Подборка аудио кассет, дисков с музыкальными произведениями
Ширма для кукольного театра
Детские и взрослые костюмы
Детские стулья 3.3. Кадровые условия реализации Программы
Координатор Программы – старший воспитатель.
Исполнители (Программу реализуют) – воспитатели.
Программу «С чего начинается Родина» реализуют воспитатели старшей и подготовительной групп, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
При реализации Программы, в зависимости от образовательной ситуации, формы проведения, предполагается одновременная работа педагогического работника , учебно – вспомогательного работника.
Педагог, реализуемый Программу должен
Знать:
- индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- понятия, особенности краеведческого содержания образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
- содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Программы «С чего начинается Родина»
Уметь:
- вовлечь детей в различные формы детской деятельности;
- вызвать интерес ребёнка к краеведческому содержанию;
- создавать условия для освоения материала программы «С чего начинается Родина».
Владеть:
- различными технологиями и приёмами реализации и организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности детей;
- адекватными формами педагогической поддержки каждого конкретного ребёнка;
- приёмами организации развивающей предметно – пространственной среды исходя из потребностей воспитанников и содержания Программы «С чего начинается Родина».
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия:
Наименование пространственных условий Наличие материально – технических условий
Групповые помещения – 53,9 и 48,3.
Музыкальный зал
Площадь-72,8 кв.мУчебная мебель для воспитанников группы, материалы для лепки, рисования, конструирования, книжки – раскраски, демонстрационный материал,
- магнитофон – 1 шт.,
- фонограммы песен (на флеш носителях, дисках – подборки материала педагогами)
Учебно – методическое обеспечение Программы
Основное Дополнительное
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина»
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.) - «Дидактические игры краеведческого содержания» (методическое пособие) Вологда 2008 ГОУ ДПО "ВИРО",
- «Игры-экспериментирования с водой и песком» Вологда 2010 ГОУ ДПО "ВИРО",
- «Вологодские писатели детям» (методическое пособие) Вологда ГОУ ДПО "ВИРО" 2007,
- «Развитие игр краеведческого содержания» (у старших дошкольников) Вологда 2005 ГОУ ДПО "ВИРО",
- «Вологодское кружево» ООО Изд. Дом И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина
О.В.Лисенкова, Л.В.Грушина,
- «Рукотворная береста» ООО Изд. дом "Цветной мир" 2009 И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина
О.В.Лисенкова, Л.В.Грушина,
- «Игра в системе экологического воспитания дошкольников» Вологда 2001 ВИРО Е.И. Касаткина,
- «Народные игры в детском саду» Вологда 2001 год ВИРО Е.И. Касаткина,
- Баранов С.Ю. Сказания о земле Вологодской. Вологда, 2007.,
- «Мы живём в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, Москва 2011 г,
- «Тотьма» И.А.Соболев 1987 г,
«Тотьма от Сухоны до Калифорнии» С.И.Полонский, 2012 г,
- «Тотьма»М.А.Безнин, Вологда, 2001 г. ,
- Книга Памяти. Вологодской области. Тотемский район.
отв. составитель Л.А. Демченко Вологда 1993 г.,
 - опыт педагогов учреждения, оформленный документально (папки различной тематики краеведческого содержания, разработки мероприятий, занятий),
- буклеты о Тотьме и другой демонстрационный материал.
3.5. Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации парциальной образовательной программы «С чего начинается Родина» предусматривается в рамках государственного (муниципального) задания МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования и исходя из установленных расходных обязательств, обеспечиваемых предоставляемой субсидией.
3.6. Планирование образовательной деятельности
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модули 1 год 2 год
Всего Теор. Практ. Всего Теор. Практ.
Модуль 1.
Природа родного края 8 5 3 7 4 3
Модуль 2.
 Наше наследие 7 1 6 7 2 5
Модуль 3.
История родного уголка: 19 8 11 20 7 13
История родного посёлка 7 3 4 Окружение родного посёлка 8 2
6
История города
Тотьма 12 5 7 Чем славится
Тотьма 12 5 7
Итого: 34
14 20 34 13 21
4. Календарный учебный график
Месяц Количество занятий
1 - ый год Количество занятий
2 - ой год
сентябрь 3 3
октябрь 5 5
ноябрь 4 4
декабрь 4 4
январь 3 3
февраль 3 3
март 5 5
апрель 4 4
май 3 3
итого 34 34
5. Календарно – тематическое планирование первого года реализации Программы.
Задачи образовательной деятельности:
 Развивать у старших дошкольников интерес к родному посёлку, городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
 Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё.
 Содействовать становлению желания принимать участие в традициях посёлка, города, социальных акциях.
 Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному посёлку, городу.
 Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых сельчан, горожан.
№ п/пТема занятия Всего
часов Форма
проведения Сроки проведения
Модуль 1. Природа родного края (посёлка, района, области) 1.1 Растительный мир ближайшего окружения (территории детского сада, поля, луга и леса): 2 «Путешествие в мир растений»
(экологическая тропа на территории детского сада) целевая прогулка сентябрь
«Растения родного края» беседа, создание коллекции сентябрь
1.2 Обитатели наших лесов: 2 «Дикие животные наших лесов» интегративная деятельность сентябрь
Коллективная аппликация
«На лесной полянке» творческая мастерская октябрь
1.3 Реки нашей местности (Сухона, Еденьга) 2 «Вниз по течению» беседа, решение проблемной ситуацииоктябрь
Создание коллажа «Наречном дне» (речные обитатели) творческая мастерская октябрь
1.4 Природа родного края в творчестве тотемских поэтов и художников 2 «Это русская сторонка,
Это Родина моя!» беседа, чтение, обсуждение октябрь
«Палитра красоты родной природы» игры, выставка репродукций произведений живописи Н.П. Сажина. октябрь
Итого по модулю 1 8 Модуль 2. Наше наследие 2.1 «Добрые избы» (устройство деревенского дома) 1 интегративная деятельность ноябрь
2.2 «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (знакомство с русской печью, утварью) 1
интегративная деятельность ноябрь
2.3 Хозяюшкины помощники (о предметах обихода) 1
интегративная деятельность ноябрь
2.4 «Ходит сон близ окон» (тотемские колыбельные песни, пестушки) 1 беседа интегративногохарактера, слушание, пение
ноябрь
2.5 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (об обряде чаепития Тотьмичей) 1
интегративная деятельность декабрь
2.6 «Куколка, покушай, да моего горя послушай» (во что играли наши прабабушки) 2 «Путешествие в прошлое» беседа интегративногохарактера, рассматривание эстетически
привлекательных
объектов декоративно - прикладного искусства декабрь
«Бабушкины куколки» (изготовление куклы – скрутки) творческая мастерская декабрь
Итого по модулю 2 7 Модуль 3. История родного уголка История родного посёлка 1 «Родники памяти» (история о «говорящем» названии посёлка «Текстильщики») 1 исследовательская деятельность декабрь
2. «Лён – ленок, голубой цветок» (лён в жизни людей) 1 экскурсия январь
3 «Сошью Маше сарафан» (рисование - украшение сарафанов, рубашек) 1 творческая мастерская январь
4 «Семейные истории»
(о родных, работавших на льнозаводе) 1 решение проблемной ситуации, исследовательская деятельность январь
5 «На свете есть такое место,Где ты родился и живешь» (посёлок сегодня: о достопримечательностях – памятнике участникам ВОВ, об улицах, предприятиях) 1 интегративная деятельность февраль
6 «Умельцы - мастера» (встреча с творческими людьми посёлка) 1 встреча, выставка
творческих работ мастеров посёлка февраль
7 социальная акция «Украсим посёлок цветами» (высадка рассады цветов для озеленения парка воинам ВОВ) 1 решение проблемной ситуациифевраль
История районного центра города - Тотьмы 1 «Из глубины веков»
(об истории возникновения Тотьмы )1 экскурсия в музей март
2 Улицы моего города 2 «Тихие улочки» беседа интегративногохарактера, заочная экскурсия март
Рисование «Набережная Тотьмы» творческая мастерская март
3 Тотьма – город мореходов 1 экскурсия март
4 Исторические и архитектурные памятники 2 «Тихая моя родина» заочная экскурсия март
«Застывшие мгновения прошлого» интегративная деятельность, игры апрель
5 Тотьма – расписная
(о тотемской росписи) 2 «Секрет тотемской прялочки» интегративная деятельность рассматривание эстетически
привлекательных
объектов декоративно- прикладного искусства
апрель
«Наши руки не для скуки» (составление узора для мебели – аппликация из готовых форм) творческая мастерская. Выставка работ апрель
6 Люди, прославившие родной город
(художники, поэты) 2 «Славные дети твои, Тотьма» интегративная деятельность. чтение,
обсуждение апрель
«Гордость земли тотемской» выставка репродукций произведений живописи А.С. Пестерева, Ф.М. Вахрушева май
7 Тотьма сегодня 1 видеофильм май
8 «Мой край родной» 1 развлечение май
Итого по модулю 3 19 Итого за первый год обучения 34 5.2. Календарно - тематическое планирование второго года реализации Программы
Задачи образовательной деятельности:
 Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
 Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
 Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.
 Формировать у детей представления и символике родного города.
 Развивать чувство гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережное отношение.
 Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
№ п/пТема занятия Всего часов Форма
проведения Сроки реализации
Модуль 1. Природа родного края (посёлка, района, области) 1.1 Редкие растения Вологодского края 1 исследовательская деятельность сентябрь
1.2 Редкие животные наших лесов 1 поисковая деятельность, решение проблемной ситуациисентябрь
1.3 Памятники природы Тотемского района. 1 заочная экскурсия сентябрь
1.4 Крупные реки и водоёмы Вологодчины 2 «Люби и знай свой край» беседа, поисковая деятельность октябрь
Рисование «На берегах Сухоны» творческая мастерская октябрь
1.5 Природа родного края в творчестве тотемских поэтов и художников, в том числе современников 2 «Скромная красота северной природы» интегративная деятельность октябрь
«Гость в группе» (встреча с тотемской поэтессой В.Б. Скорюковой )встреча, разговор, обсуждение октябрь
Итого по модулю 1 7 Модуль 2. Наше наследие 2.1 Подвижные игры прабабушек, прадедушек 2 «Вместе весело играть» игровая беседа
с элементами движений. октябрь
«Праздник забытых игр» развлечение ноябрь
2.2 Фольклор в жизни Тотьмичей (оформление книжки – самоделки) 1 интегративная деятельность, творческая мастерская ноябрь
2.3 Тотемские игрушки (экскурсия в Петровскую ремесленную школу, лепка глиняной игрушки) 2 «В мире таланта и красоты» экскурсия ноябрь
«Тотемские игрушечники» творческая мастерская ноябрь
2.4 Росписи Вологодчины 2 «Вологодчина расписная» интегративная деятельность декабрь
«Тотемские прялочки» творческая мастерская. выставка работ декабрь
Итого по модулю 2 7 Модуль 3. История родного уголка Окружение родного посёлка 1 «Мой любимый детский сад» (история детского сада – школы, рисунки на тему) 1 решение проблемной ситуации, интегративная деятельность, продуктивная деятельность: создание рисунков на тему декабрь
2 «Жить в соседях - быть в беседах» (соседи нашего посёлка )1 интегративная деятельность, продуктивная деятельность: создание карты населённых пунктов декабрь
3. «История в картинках» (история посёлка Усть – Еденьги) 1 поисковая деятельность, продуктивная деятельность: оформление фотоальбома январь
4. «Свет в оконце» (предприятия микрорайона -Тотемские электрические сети) 1 беседа интегративного характера, встреча со специалистом предприятия) 5. «Книжкин дом» 1 экскурсия в местную библиотеку январь
6. «Мы помним, мы гордимся!»
(моя семья в истории ВОВ) 1 беседа, поисковая деятельность, продуктивная деятельность: оформление газеты январь
7. «Мы их благодарим» (о людях, внёсших значимый вклад в развитие посёлка) 1 поисковая деятельность, разговор, продуктивная деятельность: оформление «доска почёта» февраль
8. «»(умельцы нашего посёлка) 1 встреча с творческими людьми февраль
Чем славен город Тотьма 1 «Соль земли русской» (об истории солеварения) 1 экскурсия в музей февраль
2 Улицы моего города (прошлое и настоящее, изготовление макета) 2 «О чем могут рассказать названия тотемских улиц?» исследовательская деятельность, решение проблемной ситуациимарт
«Любимый город» (изготовление макета) творческая мастерская март
3 «Сухонская регата» (конструирование кораблей) 1 творческая мастерская март
4 Исторические и архитектурные памятники 2 «На гербе у Тотьмы – черная лисица» (архитектурные памятники) решение проблемной ситуации, исследовательская деятельность март
«На 60 – той параллели» заочная экскурсия, коллекционирование фотографии с видами исторических памятников март
5 Славные Тотемские картуши (лепка из солёного теста) 2 «Храмы – корабли плывут по Тотьме» исследовательская, интегративная деятельность апрель
«Тотемский сувенир» творческая мастерская апрель
6 Люди, прославившие родной город
(художники, поэты и др., в том числе современники) 2 «Их знаем мы, их знает вся Россия» беседа интегративного характера, дидактические игры, продуктивная деятельность: создание альбома апрель
«Ими мы гордимся и берем пример» (современники – почетные горожане) Проблемная ситуация, поисковая деятельность, встреча с интересными людьми май
7 «Выбираем свое» (продукты тотемских предприятий) 1 выставка «Тотемский продукт» май
8 «То, что сердцу дорого» 1 презентация мини - музея май
Итого по модулю 3 20 Итого за первый год обучения 34 6. Режим дня и распорядок
Занятия для воспитанников проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия (одного учебного часа) – от 25 мин до 30 мин.
7. Список используемой литературы:
«Истоки русской народной культуры в детском саду» И.Г. Гаврилова 2008
год.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской 2003 год.
«Я и мир» Л.Л. Мосалова 2011 год.
Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста»
«Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту» (методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений).
Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России»
Гаврилова И.Г. «Истоки народной культуры в детском саду»
Тихонова М. В., Смирнова Н.С. «Красна изба».
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,2000.
«Знакомство детей с русским народным творчеством» (методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (познавательное развитие)
Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)
журнал «Дошкольная педагогика», № 4/ 2009 г.
Картотека русских народных игр Вологодской области.
В.В.Волина «В гостях у природы», С-П 1997 г.,
Н.И.Бочарова «Туристические прогулки в детском саду», Москва 2004,
«Детский сад – первая ступень в формировании экологической культуры, рецензент Шляпина Т.С. Вологда 2005,
«Определитель редких птиц Вологодской области, Л.В.Кузнецов, И.Л.Кузнецов, Борок, 1997 г.
Странички из истории нашего края./ Станция юных туристов.г.Тотьма.1996г.
Н.Рубцов. Подорожники./М. «Молодая гвардия»,1976.
Сольвычегодск.Великий Устюг. Тотьма./ Сост.Г.Н.Бочаров, В.П.Выголов «Искусство»,1983.
Тотьма: Очерки истории города и района.-Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во.Вологод. Отделение, 1987.-176 с..Восславим женщину, чьё имя – Мать! 2006 г.
Николай Рубцов.Заметки о жизни и творчестве поэта./В.В.Кожинов.М., «Сов.Россия»,1976
Багров С. Детские годы Коли Рубцова, Вологда, 2003.
Тотьма и тотьмичиКрай наш вологодский./ Сост. П.А.Колесников, И.М.Королёв.- Архангельск; Вологда: Сев.- Зап. кн. изд-во. Волог. отделение, 1982.- 352 с.
Тотьма./ И.А.Соболев.- Архангельск: Сев.-Запад.кн. изд.-во. Вологод. отд- ние, 1987.- 176 с.
Фокина О. От имени серпа, «Современник», М, 1976.
Туесок. Книга для детей и их родителей по культуре Вологодского края./
Народные игры в детском саду. Вологда, 2001.
Писатели – вологжане (портреты писателей) / Армеева В.И., Армеева И.А., Шилова Н.Б.
«Золотое пёрышко». Сборник литературного творчества, Вологда, 2002.
Симакова Л.В. «Народная игрушка и дети». Вологда,1995.
Дидактические игры краеведческого содержания. Вологда,2008.
Петухова Т. Музыкальный альбом.
Баранов С.Ю. Сказания о земле Вологодской. Вологда, 2007.
Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Волгоград,2007.
Красная книга Вологодской области. Том 2. Растения и грибы, Вологда, «Русь», 2004.
Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург,2001.