Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск Республики Мордовия Маскинсковой Натальи Ивановны.
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Маскинсковой Натальи Ивановны.
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»
1.Актуальность и перспективность опыта.
В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Век информатизации и компьютеризации требует нового подхода к преподаванию и контролю знаний учащихся. Раньше основным видом контроля знаний была письменная контрольная работа, включающая две – три задачи и качественные вопросы: объем проверочных знаний не велик; зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала
Тестовая методика проверки знаний имеет следующие особенности:
-относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;
-непосредственная фиксация результатов;
-возможность использования, как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;
-удобство математической обработки;
-кратковременность;
-наличие установленных стандартных норм.
Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ, который построен в виде тестов. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики, возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний. ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки.
Использование тестового контроля позволяет мне успешно реализовывать поставленные образовательные задачи.
2.Новизна опыта
Существенной и обязательной частью процесса обучения является контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений.
Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности ученика: выявление объема освоенного содержания предмета (стандарта); выявление уровня освоения содержания предмета; выявление уровня освоения проверяемой деятельности; выявление уровня владения компетентностями (компетенциями).
3.Наличие теоретической базы опыта
С 2010 года я работаю над проблемой «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций».
Тест (от английского слова test – проверка знаний) – как средство проверки и оценки результатов обучения школьников, представляет собой особую совокупность стандартизированных, кратких, ограниченных во времени заданий, предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Я изучила работы основоположников тестирования, а также опыт учителей, активно использующих тесты на своих уроках. Хочется отметить преимущества тестового контроля:
-тест позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;
-обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе определения качественных параметров личности;
-удобство математической обработки;
-является относительно оперативным способом оценки большого числа лиц;
-способствует объективности оценок, независящих от субъективных установок лица, проверяющего исследование.
Работая над методической проблемой, я выяснила, что для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:
-определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и так далее);
-выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции), то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;
-четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;
- сопоставлять результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся;
- тест должен содержать инструкцию по его использованию.
4.Ведущая педагогическая идея
Ученик, мечтающий достичь успеха в жизни, должен верить в свои силы (позитивные отношения на уроке между учеником и учителем), уметь рассчитывать на себя и отвечать за собственные поступки, быть способным раскрыть свой собственный потенциал. Поэтому трудно переоценить значение тестовых работ учащихся для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться. Роль же учителя - мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания.
Моя задача, как учителя, не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках. В своей работе я использую различные педагогические технологии: проблемно-поисковую, разноуровневое обучение, ИКТ и здоровьесберегающие технологии. При подготовке к урокам использую опыт учителей, представленный на страницах журналов и в сети Интернет. Для меня важно, чтобы ребёнок понял законы химии, избежал формального подхода при изучении основ предмета, стараюсь привить интерес к химии и решению задач по химии, интерес к познанию, исследованию.
5.Оптимальность и эффективность средств
Тестовый контроль на уроках химии - средство формирования предметных компетенций, эффективное средство повышения предметной деятельности учащихся, повышения усвоения познавательных, образовательных, коммуникативных умений, побуждающая к дальнейшим исследованиям, к самообразованию; учебные действия перерастают в методы научного познания.
В своей работе я использую различные тесты, благо их сейчас представлено огромное количество. Тесты (8-ые, 9-ые классы) Е. П. Ким; КИМ (8, 9, 10, 11 классы) Н. П. Тоегубова; тесты 11 класса М. А. Рябов, Е. Ю. Невская и другие.
6.Результативность опыта
сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету;
повышена мотивация к предмету;
у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи) ;
ученики принимают участие в олимпиадах и становятся победителями и призерами, выбирают профессии связанные с естественными науками;
участие школьников в предметных олимпиадах:
2012-2013 г.г. (9 кл.) Наумова Клавдия – призер муниципальной олимпиады по химии.
2013-2014 г.г. (9 кл.) Плодухин Андрей – 3 место в муниципальной олимпиаде по химии.
2013-2014 г.г. (11 кл.) Романова Валерия -2-ое место в региональном рейтинге по химии IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).
2013-2014 г.г. (11 кл.) Калентарова Алина - 3-ье место в региональном рейтинге по химии IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).
май 2014 год: Фомичев Никита (8А класс) – 3 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».
май 2014 год: Сайгин Андрей (8В класс) – 5 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».
май 2014 год: Лабутин Максим (8А класс) – 7 место, в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».
Результаты ЕГЭ
год Количество учащихся Качество знаний по школе, % Качество знаний по городу, % В сравнении, %
2011-2012 учебный год 5 76 62,23 Выше на 13,77 %
2012-2013 учебный год 7 83,4 76,33 Выше на 7,07 %
2013-2014 учебный год 7 67,6 58,4 Выше на 9,2 %
В 2006 году я принимала участие в городском профессиональном конкурсе «Учитель-мастер», на котором провела мастер-класс по теме: «Тестирование как одна из форм проверки ЗУН по химии» (награждена дипломом победителя).
7.Возможность тиражирования
Основные положения опыта представлены на сайте учителя http://учительский.сайт/Маскинскова-Наталья-Ивановна и сайте http://nsportal.ru/maskinskova-natalya-ivanovna на которых можно познакомиться с данными публикациями.
8.Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися
Основные формы и приёмы работы с учащимися представлены в выступлениях учителя на педагогическом совете школы, на заседаниях предметного МО, в работе со студентами, проходившими педагогическую практику в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»:
февраль 2011г., МОУ «СОШ №24», «Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии». (Из опыта работы). – Выступление на МО.
2012-2013 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций» - открытый урок.
Март 2012г., МОУ «СОШ №24», «Технология разноуровневого обучения химии на уроках и во внеурочное время». (Из опыта работы). - Выступление на МО.
Январь 2013г., МОУ «СОШ №24», «Формирование учебно-познавательной компетенции школьников как один из факторов повышения качества обученности по химии». (Из опыта работы.) – Выступление на МО.
2013-2014 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Ионные уравнения» – мастер-класс.
2014уч.г., МОУ «СОШ №24», 8-е классы, «Бой эрудитов» – внеклассное мероприятие.