Методические рекомендации по французскому языку (как второму иностранному)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7
Города Буденновска
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО
ИНОСТРАННОГО
Выполнила:
Горобцова Н.Н.,
учитель иностранных
языков
2008 год
Изучение французского языка рассматривается данной программой как средство приобщения учащихся к новой национальной культуре и как средство овладения еще одним способом участие в межкультурной коммуникации.
В нашей гимназии практикуется вариант изучения французского языка, как второго, с 5 по 11 классы. Практический результат обученности по второму иностранному языку достигается в процессе коммуникативно – ориентированного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности человека.
Воспитание средствами второго иностранного языка предполагает повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социальной среды.
Развитие средствами второго иностранного языка (французского) предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников: языковая и речевая наблюдательность, речемыслительная деятельность, готовность к познавательно – поисковому творчеству.
В течение всего периода обучения французскому как второму иностранному языку формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
- лингвистическая компетенция, т. е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связанных высказываний;
- социолингвистическая компетенция, т. е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст – кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью – определяет выбор языковых форм);
- дискурсивная компетенция т. е. способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативном общении;
- стратегическая компетенция, т. е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
- социокультурная компетенция; т. е. знание о национально – культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения;
- социальная компетенция, т. е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая способность поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решаются на базовом уровне на протяжении всего срока
обучения.
Содержание обучения второму иностранному языку составляют:
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в различных сферах общения;
- тематика, проблемы и ситуации в различных сферах общения;
- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком;
- знания о национально – культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
- общеучебные умения и навыки.
При овладении различными видами речевой деятельности на французском языке, изучаемом в качестве второго, учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в говорении:
- отработка и развитие навыков произношения и интонации;
- передача информации, новой для слушателя;
- описание повседневных событий;
- сравнение различных объектов и явлений;
- выражение личного мнения, чувств;
- поиск и сообщение определенной информации;
- запрос о значении незнакомых слов и выражений;
- стратегия диалога (начало, поддержание);
- обсуждение собственного опыта, интересов;
- выбор языковых средств по условиям диалогического контекста;
- подведение краткого итога услышанных или прочитанных текстов;
- выражение согласия или несогласия;
- использование услышанного или прочитанного в качестве стимула к говорению.
В письме:
1) написание фраз, предложений, коротких текстов с целью оформить и передать элементарную информацию;
2) резюмирование текстов различного характера с целью выбора основ информации и главных идей;
3) использование услышанного или прочитанного для создания собственных небольших текстов.
В аудировании:
1) внимательное прослушивание материалов;
2) определение значения звучащей речи с помощью визуальных и других невербальных опор;
3) использование контекста звучащей речи для определения ее значения;
4) прослушивание в целях выделения (нахождения) основной информации;
В чтении:
1) следовать четким указаниям и инструкциям;
2) интерпретировать значение прочитанного с помощью визуальных и других невербальных опор;
3) просматривать тексты для нахождения определенной информации;
4) практиковать поисковое чтение с целью основного понимания;
5) работать с текстами различного жанра (надписи, указатели, почтовые открытки, письма, небольшие рассказы, стихотворения, дневники, брошюры, туристические проспекты, статьи из газет и журналов, открытки из произведений современных писателей).
В целях развития общелингвистических умений и навыков учащиеся должны иметь возможность, изучая и применяя французский язык, как второй:
- учить (и рассказывать) наизусть небольшие тексты (стихи, песни, загадки, скороговорки и т. д.);
- изучать правила соотношения звучащей и письменной речи;
- осознавать язык как систему;
- использовать лингвистические знания для раскрытия значения текстов и развития собственных иноязычных умений;
- приобретать навыки межъязыковой интерпритации.
Для развития социокультурного сознания учащихся им должна быть предоставлена возможность:
- встречаться с носителями изучаемого языка;
- работать с аутентичными материалами из стран изучаемого языка для выбора основной информации;
- изучать и обсуждать сходства и различия между культурами России и стран изучаемого языка;
- исследовать традиции и учиться применять правила речевого и социального этикета стран изучаемого языка;
- исследовать с последующим обсуждением различные аспекты языка и культур стран изучаемого языка.
Обучение грамматике.
При обучении французскому языку, как второму, грамматика имеет прикладной характер. Она необходима учащимся, для того чтобы:
а) узнавать и понимать некоторые грамматические структуры в речи и в текстах;
б) в случае необходимости сознательно выбирать требуемые или наиболее уместные грамматические формы и конструкции для последующего использования в говорении и письме.
Языковой и грамматический материал организуется вокруг следующих сфер обучения с конкретной тематикой.
Класс
Тема
Грамматический материал
5 класс
1. Как дела?
2. Нас четверо.
3. Брат или сестра.
4. У нас география.
Неопределенные и определенные артикли, повелит. форма глагола, глагол быть в настоящем времени, притяжательные прилагательные, глагол иметь в настоящем времени, наст. Время глаголов 1 группы + определенные артикли (родительном и дательном падежах), местоимения ударные и безударные.
6 класс
1. День рождения.
2. Мороженое – это вкусно!
3. Мой маленький пес.
4. Времена года.
Указательные местоимения, оборот il y a , прилагательные мужского и женского рода во множественном числе, спряжение неправильных глаголов, прошедшее сложное время с глаголом иметь и быть, прошедшее сложное время неправильных глаголов.
7 класс
1. Знакомимся! (Я, семья, мои друзья.)
2. Счастливого учебного года! 3. Приятного аппетита! 4. Что мы сегодня едим?
Приглагольные местоимения, артикли определенные в роли прямых дополнений, Будущее непосредственное время, употребление частичных и определенных артиклей после глаголов, Прошедшее сложное время, косвенное дополнение.
8 класс
1. Школьная жизнь. 2. Мой друг. 3. Телевидение – я обожаю 4. Приятного путешествия! 5. Жил – был однажды(Чтение)
Прямые, косвенные дополнения (повторение), род и множ. число прилагат., женский род сущ-х, наречия, Прошедшее продолженное время, сравнит. и превосходная степень прилагательных.
9 класс
1. Привет, Швейцария! 2. Играем в детективы (Чтение) 3. Кто ищет, найдет! (Объявления, информация) 4. Париж
Прямая и косвенная речь в настоящем времени, в значении который, Прошедшее продолженное время, прямые, косвенные дополнения.
10 класс
1. Школьный год начинается 2. Мы в 10 классе 3. Моя учеба в колледже (гимназии) 4. Спорт 5. Активная деятельность, хобби 6. Фермер – кто он?
7. В городе. (Париж, его достопримечательности) 8. Любите ли вы путешествовать? 9. что такое призвание?
Прошедшее сложное время, сравнительная, превосходная степень прилагательных, Будущее и Прошедшее непосредственное время, роль суффиксов (мужского и женского рода) в словообразовании, причастия прошедшего, настоящего времени, Предпрошедшее время.
11 класс
1. Жизнь знаменитых людей 2. Любовь к природе. Проблемы экологии 3. Знаменитые исследователи 4. Профессии и ремесла 5. Роль компьютера в современной жизни 6. Семейная жизнь 7. Немного истории французской музыки 8. Любите ли вы театр, кино?
Простое сложное время, инфинитивные обороты, указательные местоимения, глагол делать+ инфинитив глагола, согласование времен, прямая, косвенная речь, словообразование.
В нашей гимназии при изучении французского языка, как второго, мы используем следующие учебно – методические комплексы, привлекая много дополнительных материалов, ориентируясь на возрастные интересы учащихся и их учебные возможности и уровень обученности, достижимые при этой тарификации и «сетке часов».
Класс
Учебно – методический комплект
5
6
7
8.
9
Е. Береговская, М. Туссен
«Синяя птица» 5 класс Москва, Просвещение, 2007г.
Н. А. Селиванова, А. Шашурина
«Синяя птица» 6 класс Москва, Просвещение, 2007 г.
Н. А. Селиванова, А. Шашурина
«Синяя птица» 7-8 класс (частично) Москва, Просвещение, 2006 г.
10-11.
С. П. Золотницкая,
«Спутник старшеклассника» 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2000г.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15